Руководство Фонда гарантирования вкладов физических лиц всерьез задумалось над вопросом увеличения максимального размера возмещения вкладов обанкротившихся банков. Впрочем, насколько будет увеличен лимит выплат в Фонде еще не решили.
Максимальный размер возмещения вкладов обанкротившихся банков, похоже, вскоре будет увеличен. Во всяком случае, руководство Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) всерьез задумалось над этим вопросом. «С целью выполнения задач, определенных программой президента Украины, дальнейшего укрепления доверия к банкам со стороны населения, повышения уровня защищенности большинства вкладчиков страны Фондом гарантирования вкладов рассматривается вопрос об увеличении гарантированной суммы возмещения»,— заявил председатель административного совета ФГВФЛ Игорь Соркин. Напомним, что последний раз Фонд повысил сумму компенсаций в ноябре 2008 года: с 50 тыс. грн до 150 тыс. грн. Насколько будет увеличен лимит выплат на сей раз, в ФГВФЛ еще не решили: дескать, пока проводятся соответствующие расчеты.
Как видно, из комментария Игоря Соркина, повышением планки выплат Фонд намеревается убить двух зайцев. Во-первых, укрепить доверие населения к банкам. Во-вторых, повысить уровень защищенности вкладчиков. Хотя есть определенные сомнения относительно достижения этих целей. Ведь даже если Фонд увеличит максимальную сумму гарантированных выплат в несколько раз, то это никак не изменит отношение вкладчиков к банкам с подмоченной репутацией. Тут уж сами финучреждения должны подумать, каким образом они могут вернуть утерянных клиентов. «Для граждан главный вопрос состоит не в размере компенсации, а в том, чтобы сохранить свои средства в целости и сохранности, а также оперативно получить доступ к ним и заработать определенные проценты от использования этих средств», - заметил аналитик Укрсоцбанка Тантели Ратувухери.
Процедура признания банка банкротом и его ликвидация может длиться несколько лет
Что касается повышения уровня защищенности вкладчиков обанкротившихся банков, то с этим отчасти можно согласиться. Действительно, с одной стороны, увеличивая уровень гарантированных выплат, ФГВФЛ тем самым повышает шансы украинцев на возвращение большей части их вкладов в случае банкротства финансового учреждения (являющегося членом Фонда). Правда, с другой стороны, не стоит забывать о том, что процедура по признанию банка банкротом и его ликвидации в Украине может длиться несколько лет. Так что в любом случае не приходится рассчитывать на быстрое возмещение вкладов. «Возможно, больший эффект (нежели повышение максимального размера выплат по вкладам банков-банкротов – ред.) дали бы меры, гарантирующие выполнение судебно-правовых решений и норм, исполнение прав граждан и обязанностей банков, ужесточающие правила взаимоотношения банков и своих клиентов, а не обещание частичной компенсации ущерба», - рассуждает Ратувухери.
Стоит также заметить, что во всех странах фонды гарантирования создаются для обслуживания вкладчиков, главным образом, во внекризисное время. «Когда же наступает системный кризис, то ни у одного фонда гарантирования в мире не хватает денег, чтобы обслужить, например, 20% банковской системы. Обычно такие фонды собирают до 5% всех вкладов системы - это позволяет им работать с одним или несколькими небольшими финучреждениями-банкротами. В кризис даже у Федеральной корпорации по страхованию депозитов США не хватило денег на все банки-банкроты», - авторитетно заявил координатор проектов финансового сектора Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Мариус Висмантас.
Если ФГВФЛ все-таки увеличит максимальный размер возмещения депозитов, то для банков это, скорее всего, выльется в дополнительные издержки. Ведь повышение суммы компенсации по вкладам повлечет за собой увеличение ежемесячных банковских взносов в Фонд гарантирования, что может привести к подорожанию услуг финучреждений. В свою очередь удорожание услуг, по мнению банкиров, принесет определенный минус как в виде снижения рентабельности банковского бизнеса, так и в виде снижения дивидендов по депозитам для населения.
«Эффективность и надежность работы Фонда, а также повышение его роли в восстановлении доверия к банковской системе можно обеспечить путем расширения участия в его функционировании более авторитетных институтов (прежде всего, государства, а также - страховых и инвестиционных компаний). В то же время, возможно, стоит подумать об обеспечении более прозрачного и продуктивного использования средств Фонда, например, в целях инвестиций», - считает Тантели Ратувухери.