Контракти.ua

Автор: Валерий Чуднов —  5051  —  19.06.12
Дружественный огонь: как украинские чиновники де-факто работают на импортеров
Дружественный огонь: как украинские чиновники де-факто работают на импортеров

В I квартале 2012 года импорт ферросплавов в Украину вырос на 27%. По итогам 2011-го рост объемов импорта составил 188%. Буквально за три года доля отечественных производителей уменьшилась с 90% до 40%.

Неудивительно, что Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА) обратилась в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) и Межведомственную комиссию по международной торговле (МКМТ) с просьбой начать специальное расследование в отношении импорта ферросиликомарганца. «Наше письменное обращение — показатель того, что есть проблема. Только в ходе расследования можно будет понять, есть ли потребность во введении пошлин или квотировании импорта. Единственное, мы категорически настаиваем, чтобы такое расследование было проведено», — комментирует глава международной торговой практики юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» Глеб Бялый, занимающийся юридическим сопровождением подачи заявления УкрФА.

Сложность в том, что украинские чиновники проблему не замечают. Первый раз УкрФА обратилась в профильное министерство с просьбой начать расследование импорта ферросплавов 13 октября 2011 года. Однако спустя 40 дней получила отказ. «Министерство отказало нам по абсолютно формальным признакам, не подкрепив позицию указанием на конкретные нормы закона… Мне непонятна логика чиновников, для которых рост импорта на 188% за год является несущественным», — прокомментировал Контрактам Глеб Бялый.

В самом деле, мировая практика ВТО показывает, что даже 5%-ный рост импорта в течение года может рассматриваться как недружественные действия по отношению к национальной экономике и является достаточной причиной для инициации специального расследования. Тем более когда такой рост происходит на фоне стабильного рынка.

«По объему производства ферросплавов Украина входит в первую десятку стран мира. Только внутреннее потребление у нас превышает $1 млрд в год. Тем удивительнее наблюдать, как исполнительная власть отказывается защищать собственного производителя и фактически дает свободный вход на рынок импортерам, что уже в перспективе трех-пяти лет грозит развалом отрасли», — говорит представитель УкрФА.

Непонятна логика чиновников, для которых рост импорта на 188% за год является несущественным

За последний год Министерство экономического развития проводило немало специальных расследований импорта. К примеру, лимонной кислоты, обуви, шифера, метанола… Ферросплавной отраслью, влияющей на экономику значительно сильнее, чиновники почему-то не заинтересовались. «Игнорирование проблем украинской ферросплавной отрасли идет вразрез с заявлениями о курсе на поддержку отечественного производителя», — рассказывает вице-президент Центра исследований корпоративных отношений Вячеслав Бутко.

6 июня 2012 года УкрФА предприняла вторую попытку защитить интересы отечественных производителей ферросплавов и подала в МЭРТ и МКМТ заявление «О проведении специального расследования относительно импорта в Украину ферросиликомарганца». УкрФА просит МЭРТ и МКМТ в соответствии с Законом «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» начать расследование агрессивного импорта ферросиликомарганца в нашу страну, объемы которого за прошлый год возросли на 144%, а по его результатам считает целесообразным применить специальные меры в отношении импортной продукции сроком на четыре года. «Если этого не произойдет, мне будет очень интересно посмотреть на содержание и обоснование отказа. Уверен, в этом случае шансы обжаловать отказ в судебном порядке будут очень велики», — комментирует Глеб Бялый.

Эксперты указывают, что в случае проведения расследования велика вероятность принятия мер по защите отечественных производителей. Дело в том, что документы ВТО предполагают три условия, при наличии которых правительство той или иной страны имеет право вводить меры по защите национального производителя. Первое — существенное возрастание импорта той или иной продукции в течение определенного периода времени. Второе — наличие ущерба для внутреннего производителя, например, уменьшение доли рынка, которую занимает национальный производитель, вынужденное сокращение работников. Третье — установление прямой причинно-следственной связи между наращиванием импорта и ухудшением положения внутреннего производителя, ущербом, нанесенным ему вследствие роста импорта. «В ситуации с импортом ферросплавов в Украину наличествуют все три вышеприведенных условия для введения защитных мер. Следовательно, страна имеет веские основания для применения норм ВТО с целью ограничения импорта ферросплавной продукции», — считает президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты Владимир Щелкунов.

В погоне за копейкой

Популярность импортных ферросплавов можно объяснить двумя факторами. Во-первых, по некоторым позициям стоимость импортной продукции ниже на 5–7% (украинским производителям электроэнергия обходится в 2–2,5 раза дороже). Во-вторых, государство само провоцирует металлургов импортировать ферросплавы — речь идет о далеком от идеала механизме возврата экспортного НДС. «Для ориентированного на экспорт меткомбината удобнее делать взаимозачет возврата импортной НДС за покупку зарубежных ферросплавов и экспортной НДС за экспорт основной продукции. Не уверен, что это позитивно отражается на наполнении госбюджета», — объясняет вице-президент Центра исследований корпоративных отношений Вячеслав Бутко.

Статьи по теме
Судьба
Судьба "КРАЗа": на свалку или к новому владельцу?

Сергей Лямец, журналист: Не смог пройти мимо. 9 октября на американо-украинской торговой площадке DebtX выставят на продажу вкусные активы. Это 9 кредитов, которые получили 4 предприятия из группы заводов "КРАЗ" – легендарного и, пожалуй, единственного в Украине производителя грузовиков из города Кременчуга. На продажу выставляется настоящий флагман автомобилестроения. "КРАЗ" для Украины – это то же самое, что "КАМАЗ" для России и "МАЗ" для Беларуси.
02.10.20 — 1919

В Украине на 40% рухнуло автопроизводство
В Украине на 40% рухнуло автопроизводство

В Украине за семь месяцев текущего года производство автотранспорта обвалилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года - до 2122 единиц.
11.08.20 — 832

Повышение тарифов на ж/д-грузоперевозки: чем это грозит украинцам
Повышение тарифов на ж/д-грузоперевозки: чем это грозит украинцам

Чиновники с промышленниками ищут общий язык. "Укрзализныця" тоже в диалоге.
18.11.19 — 864