Мировая автоиндустрия вступила в фазу замедления темпов роста. Ключевая причина стагнации автопрома — рост цен на моторное топливо: за последние 10 лет стоимость его на АЗС выросла примерно в 5 раз. Даже в Соединенных Штатах, входящих в двадцатку стран с самыми низкими ценами на горючее, бензин за последний год подорожал на треть.
Мировая автоиндустрия вступила в фазу замедления темпов роста. По результатам I полугодия 2008-го, на крупнейшем автомобильном рынке США зафиксировано падение объемов продаж до 7,414 млн машин — на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Такая же тенденция наблюдается в странах ЕС — объем реализации авто в мае снизился на 7,5%, в июне — еще на 7,9%. Максимальное сокращение продаж Европейская ассоциация автомобильных производителей зафиксировала в Ирландии — 48%, Испании — 30,8% и Италии — 19,5%. В Японии, по данным Ассоциации автодилеров JADA, в январе — июле произошло рекордное падение объемов продаж подержанных автомобилей — до 2,27 млн — на 6,6% год к году. А в Китае в I полугодии 2008-го объем продаж легковых авто вырос всего на 14,2%, не оправдав надежд участников рынка, прогнозировавших прирост на уровне 20%.
Ключевая причина стагнации автопрома — рост цен на моторное топливо: за последние 10 лет стоимость его на АЗС выросла примерно в 5 раз. Даже в Соединенных Штатах, входящих в двадцатку стран с самыми низкими ценами на горючее, бензин за последний год подорожал на треть: с $2,2 за галлон (3,78 л) в июле 2007-го до $4,3 (примерно 5,45 грн за литр).
В мае 2008 года экономисты из Университета Калифорнии в Дэвисе опубликовали исследование зависимости покупательских предпочтений автомобилистов от роста цен на нефтепродукты. Выяснилось, в частности, что продажи неэкономичных авто сокращались в среднем на 13% каждый раз, когда стоимость бензина повышалась на $1. Сильнее всего на изменение цены горючего реагировал спрос на внедорожники — подорожание бензина на $1 за галлон провоцировало снижение объемов продаж на 25%. Одновременно рос спрос на малолитражки и гибриды, оснащенные традиционным и электрическим двигателями, расходующими менее 1 галлона горючего на 68 миль (около 4 л на 100 км).
В Европе, по данным AUTO-Consulting, в десятку самых продаваемых машин I полугодия 2008-го вошли в основном малолитражки: Peugeot 207, Opel Corsa, Renault Clio, VW Polo, Ford Fiesta и др.
Производственные планы ведущих мировых автобрендов подтверждают справедливость результатов маркетинговых исследований. В частности, в условиях роста цен на горючее Honda решила уменьшить выпуск неэкономичных минивэнов Odyssey и внедорожников Pilot на заводе Линкольна в США на 10 тыс., увеличив объем производства модели Civic, спрос на которую постоянно растет. Volkswagen свернула программу по выпуску пикапа Robust, несмотря на то что инвестиции в нее составили EUR233 млн, модель прошла тестовые испытания и должна была поступить в продажу в 2009 году. Chrysler закрывает завод по выпуску минивэнов в Сент-Луисе и сокращает объем производства пикапов на заводе в Миссури. Mitsubishi уменьшит на 10% — до 69 тыс. авто в год — выпуск седанов Galant и внедорожников Endeavor на автосборочном предприятии в Иллинойсе.
Серьезные проблемы в связи с падением спроса на авто и мировым кризисом ликвидности возникли у гиганта автоиндустрии — General Motors, до сих пор не наладившего выпуск флагманской малолитражки. По итогам I полугодия 2008 года объем продаж GM упал на 3% — до 4,54 млн машин, и американский концерн уступил пальму мирового первенства японской Toyota, ее объем реализации благодаря экономичным моделям Yaris и Auris вырос в январе — июне на 2,2% — до 4,82 млн автомобилей. Минувший финансовый год GM закончила с убытком в $38,7 млрд, и автодилеры были вынуждены выкупать дешевеющие акции концерна (только в июне — на $1 млн), чтобы уберечь от банкротства. Сейчас GM закрывает 12 заводов, продает бренд Hummer и отказывается от лизинговых программ, убытки компании во II квартале 2008-го составили около $15,5 млрд.
Характерно, что на падение спроса на автомобили в США, Евросоюзе и Японии мировые автобренды не всегда реагируют снижением цен. По информации Bloomberg, в этом году новые машины подешевели на 5-20% лишь в ЕС. На других мировых рынках автомобили дорожают в связи с ростом цен на сырье и энергоресурсы. О повышении отпускных цен, в частности, уже объявили BMW, Mazda, Nissan, Toyota и другие производители.
В крайне непростых обстоятельствах (падение спроса и подорожание сырья) автобренды активно перемещают производства в развивающиеся страны. Не только в целях экономии на оплате труда, но и потому, что спрос в соответствующих регионах пока растет. Именно такими соображениями руководствуется Toyota, в планах которой открыть к 2011 году завод по производству компактных городских авто в Бразилии (проектная мощность — 150 тыс. машин ежегодно). Американская Chrysler и китайская Great Wall заявили о начале партнерства, результатом которого будет новый миникар, продаваемый не только в Поднебесной, но и в США и Евросоюзе. Peugeot-Citroen будет строить завод мощностью 75 тыс. машин ежегодно в Калуге (РФ), японская Mitsubishi рассматривает возможность совместной реализации этого проекта. Suzuki планирует открыть небольшое предприятие (мощностью 30 тыс. авто в год) в Санкт-Петербурге. Кстати, аналитики R.L.Polk полагают, что в ближайшие 3 года автомобильный рынок России вырастет на 60% и, опередив немецкий, станет первым в Европе по объемам продаж.
В Украине объемы реализации автомобилей пока растут, однако уже не столь динамично как раньше: в I полугодии 2008-го прирост продаж составил 22,45% год к году, тогда как в январе — июне 2007-го соответствующий показатель был вдвое большим — 45,51%. Причем в мае текущего года произошло 1,5%-ное снижение объемов продаж, а в июне, по данным AUTO-Consulting, зафиксирован всего 3%-ный рост — до 52 тыс. автомобилей. Подробнее о тенденциях на украинском авторынке (где, по неподтвержденным данным, планируют открыть производства Ford и ряд китайских автобрендов) — в ближайших Контрактах.