Сотрудников отделов продаж чаще премируют, однако размер вознаграждения напрямую зависит от качества их работы. В настоящее время наиболее остр дефицит специалистов по продаже в строительной отрасли и предприятиях В2В-сектора, в частности IТ-компаниях.
Контракты
Смотрите также:
Маркетологи. Сам себе маркетолог
Юристы. Время покажет
PR-специалисты. Беспорядочные связи
Сисадмины. Мальчики, живущие в сети
HR-специалисты. Инженеры человеческих душ
Бухгалтеры. Без языка
Административный персонал. Генеральный секретарь
Если человек способен
продать слона, сделать карьеру менеджера по продажам он может без высшего
образования и опыта. Среди специалистов по продажам, отмечают рекрутеры,
действительно чаще, чем среди представителей других офисных профессий,
встречаются недипломированные работники. Однако если продавец претендует на
работу в международной компании, на предприятии, предлагающем сложные продукты,
или планирует стать директором по продажам, без вуза ему не обойтись.
Торговому представителю в дистрибьюторских компаниях, которые работают с быстрооборачиваемыми потребительскими товарами, достаточно среднего образования, — рассказывает Валентин Тимошенко, директор компании Management Consulting. — А вот в компаниях, занимающихся оптовыми или индустриальными продажами, требования на порядок выше, поскольку этот работник контактирует с высокопоставленными сотрудниками компаний-партнеров». «Украинские компании еще делают скидку людям без образования, а вот обязательным условием любой западной фирмы является его наличие даже у рядового менеджера по продажам, — отмечает Павел Богданов, старший консультант компаний Exon Recruiters. — Кроме того, базовые знания, которые они могут получить в вузе, им необходимы, чтобы выйти на новый уровень в своей профессиональной деятельности».
На хороших продавцов дефицит
есть всегда. Согласно информации портала JOB.ukr.net, во II квартале 2008 года самыми
востребованными специалистами были менеджеры по продажам. Спрос на них по сравнению с началом квартала вырос на
86,5%. Как отмечают рекрутеры, хотя в целом на рынке увеличивается число
позиций торговых представителей и территориальных менеджеров, в то же время
число вакансий уровня директора по продажам весьма невелико. По мнению
специалистов, это может быть связано с тем, что не так уж много новых фирм
выходят на рынок, а позиции директоров по продажам в существующих компаниях уже
заняты. К тому же предприятия в последнее время уделяют достаточно большое
внимание удержанию кадров, а также их обучению и карьерному развитию. Поэтому в
большинстве случаев на открытую руководящую вакансию в компании предпочитают
назначать уже работающего в ней специалиста.
Цены растут Динамика роста
заработных плат менеджеров по ключевым клиентам за 2005-2007 гг., %
В настоящее время наиболее остр дефицит специалистов по продаже в строительной отрасли и предприятиях В2В-сектора, в частности IТ-компаниях. «В отличие от компаний FMCG-сектора, которые, как правило, работают с ретейлом или другими торговыми посредниками, продавцы В2В-компаний имеют дело с прямыми продажами, — объясняет Павел Богданов. — Поэтому им необходимы высококвалифицированные продавцы, которые умеют общаться с «большими» людьми, поскольку зачастую продают очень дорогой товар, и одновременно обладают достаточными знаниями, чтобы разбираться в его технических нюансах».
Как формируется заработок продавца
Доход практически всех менеджеров по продажам состоит из двух частей: фиксированной зарплаты и процента от заключенной сделки. У некоторых из них заработки состоят еще и из третьего компонента — всевозможного рода откатов, которые нередко являются значительной прибавкой к окладу.
Структура денежного вознаграждения работников отдела продаж по сравнению с другими отделами, % | |||||
|
Отдел |
Высшее руковод- ство |
Среднее руководя- щее звено |
Профессиональ- но-администра- тивный
персонал |
Вспомога- тельный персонал / рабочие |
Постоянное денежное вознаграждение |
Отдел продаж |
70 |
74 |
74 |
78 |
Другие отделы |
74 |
79 |
79 |
82 | |
Переменное денежное вознаграждение |
Отдел продаж |
30 |
26 |
26 |
22 |
Другие отделы |
26 |
21 |
21 |
18 | |
По данным компании «Эрнст энд Янг» |
У ряда менеджеров по продажам процент от сделки является основным источником дохода. «Однажды я проводил собеседование с менеджером по продажам одной из киевских строительных компаний, — рассказывает Павел Богданов. — Его фиксированный оклад составлял $1 тыс. в месяц. По профессиональным характеристикам он подходил моему клиенту, и когда назвал эту цифру, я удовлетворенно вздохнул, поскольку заказчик предлагал ему $2 тыс. Но затем я спросил, какой же у него ежемесячный доход. Оказалось, что $10 тыс. То есть бонусы приносили ему $9 тыс. Парню просто повезло — он был зачислен в штат этой строительной компании одним из первых, когда у предприятия были маленькие объемы строительства и соответственно продаж. Он тогда зафиксировал в своем контракте определенный процент от сделки. Прошло несколько лет, объемы продаж увеличились, так как строиться в Украине стали активно, а процент у этого менеджера остался тот же. И я знаю несколько таких везунчиков. Их очень мало, но они есть». Гораздо чаще размер бонуса менеджеров по продажам составляет 40% от ежемесячной фиксированной зарплаты — это средний по рынку показатель.
ЭКСПЕРТиза
Кому платят дважды
Ольга ГОРБАНОВСКАЯ,
руководитель группы Human
Capital компании «Эрнст энд Янг»
— Как показали результаты
«Обзора заработных плат и компенсаций в Украине» за 2007 год, подготовленного
компанией «Эрнст энд Янг», 94% компаний из 124, принявших участие в Обзоре,
выплачивают переменное вознаграждение персоналу отдела продаж по результатам
работы, и лишь 10% обеспечивают гарантированные выплаты. В то же время процент
компаний, выплачивающих гарантированные премии сотрудникам других отделов,
значительно выше — до 20%.
Наиболее популярная форма переменного вознаграждения — премия за год. Ее используют 73% компаний, однако одновременно с ней часто применяются и другие формы поощрения: премии за полугодие, квартал и месяц. Это также выделяет отдел продаж в структуре организации, поскольку сотрудникам других отделов в основном выплачиваются лишь годовые премии (83% компаний). Базой для начисления годовой премии, как правило, являются: выручка компании (16%), прибыль компании (24%), индивидуальный объем продаж (33%), а также бюджет отдела, выполнение целей, система показателей эффективности и другие факторы.
Смотрите также:
Маркетологи. Сам себе маркетолог
Юристы. Время покажет
PR-специалисты. Беспорядочные связи
Сисадмины. Мальчики, живущие в сети
HR-специалисты. Инженеры человеческих душ
Бухгалтеры. Без языка
Административный персонал. Генеральный секретарь