До эмиграции в Прагу Павел, Галина и дочка Юля Охрименко жили в Киеве. Друзьям запомнилось, что они постоянно переезжали с одной съемной квартиры на другую. Шутили, что при встрече надо приветствовать ни вопросом «Как дела?», а «В каком районе вы теперь живете?»
Наши герои:
Павел Охрименко,
33 года, частный предприниматель.
Ежемесячный доход — 20 тыс. крон
Галина Охрименко,
30 лет, дизайнер в декретном отпуске.
Декретные выплаты — 15 тыс. крон
Юлия Охрименко,
14 лет, старшая дочь, школьница
Павел-Даниэл Охрименко,
новорожденный, младший сын
Наверное, каждый читал «Похождения бравого солдата Швейка», и в воображении навсегда отпечатался добродушный образ чеха — с кнедликами, пивными и веселым воякой. И, наверное, у многих есть знакомая семья, отец которой служил в Чехословакии. Они возвращались из этой сказочной заграницы, дребезжа стаканами и люстрами из богемського хрусталя, а их рассказы о тамошних нравах казались неправдоподобными.
До эмиграции в Прагу Павел, Галина и дочка Юля Охрименко жили в Киеве. Друзьям запомнилось, что они постоянно переезжали с одной съемной квартиры на другую. Шутили, что при встрече надо приветствовать ни вопросом «Как дела?», а «В каком районе вы теперь живете?» Свое жилье приобрести так и не получилось — оба работали дизайнерами в издательском бизнесе, купить квартиру не могли, а на кредит не решались. Кто знает, сколько киевских квартир им бы еще пришлось обживать, если бы ни родственница Гали, жившая в Чешской Республике уже 40 лет. Она предложила своей племяннице с мужем и дочкой рискнуть и переехать в Прагу. А это было непросто. Ведь никто даже не знал чешского языка.
Риск оказался оправданным: уже спустя два года жизни на чужбине им стало доступно не только чешское шампанское или пиво, но и своя двухкомнатная квартира в 35 кв. м. Квартира обошлась семье Охрименко в 1 млн. 165 тыс. крон (это почти $73 тыс.). Купили ее в кредит под невиданные для Украины 4,9% годовых.
Что же им пришлось делать, дабы обрести желанную стабильность? Ничего нового, все та же верстка и дизайн журналов. Это творческое ремесло, которое лишь прокармливало семью в Украине, там, в Чешской республике, позволяет жить спокойно и с уверенностью смотреть в будущее. Почувствовав твердую почву под ногами, Охрименко решились еще на одного ребенка. Тем более что государство ежемесячно выплачивает на каждого ребенка по 700 крон (почти $45) — так что небольшая поддержка есть всегда. Эти деньги выплачиваются родителям до достижения их чада 15-летнего возраста. Потом до его 26-летия родители получают государственную помощь в размере 335 крон ($21 или 100 грн.) ежемесячно.
Месяц назад в семье Охрименко родился мальчик, которого по западнославянской традиции назвали двойным именем Павел — Даниэл. Мама сейчас в декретном отпуске (компания платит ей 15 тыс. крон ежемесячно, это почти $930), а папа, как это обычно бывает, работает с утра до ночи. В целом, ежемесячный доход семьи составляет 35 тыс. крон (это почти $2 тыс.). Денег хватает не только на жизнь и оплату кредита, но и на страховку: семья купила пенсионное страхование у ING, страховку жизни компании Generali, а также у каждого члена семьи есть обязательное для Чехии медицинское страхование.
Все в семье одеваются обычно во вьетнамских магазинах, где продают недорогую и качественную одежду. Известный в Украине бренд одежды Terranova — в Чехии наиболее распространенный формат магазинов. В стране не принято щеголять дорогой одеждой, по гламурным кедам со стразами на шнурках легко вычисляются русские и наши соотечественники. Одежда для чехов должна быть, в первую очередь, удобной, основная масса людей — средний класс, так пыжиться не перед кем. И это касается не только одежды, но и в целом стиля жизни. Например, в пражском трамвае можно запросто встретить депутата или работника парламента.
К сожалению, об Украине остались не лучшие воспоминания. Быть иммигрантами в ближнем зарубежье оказалось намного приятнее, чем патриотом на родине.
Павел считает, что чешское государство открывает большие возможности даже перед эмигрантами. И приводит в пример условия для открытия своего дела. В первый год своей предпринимательской деятельности не заплатил ни кроны налогов, наоборот — государство по программе поддержки малого бизнеса выплатило ему около 2 тыс. крон ($120). В дальнейшем уже платил Павел, но всего 1 тыс. крон в год ($60).
Единственное, наверное, чего не хватает Чешской Республике, по мнению Охрименко, это своего Черного моря. И горы в Украине выше. С другой стороны, как отмечает глава семейства, можно поехать к морю в Черногорию или дальше, например, в Италию — границы-то все отрыты.