В последние годы спрос на вышиванки стремительно растет, констатируют украинские модельеры. Яркий пример тому следующий — производство вышиванок поставили на конвейер Турция и Китай.
Национальная идея
В гардеробе президента львовской фирмы «Геликон» Михаила Горного около сотни вышиванок. Еще столько же он подарил друзьям и партнерам. «Генетическую любовь к вышитым вещам год назад я буквально извлек из сундука с вышитыми скатертями, сорочками, платьями, которые мамина семья передала мне в наследство, — рассказывает Горный. — Когда впервые надел вышиванку, сразу ощутил, насколько она удобна. Теперь у меня достаточно сорочек — и на праздник, и на каждый день. Забыл о галстуках, поскольку обычные рубашки ношу в исключительных ситуациях».
В последние годы спрос на вышиванки стремительно растет, констатируют украинские модельеры. Еще несколько лет — и продажи одежды с национальным колоритом выйдут на объемы советского периода, убеждены владельцы мастерских, специализирующихся на вышиванках.
В 1980-х в каждом областном центре Украины была фабрика художественных изделий. «Только Львовская фабрика художественных изделий имени Леси Украинки, на которой трудились около тысячи человек, в 1983 году изготовила вышитых изделий на 4 млн 348 тыс. рублей, — вспоминает Раиса Чугай-Захарчук, доктор искусствоведения, профессор, старший научный сотрудник Института народоведения и художественного промысла НАНУ. — Киевское производственно-художественное объединение имени Т. Шевченко, где работали 2204 вышивальщицы, за этот же период выпустило изделий на 11 млн руб.».
Сейчас розница ежегодно продает вышиванок на 3-5 млн грн. Уже через год-два эта цифра, по меньшей мере, удвоится, убеждены владельцы фабрик.
Причем основные их покупатели не иностранные туристы или диаспора, а украинцы. Вышиванки в рекламе не нуждаются. В отличие от поляков или россиян, настоящие украинцы носят «гуцулки» и «чумачки» в повседневной жизни. Бесплатный промоушн вышитым сорочкам обеспечивают первые лица страны: вышиванки носят Виктор Ющенко с супругой, Юлия Тимошенко, Иван Плющ, Юрий Луценко. В соседних государствах национальная одежда не имеет таких преимуществ: Квасьневский или Качинский, например, ни разу не одевали на официальные приемы жилетку-мазурку, Путин — косоворотку, а первая леди России — сарафан.
Дистанционное производство
Самый большой потребительский интерес к вышиванкам — в Киеве. По словам товароведа отдела «Все для дома» столичного ЦУМа Наталии Москаленко, ежедневно ее секция продает не менее 500 сорочек с вышивкой.
Если распространение вышитых изделий более-менее равномерно распределено по регионам, то производственная база сосредоточена главным образом в центральных и западных областях Украины. Массовое производство (небольшие предприятия) расположено в Полтаве, Нежине, Виннице, Черкассах, Закарпатье, на Ивано-Франковщине, отмечает директор львовского ГП «Мавка» Татьяна Чевьюк. Эти фирмы, как правило, созданы на руинах бывших государственных фабрик художественных изделий. Директор донецкого магазина «Украинский сувенир» Анна Щедрина подчеркивает, что в Донецкой и соседних областях изделия с вышивкой не производят, поэтому она вынуждена обращаться к полтавским, львовским и ивано-франковским мастерицам.
Предприятия, специализирующиеся на вышивках, преимущественно работают по принципу «надомничества». «Я разрабатываю рисунок будущей вышивки от начала до конца. Отшиваю его, приспосабливаю к определенной ткани, — рассказывает об особенностях такой схемы Татьяна Чевьюк. — Потом разрабатываю технологическую карту, делаю разметку, а мастерицы вышивают по готовому шаблону. За месяц бригада из 15 человек производит 45-50 изделий». Полтавское ООО «Леся Украинка» сотрудничает с вышивальщицами, живущими даже в 100 км от областного центра, отмечает директор предприятия Алексей Науменко. За месяц фабрика продает продукции в среднем на 25 тыс. грн с учетом «машинной» вышивки непосредственно на предприятии.
Только в западном регионе Украины на дому работают несколько сотен вышивальщиц. Однако владельцы артелей жалуются, что мастериц не хватает. Как правило, уже в 55-60 лет они не берутся за иголку с ниткой из-за ухудшения зрения. Новые кадры готовят несколько десятков училищ и колледжей, но набор небольшой: одно учреждение учит вышиванию не более полутора десятка учеников.
Красными и черными
Цены на вышиванки в разных регионах почти не отличаются. 90% изделий производители продают при посредничестве торговли. Предпочтение отдают не уличным вернисажам, а специализированным магазинам и салонам, гарантирующим сохранность ценной вещи. Торговля накручивает на вышиванках от 40% до 80% в зависимости от местоположения и статуса магазина. В галерее «Равлик» мужские и женские вышиванки стоят от 500 до 2000 грн. В Донецке мужская «гуцулка» стоит 300-800 грн, рушники 60-1000 грн, женская блуза с вышивкой — 500-1500 грн. По подсчетам Татьяны Чевьюк, с 2000 года цены на вышитые изделия поднялись на 60%. Каждое новое повышение минимальной зарплаты мастериц увеличивает этот процент.
Цена зависит от трудоемкости работы — на вышивку одной сорочки мастерица тратит от двух-трех недель до полугода. По словам заведующей салоном «Равлик» Оксаны Боднар, на стоимость прежде всего влияет количество вышивки, ее сложность, техника (таковых около сотни) и художественная ценность. Меньше на цену изделия влияет сырье и почти совсем не сказывается имя мастерицы. На одну сорочку в среднем идет 120-160 метров ниток (15-20 мотков по 8 метров), которые стоят 70-80 грн, и до двух метров ткани, в частности, на мужскую рубашку. Фабрики в основном закупают качественные и в то же время недорогие нитки российского, польского производства. Льняное полотно предпочитают украинское или белорусское, батист — российский.
Сделано в Китае
«Сначала в нашем салоне, как того требует азбука бизнеса, был довольно широкий ассортимент вышивок — и дешевых, и дорогих. Но со временем отказались от суррогатных изделий, поскольку они не пользовались спросом. Для сотрудничества отобрали трех вышивальщиц, которые поставляют нам свои работы», — говорит Юрий Гайда, отмечая, что художественная ценность вышиванок, несмотря на почти одинаковую цену, — разная. Например, часто в продаже встречаются экземпляры, где вышитый орнамент пришит к сорочке, тогда как ценится вышивка непосредственно по изделию.
«Пропорция ручной вышивки и машинной составляет 70 к 30. Широкий выбор вышивальных машин может облегчить, а то и вовсе заменить кропотливую работу мастериц, — говорит Алексей Науменко. — Но в таком случае вышиванка утратит свою ценность». Например, рубашку для президента Украины Виктора Ющенко две мастерицы предприятия вышивали на маркизете, с использованием мережки, семь месяцев. Такая вышиванка стоит, по меньшей мере, 3500 грн.
Впрочем, владельцы фабрик признаются, что с учетом массового покупателя более перспективна именно машинная вышивка. Она почти в два раза дешевле и по карману покупателю с небольшим достатком, отмечает Наталья Москаленко. Несколько предприятий используют компьютерную машинную вышивку. «На нее будет спрос, поскольку такая вышивка довольно красива, но при этом дешевле ручной на 30-60%», — убеждена товаровед.
На массового покупателя уже работают вездесущие китайские и турецкие предприниматели — на отечественных прилавках появились вышиванки машинного производства... из Китая и Турции.
Использованы две техники — гладь и выкол. Вышивка характерна для Центральной Украины. Если сорочка приобретена непосредственно у исполнителя, она стоит около 600-700 грн, в магазине — не менее 1 тыс. грн.
Иван Плющ, секретарь СНБО
Скорее всего, рубашка нежинской фабрики «Деснянка».
Стоимость изделия от 700 грн.
Виктор Ющенко, президент
Вышивка выполнена на льне серыми и белыми нитками. Техники: счетная гладь, крестик, стебельчатый шов, мережка.
Орнамент разработала член Национального союза мастеров народного искусства Татьяна Чевьюк (Львов).
Отпускная цена такой сорочки на предприятии — 600-700 грн, в магазине — 800-1300 грн.
Белым по модному
Отечественные модельеры вывели вышивку на подиум высокой моды. В весенне-летней коллекции Роксоланы Богуцкой, представленной на последней Украинской неделе моды (Ukrainian Fashion Week), большинство вещей украшено вышивками с Буковины и Тернопольщины. В частности, щедро украшенное яркой вышивкой зеленого, синего, красного цветов платье невесты до киевского подиума побывало на премьерном показе на реальной свадьбе, где все 700 гостей, как и невеста, были в вышиванках.
«Спрос на вышивку был, есть и будет всегда. Особенно на наиболее ценную — ручную, — говорит модельер Оксана Караванская. — Я очень часто использую вышивку в первой линии. Это может быть как бисер, так и аутентичные техники: низинка, крестик, гладь и т. д. Наибольший спрос сегодня на гладь, паетки и бисер. Вышивкой украшаю различные виды одежды — от вечерних платьев до пальто и свитеров. Заказы поступают регулярно. Среди наших клиентов на вышивку были как первая леди государства, так и простые украинские женщины».
«Модной тенденцией уже в течение года в сегменте прет-а-порте является вышивка белым по белому, — рассказывает Татьяна Чевьюк. — Растет спрос на двухцветные работы — белое с черным, белое с зеленым. Все чаще клиенты заказывают вышивку в тон ткани». Вышивкой оживляют даже классическую одежду. Например, на свадьбу жениху Татьяна вышивала рубашку под бабочку. Платья с вышивкой пока заказывают редко.
Несмотря на изменчивость моды, потраченные на качественную вышиванку деньги не обесцениваются, отмечают модельеры. Со временем авторские работы даже дорожают.
Фото: Михаила Маркива