Украинские аналитики прогнозировали активизацию отечественного рынка M&A в 2008 году. Иностранные покупатели наших компаний могли бы предоставить украинцам деньги для дальнейшего развития. Однако вместе с наступлением мирового финансового кризиса больше M&A сделок в Украине не стало.
Украинские аналитики также прогнозировали активизацию отечественного рынка M&A в 2008 году. Большинство компаний сейчас испытывают проблемы с финансированием, поскольку занять крупный капитал за рубежом проблематично. Иностранные покупатели наших компаний могли бы предоставить украинцам деньги для дальнейшего развития. Однако вместе с наступлением мирового финансового кризиса больше M&A сделок в Украине не стало.
В начале 2008-го портфельные и стратегические инвесторы начали переоценивать рисковость своих вложений. Инвестиции в страны Восточной Европы, в том числе Украину, всегда считались рисковыми, однако приносящими высокий доход. Принимая риск инвестиций в нашу страну, зарубежные компании рассчитывали на получение сверхприбыли от вложений. С наступлением мирового финансового кризиса портфельные инвесторы вышли из рисковых инструментов. Результат — обвал украинского фондового рынка. Стратегические инвесторы перестали вкладывать в развитие своих компаний в Украине, хотя еще год назад намеревались занять лидирующие позиции на многих рынках в нашей стране. Например, в конце июля австрийский Erste Bank отказался расширять свой бизнес в Украине. Официальная причина — политическая нестабильность, высокая инфляция и отсутствие реформ в финансовой сфере.
Впрочем, украинские бизнесмены не спешат продавать свои компании. Крупные отечественные корпорации отложили IPO (с помощью которого они собирались оценить свой бизнес, чтобы продать его подороже). Бизнесмены средней руки, не стремящиеся к публичности, субъективно оценивают свои активы, причем, как правило, выше их рыночной стоимости. Еще год назад иностранцы были готовы покупать украинские компании и банки дорого: мелкие финучреждения, например, приобретали за 5-6 капиталов. Однако в условиях безденежья на мировом рынке западный бизнес не хочет переплачивать.
Бум поглощений ожидает разве что строительный рынок, считают аналитики. Одна из последних сделок M&A в строительном секторе — покупка девелоперской компанией Ucapital Partners портфеля офисных зданий в Киеве.
Питерс, поразмыслив, покачал головой.
— Ничего странного. Если жадность не погубит, он может держаться вечно.
Рэймонд Чандлер,
«Долгое прощание»