Контракти.ua

46573  —  13.08.08
Блондинка за рулем. Гендиректор АВТО Интернешнл Елена Дунина знает о мужских автомобильных предпочтениях все
Блондинка за рулем. Гендиректор АВТО Интернешнл Елена Дунина знает о мужских автомобильных предпочтениях все

Инженер-авиатор Елена Дунина применила опыт разработки авиастроительных проектов в автомобильном бизнесе и стала гендиректором АВТО Интернешнл. Поначалу молодой и неопытной Елене приходилось доказывать свою правоту солидным и авторитетным менеджерам.

 
Дарья ЧЕРКАШИНА, Фото Натальи БОРЗОВОЙ, Контракты

В интервью Контрактам Елена Дунина, генеральный директор ДП «АВТО Интернешнл», рассказала о том, что:
1) благодаря ей консолидированный налог на импортные автомобили в Украине был снижен с 108% до 40%
2) мужчины стесняются признаться в том, что при выборе авто для них крайне важен его цвет и внешние характеристики
3) блефует при заказе автомобилей у производителей


Вы бы смогли самостоятельно найти и устранить неполадку в своем автомобиле?

— Нет, признаюсь! Устройство самолетов изучала и в теории, и на практике, устройство автомобилей тоже знаю, разбираюсь в технических нюансах, но починить не смогу...

Почему вы выбрали мужскую профессию?

— В свое время, как и многие дети, я мечтала стать и врачом, и преподавателем, а в итоге получила специальность инженера-экономиста. Еще в 9-10 классах увлеклась парашютным спортом: небо, романтика... Мечтала и сама когда-нибудь научиться управлять самолетом, поэтому и поступила в Киевский институт гражданской авиации. Но девушке достаточно сложно стать пилотом, поэтому я выбрала некую смесь инженерии и экономики. А на борт самолета все-таки попала — успела поработать в студенческом отряде бортпроводницей. Летала рейсом Киев—Владивосток—Киев, так впервые увидела побережье океана. После окончания института работала в Авиационном научно-техническом комплексе имени Антонова в отделе маркетинга и внешнеэкономических связей. Устроилась туда благодаря профильному образованию и свободному владению английским. Тем более после моего прохождения учебной практики АНТК приглашал меня к себе на работу.

Почему вы пошли в государственное учреждение, ведь уже тогда стал активно развиваться частный бизнес?

— Да, и зарплаты в негосударственных структурах были уже значительно выше. Наверное, сработала женская осторожность. Кроме того, несмотря на непривлекательную оплату труда в АНТК, он все-таки считался серьезной компанией, где я могла многому научиться. Как раз в то время, в 1992 году, АНТК начал разработку нескольких коммерческих проектов совместно с американской и западноевропейской корпорациями. Благодаря этому мне удалось на практике познакомиться с международной системой контроля и планирования предприятия. Это был ценный опыт, ведь тогда во многих компаниях еще практиковали советские системы учета, бухгалтерии.


— Обслужим по полной программе

Научилась строить свою работу системно. Это очень важно для бизнеса, особенно при работе с клиентами, потому что когда рабочий процесс отлажен, на внутренние или внешние непредвиденные обстоятельства можно реагировать оперативно и без ущерба для качества оказываемых услуг.

Чем именно вы занимались?

— Подготовкой проектов бизнес-планов. Участвовала в переговорах о создании коммерческого (пассажирского среднемагистрального) и военно-транспортного самолетов.

Если все было так замечательно, почему вы ушли из АНТК?

— Во-первых, из-за денег. Опыт опытом, но нужно было думать, на что жить, ведь уже тогда у меня был маленький сын. Приходилось подрабатывать переводами, совмещая их с основной работой. Во-вторых, хотелось делать больше. Так, выполнив все поручения в первой половине дня, уже после обеденного перерыва я шла к начальству и просила дать мне новые задания. Нередко это оценивалось положительно,  но иногда на меня смотрели как на инопланетянку. Возможно, я бы и смогла сделать в АНТК хорошую карьеру, но слишком медленное продвижение по служебной лестнице и низкая зарплата заставили меня задуматься о смене работы.


Как раз в этот период компания «АВТО Интернешнл», тогда она называлась «Мазда моторс Украина», искала специалиста по управленческому учету. Как сейчас помню, в конце рабочего дня просматривала прессу и в одном из журналов увидела объявление о вакансии в автомобильной компании. Подумала тогда: «Японский бренд, крупная международная компания — это наверняка должно быть что-то серьезное, стабильное и интересное». И несмотря на то что иностранцы в то время инвестировали в экономику Украины весьма осторожно, я понимала, что активный приход сюда западных компаний и развитие в стране международного бизнеса — дело времени.

Отослала резюме в Мазда Моторс Украина — меня пригласили на собеседование. Во время встречи представители компании показали графики и таблицы по управленческому учету и планированию. Опыт работы с международными компаниями, знание зарубежных стандартов дали о себе знать: я разобралась в представленных документах, на лету быстро и четко все объяснила. Мой собеседник был крайне удивлен, сказав, что почти никто из приславших резюме в компанию этого не знал. И уже через неделю я получила работу.

Что входило в ваши обязанности?

— Как специалист по управленческому учету занималась бизнес-планированием и анализом финансовой деятельности компании.

Вам, молодому специалисту, сразу доверили бизнес-планирование в международной компании?

— Да. И сначала меня это напугало. Во-первых, потому что у меня не было опыта работы в сфере импорта автомобилей. Во-вторых, украинский авторынок в то время только начинал развиваться. В-третьих, законодательная база была довольно несовершенна. В частности, налоговое законодательство: ввозная пошлина на автомобили для юридических лиц составляла 20%, акцизный сбор — 35%, НДС — 28% и т. д. В итоге выходило 108%.

И как вы пытались изменить ситуацию?

— Генеральный директор компании Игорь Сотуленко постоянно оказывал консультационную поддержку представителям власти. Я проводила анализ ситуации на рынке, в частности, вычисляла динамику его развития за последние годы, делала расчеты, прогнозы, например, сравнивала украинские показатели с данными зарубежных рынков. На тот момент, это был 1995 год, в европейских странах на 1000 жителей приходилось 600 автомобилей, в Украине же не набиралось и 70 — резерв для развития был огромным. Игорь Сотуленко презентовал эти данные представителям законодательной и исполнительной власти. Нам удалось убедить профильный комитет парламента в том, что автомобильный рынок Украины будет развиваться в ближайшие годы стремительно, и, как следствие, увеличатся поступления в государственную казну, но лишь в том случае, если будет снижено налоговое бремя на импорт автомобилей для официальных представителей зарубежных марок в Украине. В результате консолидированный налог был снижен с 108% до 40%. А наши прогнозы оправдались. Через какое-то время после изменения налогового законодательства в Украину пришло множество иностранных брендов, увеличился импорт. Автомобили стали более доступны потребителям.

Адаптировались в компании быстро?

— Во-первых, моя должность предполагала очень высокую степень ответственности, и я находилась в постоянном напряжении. Во-вторых, возникали сложности во взаимодействии с руководителями подразделений, поскольку все они просили, как правило, больше средств, чем было предусмотрено бизнес-планом, но я не могла сразу соглашаться на требования об увеличении финансирования. А я была молодая и неопытная, при этом имела дело с солидными и авторитетными менеджерами. И некоторые соглашались с моими поправками сразу, даже советовались, а другие спорили и не воспринимали меня всерьез. Приходилось бороться со своей неуверенностью и садиться за стол переговоров, доказывать целесообразность указанных в бизнес-плане затрат и объяснять, что запросы менеджеров завышены. Вообще без проведения расчетов никогда не принимала никаких решений, не воспринимала эмоциональные аргументы. Такое же отношение прививаю сейчас и своим сотрудникам.

Что вы изменили в системе Мазда Моторс?

— Структурировала ее. К примеру, разбила валовый доход по отдельным группам, точно также поступила с расходами. Спонсорство, например, и другие расходы не записывала как одно целое, занося в «прочие расходы», а указывала в плане каждый из этих показателей отдельной строкой.

Что это дало?

— Во-первых, система учета и внутреннего контроля расходов упростилась. Во-вторых, мы могли быстро реагировать на нестандартные ситуации. Так, в конце 1990-х, после экономического кризиса в России, бизнес-активность в Украине тоже снизилась, уровень продаж автомобилей упал. Возник вопрос, где искать источники экономии средств. Именно благодаря структурированию расходов мы сделали это оперативно: смогли четко увидеть, от каких статей расходов можно отказаться, а какие — урезать без негативных последствий для компании.

Многие процессы и механизмы в компании приходилось налаживать с нуля. Поэтому сейчас мне очень легко работать, я четко понимаю, как и что функционирует, не расходуя при этом время и усилия на изучение деталей.

Вы допускали ошибки в бизнес-планировании?

— Серьезных ошибок не было. Когда по окончании года бизнес-план сравнивается с итоговыми показателями, проводится оценка его качества. Допустимое отклонение фактического отчета от планируемых показателей составляет 10% — тогда качество работы считается высоким. С поправкой на украинские реалии рынка и законодательство у нас эта погрешность была увеличена до 15%. Но я всегда укладывалась в 10%.

Вы вели агрессивное или умеренное бизнес-планирование?

— Сначала умеренное, а после снижения налогообложения в 1996 году перешла к агрессивному. То есть бизнес-план строился с учетом того, что показатели компании в будущем году будут расти по сравнению с предыдущим.

Вскоре к финансово-экономической деятельности и контролю добавились функции по учету персонала, повышению эффективности его работы, формированию штатного расписания. На тот момент мы уже понимали, что компании необходимо свое помещение, поэтому предложили ее учредителям купить землю и построить собственное здание. Они с опаской отнеслись к этому, ведь доходы предприятия еще были недостаточно велики. Но я объяснила, что законодательство уже сбалансировано, и доходы компании начнут стремительно расти.

Что вы изменили в работе с персоналом?

— Убедила руководство компании ввести новую статью расходов — на обучение персонала на тренингах и семинарах. Конечно, есть люди, и без тренингов выполняющие свою работу хорошо, а есть и такие, кому и десятки занятий не помогут. Но с точки зрения обмена опытом, улучшения коммуникаций между отделами тренинги очень полезны.


 

Как удалось убедить руководство в необходимости такой статьи расходов?

— Воспользоваться своим надежным оружием — цифрами и прогнозами — я не могла, поскольку реальный эффект от тренинга просчитать довольно сложно. Пришлось просто убеждать начальство. Но сделать это оказалось не так сложно, ведь наша компания — это предприятие со стопроцентными иностранными инвестициями, а на западе уже давно поняли, что тренинги — достаточно эффективный инструмент повышения качества работы персонала.

Вам пришлось изучать устройство автомобиля?

— Да, потому что позже мне стали интересны и продажи. В импортируемых нами автомобилях разбиралась досконально, вникала во все технические особенности, чтобы четко представлять, чем они выгодно отличаются от машин других брендов. Ведь если бы в этом не разбиралась, просто не смогла бы продавать автотехнику. Большинство наших покупателей — мужчины, а им интересны технические характеристики машин, и я должна суметь рассказать именно о них. Если бы основными клиентами были женщины, я бы могла поговорить с ними о цвете автомобиля, дизайне салона. Хотя, скажу вам, для мужчин внешние характеристики тоже имеют значение, просто они не всегда в этом признаются.

Вы работаете в мужском бизнесе. Сталкивались с предвзятым отношением со стороны партнеров-мужчин?

— Приходилось, конечно. Это сейчас ситуация уже стала заметно меняться, женщин гораздо чаще можно увидеть на высоких постах в бизнес-структурах, а в то время это было редкостью. В середине 1990-х я часто ловила на себе снисходительные взгляды сильного пола, сталкивалась с покровительственным отношением. А тогда занимала не самую высокую должность. Вот если бы в то время стала генеральным директором, вызвала бы шок в автомобильной бизнес-среде. Срабатывал еще один фактор — возраст: возможно, будь я постарше, предвзятого отношения и не было бы. Но я старалась не замечать снисходительности, по крайней мере, не показывала своей реакции. И ни в коем случае никому ничего не пыталась доказать: это уж точно выглядело бы смешно.

Почему, кроме Mazda, вы также стали продавать автомобили Suzuki?

— В Украине были плохо представлены японские автомобильные бренды. Не продавались и Suzuki, хотя очень популярны в мире. У нас знали только мотоциклы этой марки, машины же пришлось раскручивать практически с нуля.

И как вы это делали?

— Решили начать с некоего ликбеза. Размещали пиар-статьи, посвященные бренду Suzuki, в специализированных СМИ, интернет-изданиях. Рассказывали о его истории, о том, что автомобили этой марки давно и успешно продаются во всем мире, об их преимуществе — мощных двигателях.


— В свободное время изучаю устройство автомобиля

Но еще тогда мы пришли к выводу, что какими бы достоинствами не обладал автомобиль, фактор цены для украинского потребителя все равно будет одним из определяющих. Из-за этого приходилось спорить с производителями, которые придерживались мнения: вместо того, чтобы снижать цены и проводить распродажи, лучше предложить покупателям дополнительный продукт — коврики, например, или какой-нибудь аксессуар. Мы же настаивали на регулярном проведении акций со скидками. Это вызывало дискуссии. Тогда шли на компромисс и предлагали консерваторам и противникам новаций эксперимент: устанавливаем скидки на месяц, а после делаем выводы. Эта тактика себя оправдала, и мы придерживаемся ее до сих пор. Ведь конкуренция усиливается с каждым годом. В начале 2000-х рынок только начинал расти, и покупатель, можно сказать, охотился за продавцом, искал возможности купить нужную ему марку автомобиля. В 2003-2004 годах ситуация резко изменилась, появилось большее число официальных представителей автомобильных брендов, стало стремительно развиваться автокредитование. Сейчас по темпам роста автомобильного рынка Украина занимает 2-е место в мире, по объему — 7-е.

Тем не менее покупателям приходится и сегодня несколько месяцев ждать, пока автомобиль нужной ему марки появится в Украине.

— Мы собрали очень большую базу данных, касающихся продаж, и можем точно спрогнозировать, каким будет спрос на ту или иную модель. Поэтому заранее начинаем вести переговоры с производителями о необходимом количестве. Зная манеру общения японцев и их желание перестраховаться (не остаться с непроданным товаром), иногда, признаюсь, прошу у них больше автомобилей, чем нужно. Например, если мы планируем продать за месяц 300 машин, я прошу 400-450. При этом нам поставляют всего 200-250. Наверное, нужно просить 600 (смеется), но мне совесть не позволяет.

Как вы стали генеральным директором?

— Мой предшественник открыл собственное дело. И хотя учредители АВТО Интернешнл дали на это согласие, не очень приветствовали наличие параллельного бизнеса у руководителя своего предприятия. И через некоторое время генеральным директором компании стала я. И хотя рассматривалась как единственный кандидат на эту должность, очень переживала: во-первых, получу ли такое предложение, а во-вторых, справлюсь ли. Ведь японцы очень консервативны, и управленцев-женщин у них не так уж много.

 

Персона

Елена Дунина родилась 3 июля 1970 года в Киеве

Образование: в 1992 году окончила Киевский институт гражданской авиации по специальности «инженер-экономист»

Жизненное кредо: быть полезной людям, которые меня окружают, нести добро

За что стыдно: за нигилизм в подростковом возрасте

Чем гордится: жизненными ценностями, которые привили мне родители и которые удалось передать своим детям

Хобби: бег, путешествия, искусство чайной церемонии

Последняя прочитанная книга: Борис Акунин «Смерть на брудершафт»

Компания

«Авто Интернешнл» — официальный дистрибьютор Mazda Motor Corporation и Suzuki Motor Corporation в Украине.

Cоздана 27 апреля 1994 года

Численность персонала: 300 человек

Число дилеров: 22

Рост заработной платы за 2007 год: 12%

Годовой оборот компании в 2007 году: 1,8 млрд грн

Статьи по теме
Перереєстрація авто в Україні: скільки коштує послуга
Перереєстрація авто в Україні: скільки коштує послуга

Перереєструвати автомобіль чи інший траспортний засіб в Україні можна, звернувшись до сервісного центру МВС. Вартість послуги буде залежати від типу транспортного засобу.
16.04 — 344

Штрафи на дорозі. Скільки доведеться заплатити за популярні порушення ПДР
Штрафи на дорозі. Скільки доведеться заплатити за популярні порушення ПДР

Порушення правил дорожнього руху підвищує ризик виникнення ДТП та створює загрози життю автомобілістів і пішоходів. Щоб посилити дисципліну на дорогах, в Україні запроваджено штрафи для водіїв.
15.04 — 215

Дев'ять заборон для номера авто. Водіям нагадали про штрафи
Дев'ять заборон для номера авто. Водіям нагадали про штрафи

Водіям нагадали про необхідність перевіряти стан номерних знаків автомобілів. За недотримання правил передбачені штрафи.
11.04 — 177