Контракти.ua

Автор: Надежда Гончарук —  14672  —  15.06.12
Машина различий: почему налоговые льготы получат избранные разработчики ПО
Машина различий: почему налоговые льготы получат избранные разработчики ПО

Условия работы двух третей украинских программистов не соответствуют нормам отечественного трудового законодательства. Маленькие компании работают в лучшем случае как СПД, в худшем – вообще не имеют регистрации. У больших компаний, играющих в игры с государством, есть юрлица – плательщики НДС и все прочие атрибуты крупного бизнеса.

В середине июня президент Украины должен подписать или вернуть на повторное рассмотрение два жизненно важных для отечественной IT-индустрии законопроекта: № 8267 («Об экономическом эксперименте по созданию благоприятных условий для развития в Украине индустрии программной продукции») и № 9744 («О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины касательно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции»), принятые Верховной Радой в целом 24.05.2012.

Несмотря на рекомендации юридического управления ВР существенно доработать законопроект № 9744, сомнений по поводу подписания президентом вышеуказанных документов не возникает. В перечень авторов законопроектов включен Виктор Янукович-младший.

Если законы вступят в силу, отечественные софтверные компании получат следующие налоговые льготы. Во-первых, речь идет об освобождении от уплаты НДС при поставках программной продукции, сделанной в Украине. Во-вторых, о снижении ставки налога на прибыль — с 21% до 5%, а также на доходы физлиц — с 15% до 5%. В-третьих, единый социальный взнос (ЕСВ), уплачиваемый работодателем (производителем ПО), будет удерживаться в размере 36,76% от суммы, равной двум минимальным зарплатам, умноженной на количество наемных работников. Правда, действие последней нормы ограничивается 2017 годом. А в целом льготный режим для украинских программистов будет существовать в течение 10 лет — с 2013 по 2023 год.

Программа роста

Принятие данных законопроектов можно расценивать как положительное явление для украинского IT-рынка. «Темпы роста рынка IT-услуг в Украине увеличатся с существующих 30% до 50% в год как минимум. Вырастет и внутренний рынок, и экспорт, а Украина станет более привлекательной для иностранных IT-компаний», — считает Валерий Куцый, генеральный директор софтверной компании «Миратех».

Налоговая имеет право провести документальную внеплановую выездную проверку

Львиная доля украинских разработчиков придерживается аутсорсинговой модели, то есть создает программные продукты для иностранных компаний. Если верить данным Central & Eastern European Outsourcing Association (CEEОA), в Украине насчитывается около 6 тыс. аутсорсинговых компаний, а основные заказчики — Германия, Швейцария, Нидерланды, Франция, Италия и США. В 2011-м объем украинского рынка IT-аутсорсинга достиг $1,1–1,3 млрд, что является одним из наиболее высоких показателей среди стран Центральной и Восточной Европы.

Впрочем, после внимательного анализа налоговых льгот всплывает некая дискриминационная составляющая. Если компания соответствует всем перечисленным в законопроекте критериям для получения преференций, она обязана подать в налоговую регистрационное заявление, а к нему присовокупить финансовую отчетность и некую бумагу, подтверждающую право на льготное налогоообложение. Выдачей ценных депеш заведует «центральный орган исполнительной власти по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины» — Госинформнауки. «Необходимость в получении подтверждения права на льготы в налоговой и Госинформнауки помогает исключить компании, у которых профильная деятельность не связана с IT», — утверждает Валерий Куцый.

«Участники рынка высказывают обоснованные опасения по поводу того, что привлечение агентства к процессу предоставления статуса налогоплательщика может привести к образованию коррупционных схем, нарушению принципов дерегуляции, созданию нового центра распределения полномочий между исполнительной властью и к задержке в получении статуса субъекта», — говорит Маркиян Мальский, партнер, руководитель западноукраинского филиала адвокатского объединения Arzinger.

Проверить и перепроверить

Дальше — больше. Закон допускает, что для подтверждения права на льготы налоговая имеет право провести документальную внеплановую выездную проверку плательщика в течение 10 дней после получения регистрационного заявления. Юристы сомневаются в законности таких проверок. «Налоговый орган анализирует полученные от заявителя документы на предмет соответствия критериям, указанным в п. 1.4. закона № 9744. То есть предметом рассмотрения является не соответствие поданной документации законодательству, а соответствие критериям. Даже поверхностный анализ этих критериев наводит на мысль, что выявить нарушения законодательства на основе представленных заявителем документов на соответствие критериям довольно трудно, а скорее невозможно», — утверждает Маркиян Мальский.

Если верить профессиональному порталу разработчиков DOU, условия работы двух третей украинских программистов не соответствуют нормам отечественного трудового законодательства. «Маленькие компании работают в лучшем случае как СПД, в худшем — вообще не имеют регистрации. У больших компаний, играющих в игры с государством, есть юрлица-плательщики НДС и все прочие атрибуты крупного бизнеса (хотя некоторые крупные компании тоже хитрят, оформляя каждого работника как СПД. — Прим. ред.)», — утверждает Денис Олейников, бывший владелец онлайн-сервиса ProstoPrint. По его словам, в Украине финансовое законодательство в части международных платежей «драконовское»: легитимно и с небольшими затратами получить деньги из AppStore или, наоборот, рассчитаться с зарубежным субконтрактором у нас почти невозможно.

Конечно, авторы законопроекта старались «обелить» отечественный софтверный рынок. Именно этому идеалу в жертву были принесены грядущие бюджетные недопоступления из-за внедрения налоговых льгот в IT-сфере. Но опять же, компания, которая вдруг решила работать легитимно, по истечении двух отчетных кварталов должна быть готова к визиту налоговой с внеплановой проверкой. С учетом вышеперечисленного сомнительно, что начнется массовое «обеление» IT-фирм.

Льготы могут остановить миграцию украинских программистов

По словам Дениса Олейникова, законопроекты учитывают интересы крупных украинских IT-компаний. В принципе, лидеры рынка не отрицают этого. Известно, что в разработке документов активно принимали участие две профессиональные организации: Европейская Бизнес Ассоциация (куда входят потенциальные заказчики аутсорсинговых услуг) и Ассоциация «Информационные технологии Украины» (куда входят непосредственные исполнители-аутсорсеры). Есть более радикальное мнение, что налоговые льготы лоббировали компании, занимающиеся госпоставками IT-решений: в 2011 году основным потребителем услуг IT-аутсорсинга стал государственный сектор — в общем объеме заказов его доля составила 23%. «Каждая госструктура держит «свою» компанию для выполнения IT-подрядов», — уверяет Денис Олейников.

Однако значительную долю украинского рынка ПО занимают вовсе не крупные компании. В прошлом году портал DOU опубликовал рейтинг крупнейших отечественных софтверных компаний. В соответствии с этим списком в Украине общее количество сотрудников, работающих в топ­25 разработчиков, составляет до 20 тыс. человек (весь штат). В целом в стране официально трудятся до 40 тыс. программистов, а неофициально — около 200 тыс., соответственно доля лидеров составляет в лучшем случае 50%. Выходит, что 50% программистов фактически остаются за бортом налогового оазиса.

Стоп-миграция

Настойчивость IT-великанов на принятии данных законопроектов подкрепляется не только желанием получить налоговые льготы, но и стремлением удержать массово выезжающих за границу украинских айтишников. Если снова обратиться к рейтингу DOU, в котором есть колонка об открытых вакансиях в каждой компании-участнице, то приходит понимание логики компаний–инициаторов льгот. К примеру, в Ciklum на конец прошлого года были открыты 260 вакансий, в GlobalLogic — 180, SoftServe — 146, EPAM — 140. Министр социальной политики Сергей Тигипко говорит о дефиците в 30 тыс. программистов в стране.

Поскольку большую часть себестоимости программного продукта составляет оплата интеллектуального труда разработчика, крупные компании стараются удержать украинцев от побега за рубеж: будут льготы — можно увеличивать зарплаты. А поскольку лидеры рынка — преимущественно аутсорсинговые компании, то у них все упирается в количество рабочих «мозгов». Крупным аутсорсерам выгодно наращивать штат, чтобы увеличивать объемы заказов из-за границы.

С одной стороны, ничего плохого в создании благоприятных условий нашим программистам для работы на родине нет. Как раз понятно, почему государство, которое за свой счет выучило специалистов, старается удержать их дома. С другой стороны, аутсорсинговая модель — путь в никуда. К примеру, не так давно Украину посещал Питер Сунде, один из основателей шведского торрент-трекера The Pirate Bay, гонимого голливудскими правообладателями. В интервью порталу Expertorama швед высказал интересное мнение о том, что аутсорсинг — современная версия рабства. Европейские компании нанимают украинцев из-за низких зарплат и зависимости наших людей от работы (в Украине социальные гарантии, в отличие от скандинавских стран, минимальны), не стремясь открывать официальные представительства. В свою очередь наши соотечественники, занятые чужими проектами, не имеют возможности создавать собственные программные продукты и получать под них инвестиции.


Who is льготник

Вид деятельности IT-компаний, которые могут
получить льготы, исходя из норм законопроекта № 9744

1. Издание программного обеспечения, включая издание и реализацию (продажа, прокат и/или предоставление лицензий) системных пакетов программ, служебных и игровых программ, публикацию готового (несистемного) программного обеспечения, в том числе перевод или адаптацию несистемного программного обеспечения для определенного рынка за собственный счет: операционные системы, бизнес и другие приложения; выпуск компьютерных игр для всех платформ.

2. Компьютерное программирование и все виды деятельности по написанию, модификации, тестированию и обеспечению технической поддержки, документированию программного обеспечения (в том числе с использованием коммерческих или свободно распространенных модулей).

3. Консультирование по вопросам информатизации, включая планирование и разработку компьютерных систем, объединяющих комплектующее оборудование, программное обеспечение и коммуникационные технологии.

4. Деятельность по управлению компьютерным оборудованием, включая предоставление услуг местного управления и деятельности компьютерных систем клиентов, а также обработки данных и другие сопутствующие услуги, эксплуатация на долговременной (постоянной) основе средств обработки данных, принадлежащих другим пользователям.

5. Создание и внедрение информационно-технических комплексов, систем и сетей: проектирование и создание комплексов, систем и сетей на базе информационных технологий, систем передачи данных и систем хранения данных, монтаж и установка электронно-вычислительных машин и прочего оборудования для обработки информации; обслуживание и сопровождение комплексов, систем и сетей, построенных на базе информационных технологий.

6. Обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность, в том числе — с базами данных: предоставление данных в определенном порядке или последовательности путем их выбора в режиме онлайн или прямого доступа к оперативным данным, отсортированным по запросу (компьютеризированный менеджмент) для широкого или ограниченного круга пользователей обработки, подготовки и ввода данных с применением программного обеспечения пользователя или собственного программного обеспечения.

 

Требования к IT-льготникам

Субъектом индустрии программной продукции считается субъект хозяйствования,
который в течение предыдущих четырех последовательных отчетных кварталов
совокупно одновременно отвечает следующим критериям

1. Общая доля доходов субъекта от осуществления видов экономической деятельности по реализации товаров и предоставлению услуг в программной индустрии составляет не менее 70% доходов от всех видов экономической деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

2. Стоимость основных средств и/или нематериальных активов предприятия превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года.

3. У субъекта отсутствует налоговый долг.

4. В отношении субъекта судом не приняты постановления о признании должника банкротом в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Статьи по теме
Bitcoin вперше в історії досяг 77 тисяч доларів на тлі перемоги Трампа
Bitcoin вперше в історії досяг 77 тисяч доларів на тлі перемоги Трампа

Bitcoin вперше в історії досяг 77 тисяч доларів. Експерти припускали, що у разі перемоги новообраного президента США Дональда Трампа ціна на криптовалюту може зрости.
10.11 — 252

Саудівська Аравія може підірвати російську економіку збільшенням видобутку нафти, - Politico
Саудівська Аравія може підірвати російську економіку збільшенням видобутку нафти, - Politico

Росія ризикує зіткнутися з дефіцитом коштів для військової економіки, якщо Саудівська Аравія збільшить видобуток нафти. Ер-Ріяд незадоволений неузгодженістю країн у скороченні поставок для підвищення цін з поточних 70 до 100 доларів за барель.
05.10 — 656

ZARA знову працює. Як відкривалися магазини Inditex у Києв
ZARA знову працює. Як відкривалися магазини Inditex у Києв

ZARA, Pull&Bear і Bershka та інші відкрилися у кількох ТРЦ Києва. Також найближчим часом відновлять свою роботу інші магазини брендів іспанської компанії Inditex.
04.04 — 467