Контракти.ua

36466  —  19.08.08
Маркетологи. Сам себе маркетолог
Маркетологи. Сам себе маркетолог

20% специалистов, называющих себя маркетологами, таковыми не являются, но даже они востребованы рынком. Хотя украинские вузы уже готовят маркетологов, наличие профильного, маркетингового образования по-прежнему остается редкостью. Да и качество такого образования оставляет желать лучшего.

Контракты

 

Смотрите также:

Менеджеры по продажам. Купи слона

Юристы. Время покажет

PR-специалисты. Беспорядочные связи

Сисадмины. Мальчики, живущие в сети

HR-специалисты. Инженеры человеческих душ

Бухгалтеры. Без языка

Административный персонал. Генеральный секретарь


Маркетолог — одна из самых молодых, но популярных на сегодняшний день специальностей. «Моду на маркетологов ввели иностранные компании лет 15 назад, — рассказывает старший консультант компании Exon Recruiters Павел Богданов. — Сначала нанимали на эту должность каких угодно специалистов, зачастую брали лингвистов, поскольку единственным требованием было знание английского языка».

Такая ситуация, во-первых, сформировала стереотип, что стать маркетологом легко и для этого ничего не нужно уметь. «Сфера маркетинга интересна молодым людям сочетанием разнообразных бизнес-инструментов, технологий, методик и возможностью создавать и внедрять креативные идеи, — рассказывает Юлия Макарова, старший консультант департамента В2В рекрутинговой компании «Брейн Сорс Интернешнл». — Но очень часто их привлекает в этой профессии лишь красивое слово «маркетолог». Из своего личного опыта знаю: старшеклассники или выпускники школ, еще не определившиеся с выбором профессии и не имеющие ярко выраженных склонностей к точным наукам, как правило, среди интересующих их дисциплин обязательно называют маркетинг». Но все дело в том, что как раз хорошие аналитические способности крайне необходимы маркетологу.


Нажмите, чтобы увеличить

Во-вторых, многие маркетологи-первопроходы, которым приходилось познавать азы маркетинга на практике, а не в университетских аудиториях, до сих пор остались аматорами, и их деятельность, основанная на интуиции, а не знаниях и расчетах, по мнению Павла Богданова, бомба замедленного действия. Такие маркетологи способны допускать элементарные ошибки, которые считаются моветоном у их западных коллег. И таких специалистов, отмечают рекрутеры, на рынке масса, их можно встретить не только в небольших компаниях со штатом 15 человек, но и на многих известных предприятиях. «Я интервьюировал нескольких маркетинг-менеджеров и проверял знание ими базовых понятий маркетинга — классических терминов из учебника Котлера: что такое «маркетинг-микс», «ATL», «BTL»... И был шокирован, когда не смог получить от них ответы на эти элементарные вопросы», — рассказывает Павел Богданов. По его словам, около 20% маркетологов, с которыми ему приходится проводить собеседования, оказываются непрофессионалами. Но и таких специалистов в конечном итоге все равно покупают.

Маркомщики

Хотя украинские вузы уже готовят маркетологов, наличие профильного, маркетингового образования по-прежнему остается редкостью. Да и качество такого образования оставляет желать лучшего. «Я сталкивалась с тем, — рассказывает Юлия Макарова, — когда молодые специалисты, только закончившие факультет маркетинга, не смогли ответить на собеседовании на элементарный вопрос о четырех «пи» маркетинга. Наверное, ком-паниям проще брать людей и без профильного образования и учить их самостоятельно или ориентироваться на опыт мар-кетолога, а не его диплом».

Дефицит специалистов привел к тому, отмечают рекрутеры, что их знания и умения не стоят тех денег, которые они запрашивают за свою работу. Масла в огонь подливают сами руководители компаний, поскольку немногие из них вообще представляют себе, чем должен заниматься специалист по маркетингу. Поэтому в украинских компаниях маркетологи зачастую одновременно выполняют функции пиарщика, аналитика или экономиста. «В маленькой компании маркетолог, как правило, универсален — на нем и анализ, и планирование, и бюджеты, и общение со СМИ, а также административная и бумажная работа. Для крупной компании, напротив, характерно структурное и функциональное разделение специалистов по профилям и направлениям. В первом случае набор функций широк, но зачастую поверхностен, а исполнение более простое, во втором — наоборот, функции уже, однако есть множество подфункций и больше отчетности», — продолжает Юлия Макарова.

«Многие маркетологи, работающие в Украине, в том числе в крупных международных компаниях, — уточняет Павел Богданов, — считают себя полноценными специалистами, но, по сути, являются маркомщиками (marketing communication maager). Маркетинг, как известно, состоит из так называемых 4-х «пи»: product (продукт), price (цена и ценообразование), place (дистрибуция), promotion (PR, реклама, промоушен). Так вот многие украинские маркетологи работают только с одним, последним «пи» — promotion, а про остальные забывают. Фактически, они являются рекламщиками, и это буквально так и есть, поскольку в маркетологи часто идут менеджеры рекламных агентств, которые хорошо справляются с проектами, связанными с промоушеном, но называют себя маркетологами. Однако теоретической базы у них как не было, так и нет. И называя себя стратегами, зачастую просто имплементируют в Украине идеи и наработки материнских офисов. Это происходит во многих FMCG-компаниях».

$8 тыс. за долю рынка

Между тем считается, что самые лучшие и опытные маркетологи работают именно в компаниях FMCG-сектора. Но сейчас наибольший спрос на этих специалистов испытывают инвестиционные компании, банки и предприятия В2В-сферы. «Дело в том, что в этой области очень мало маркетологов, да и маркетинг В2В-компаний специфичен, — объясняет Павел Богданов. — Специалисты из FMCG-компаний, являющиеся marketing communication people, не особенно стремятся идти в компании В2В, потому что понимают: там им будет скучно, поскольку не придется работать с ТВ или разрабатывать наружную рекламу».

Все выше, и выше, и выше Динамика роста заработных плат маркетинг-менеджеров за 2005-2007 гг., %

Самые востребованные на рынке, по мнению Юлии Макаровой, специалисты в области медиапланирования и разработки маркетинговых стратегий. Как правило, это профессионалы, получившие образование за границей. «На большинстве рынков, ранее уверенно развивавшихся, рост замедлился или прекратился, вследствие чего обострилась конкуренция. И все чаще компаниям необходимы специалисты, способные разработать стратегию захвата доли рынка при минимальных затратах», — рассказывает Павел Богданов.

Опытный маркетинг-менеджер может в среднем рассчитывать на $1,2-2 тыс., маркетолог, занимающий руководящую должность, имеющий несколько подчиненных, может зарабатывать $2-3 тыс. А у некоторых директоров по маркетингу украинских компаний оклад достигает $8-10 тыс.

 

Смотрите также:

Менеджеры по продажам. Купи слона

Юристы. Время покажет

PR-специалисты. Беспорядочные связи

Сисадмины. Мальчики, живущие в сети

HR-специалисты. Инженеры человеческих душ

Бухгалтеры. Без языка

Административный персонал. Генеральный секретарь

Статьи по теме
Актив для інвестицій та платіжний інструмент. Що таке криптовалюта
Актив для інвестицій та платіжний інструмент. Що таке криптовалюта

Криптовалюта стає все більш популярною у світі та в Україні. Цей інструмент відкриває безліч можливостей – від оплати товарів та послуг до отримання пасивного доходу через інвестування.
вчера, 09:36 — 155

Криптовалюта в Україні буде регулюватися за нормами ЄС, - НБУ
Криптовалюта в Україні буде регулюватися за нормами ЄС, - НБУ

Україна як кандидат в члени ЄС планує схвалити європейські норми щодо регулювання ринків криптоактивів для захисту споживачів.
18.04 — 146