Контракти.ua

35582  —  06.09.08
Роскошь передвижения. Ведущие автобренды делают ставку на выпуск малолитражек
Роскошь передвижения. Ведущие автобренды делают ставку на выпуск малолитражек

Мировая автоиндустрия вступила в фазу замедления темпов роста. Ключевая причина стагнации автопрома — рост цен на моторное топливо: за последние 10 лет стоимость его на АЗС выросла примерно в 5 раз. Даже в Соединенных Штатах, входящих в двадцатку стран с самыми низкими ценами на горючее, бензин за последний год подорожал на треть.

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, Контракты

Мировая автоиндустрия вступила в фазу замедления темпов роста. По результатам I полугодия 2008-го, на крупнейшем автомобильном рынке США зафиксировано падение объемов продаж до 7,414 млн машин — на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Такая же тенденция наблюдается в странах ЕС — объем реализации авто в мае снизился на 7,5%, в июне — еще на 7,9%. Максимальное сокращение продаж Европейская ассоциация автомобильных производителей зафиксировала в Ирландии — 48%, Испании — 30,8% и Италии — 19,5%. В Японии, по данным Ассоциации автодилеров JADA, в январе — июле произошло рекордное падение объемов продаж подержанных автомобилей — до 2,27 млн — на 6,6% год к году. А в Китае в I полугодии 2008-го объем продаж легковых авто вырос всего на 14,2%, не оправдав надежд участников рынка, прогнозировавших прирост на уровне 20%.

Ключевая причина стагнации автопрома — рост цен на моторное топливо: за последние 10 лет стоимость его на АЗС выросла примерно в 5 раз. Даже в Соединенных Штатах, входящих в двадцатку стран с самыми низкими ценами на горючее, бензин за последний год подорожал на треть: с $2,2 за галлон (3,78 л) в июле 2007-го до $4,3 (примерно 5,45 грн за литр).

В мае 2008 года экономисты из Университета Калифорнии в Дэвисе опубликовали исследование зависимости покупательских предпочтений автомобилистов от роста цен на нефтепродукты. Выяснилось, в частности, что продажи неэкономичных авто сокращались в среднем на 13% каждый раз, когда стоимость бензина повышалась на $1. Сильнее всего на изменение цены горючего реагировал спрос на внедорожники — подорожание бензина на $1 за галлон провоцировало снижение объемов продаж на 25%. Одновременно рос спрос на малолитражки и гибриды, оснащенные традиционным и электрическим двигателями, расходующими менее 1 галлона горючего на 68 миль (около 4 л на 100 км).

В Европе, по данным AUTO-Consulting, в десятку самых продаваемых машин I полугодия 2008-го вошли в основном малолитражки: Peugeot 207, Opel Corsa, Renault Clio, VW Polo, Ford Fiesta и др.

Производственные планы ведущих мировых автобрендов подтверждают справедливость результатов маркетинговых исследований. В частности, в условиях роста цен на горючее Honda решила уменьшить выпуск неэкономичных минивэнов Odyssey и внедорожников Pilot на заводе Линкольна в США на 10 тыс., увеличив объем производства модели Civic, спрос на которую постоянно растет. Volkswagen свернула программу по выпуску пикапа Robust, несмотря на то что инвестиции в нее составили EUR233 млн, модель прошла тестовые испытания и должна была поступить в продажу в 2009 году. Chrysler закрывает завод по выпуску минивэнов в Сент-Луисе и сокращает объем производства пикапов на заводе в Миссури. Mitsubishi уменьшит на 10% — до 69 тыс. авто в год — выпуск седанов Galant и внедорожников Endeavor на автосборочном предприятии в Иллинойсе.

Серьезные проблемы в связи с падением спроса на авто и мировым кризисом ликвидности возникли у гиганта автоиндустрии — General Motors, до сих пор не наладившего выпуск флагманской малолитражки. По итогам I полугодия 2008 года объем продаж GM упал на 3% — до 4,54 млн машин, и американский концерн уступил пальму мирового первенства японской Toyota, ее объем реализации благодаря экономичным моделям Yaris и Auris вырос в январе — июне на 2,2% — до 4,82 млн автомобилей. Минувший финансовый год GM закончила с убытком в $38,7 млрд, и автодилеры были вынуждены выкупать дешевеющие акции концерна (только в июне — на $1 млн), чтобы уберечь от банкротства. Сейчас GM закрывает 12 заводов, продает бренд Hummer и отказывается от лизинговых программ, убытки компании  во II квартале 2008-го составили  около $15,5 млрд.

Характерно, что на падение спроса на автомобили в США, Евросоюзе и Японии мировые автобренды не всегда реагируют снижением цен. По информации Bloomberg, в этом году новые машины подешевели на 5-20% лишь в ЕС. На других мировых рынках автомобили дорожают в связи с ростом цен на сырье и энергоресурсы. О повышении отпускных цен, в частности, уже объявили BMW, Mazda, Nissan, Toyota и другие производители.

В крайне непростых обстоятельствах (падение спроса и подорожание сырья) автобренды активно перемещают производства в развивающиеся страны. Не только в целях экономии на оплате труда, но и потому, что спрос в соответствующих регионах пока растет. Именно такими соображениями руководствуется Toyota, в планах которой открыть к 2011 году завод по производству компактных городских авто в Бразилии (проектная мощность — 150 тыс. машин ежегодно). Американская Chrysler и китайская Great Wall заявили о начале партнерства, результатом которого будет новый миникар, продаваемый не только в Поднебесной, но и в США и Евросоюзе. Peugeot-Citroen будет строить завод мощностью 75 тыс. машин ежегодно в Калуге (РФ), японская Mitsubishi рассматривает возможность совместной реализации этого проекта. Suzuki планирует открыть небольшое предприятие (мощностью 30 тыс. авто в год) в Санкт-Петербурге. Кстати, аналитики R.L.Polk полагают, что в ближайшие 3 года автомобильный рынок России вырастет на 60% и, опередив немецкий, станет первым в Европе по объемам продаж.

В Украине объемы реализации автомобилей пока растут, однако уже не столь динамично как раньше: в I полугодии 2008-го прирост продаж составил 22,45% год к году, тогда как в январе — июне 2007-го соответствующий показатель был вдвое большим — 45,51%. Причем в мае текущего года произошло 1,5%-ное снижение объемов продаж, а в июне, по данным AUTO-Consulting, зафиксирован всего 3%-ный рост — до 52 тыс. автомобилей. Подробнее о тенденциях на украинском авторынке (где, по неподтвержденным данным, планируют открыть производства Ford и ряд китайских автобрендов) — в ближайших Контрактах.

 

Статьи по теме
Водіям розповіли, коли переходити на зимову гуму, і чи загрожує штраф тим, хто цього не зробить
Водіям розповіли, коли переходити на зимову гуму, і чи загрожує штраф тим, хто цього не зробить

Поки що в Україні немає штрафів, якщо водії продовжують їздити на літній гумі взимку. Однак, українців все ще можуть оштрафувати на 20-40 неоподаткованих мінімумів (а за повторне порушення позбавити прав до півроку) за шини, які не відповідають технічним вимогам.
05.11 — 203

Обмеження на дорогах, бронювання, прикордонний контроль: що зміниться з 1 листопада в Україні
Обмеження на дорогах, бронювання, прикордонний контроль: що зміниться з 1 листопада в Україні

З 1 листопада для українських автомобілістів запровадять нові обмеження швидкості та посилиться контроль на польському кордоні. Також наступного місяця можуть змінитися умови надання "броні" від мобілізації та, вірогідно, набуде чинності закон про підвищення податків.
01.11 — 284

Водіїв попередили про важливі зміни в ПДР з 1 листопада: нові правила діятимуть по всій Україні
Водіїв попередили про важливі зміни в ПДР з 1 листопада: нові правила діятимуть по всій Україні

Правила дорожнього руху з 1 листопада переходять на "зимовий період". На дорогах всіх міст України встановлять обмеження швидкості до 50 км/год.
17.10 — 295