Контракти.ua

23419  —  12.08.08
Пивка для рывка. Входной билет на украинский пивной рынок может обойтись британской SABMiller дороже Сармата
Пивка для рывка. Входной билет на украинский пивной рынок может обойтись британской SABMiller дороже Сармата

SABMiller — новый владелец донецкого Сармата — предоставила украинской компании кредит на $100 млн сроком на пять лет под 10% годовых. Но конкуренты считают, что главная задача компании на данном этапе — не постоянные инвестиции в маркетинг и дистрибуцию, а банальное удержание на плаву.

 
Ксения ПОРТНАЯ, Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ, Контракты

SABMiller — новый владелец донецкого Сармата — предоставила украинской компании кредит на $100 млн сроком на пять лет под 10% годовых. Это — сумма, примерно равная половине стоимости украинского предприятия. Реальная сумма сделки по покупке Сармата не сообщалась, но, по экспертным оценкам, SABMiller заплатила за донецких пивоваров около $200 млн. Имущественный комплекс Сармата оценивался в $130 млн, 7,6% украинского рынка, которые контролировала компания из Донецка — еще в $70-100 млн.

«$100 млн инвестиций — серьезная сумма для украинского рынка пива, за два года она позволит увеличить рыночную долю Сармата/SABMiller до 12-14%», — считает директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов. По его мнению, кредит будет потрачен на рекламу и дистрибуцию, в том числе на продвижение в Украине международных брендов SABMiller — американского Miller Genuine Draft, чешских PilsnerUrquell и Velkopo-povicky Kozel.

Конкуренты придерживаются другого мнения. Гендиректор группы предприятий «ВВН Украина» Петр Чернышов уверен, что сейчас Сармату не до маркетинга: «Это убыточная компания. Похоже, им не хватает денег для оплаты текущих счетов. Поэтому главная ее задача на данном этапе — не постоянные инвестиции в маркетинг и дистрибуцию, а банальное удержание на плаву». Наверное, займ будет использован на рефинансирование существующих долгов.

Впрочем, 2008-й будет трудным для всех пивоваров, пострадавших от роста мировых цен на сырье — за последний год только солод подорожал вдвое. Поэтому даже лидеры украинского пивного рынка вряд ли увеличат бюджет на рекламу и маркетинг. «В 2007 году расходы на продвижение всех пивных компаний в Украине составили $80-90 млн, — продолжает Чернышов. — Не думаю, что в этом году сумма увеличится. Из-за огромного роста цен все игроки рынка пытаются сэкономить на других расходных статьях».

Тем не менее гендиректор ВВН не исключает, что со временем Сармату удастся нарастить рыночную долю до 12-14%. По расчетам же Соколова, для этого донецко-британскому предприятию только в первый год активного продвижения придется вложить в медиарекламу $20-25 млн. Еще $60-80 млн будет стоить налаживание дистрибуции. Сейчас продукция компании хорошо представлена только в Донецкой, Луганской, Запорожской, Днепропетровской, Полтавской, Харьковской областях и в Крыму. В центре и на западе, а также в Киеве донецкого пива практически нет. «У каждого из трех ведущих игроков очень сильная система дистрибуции, отлаженная годами, — объясняет Чернышов. — У Сармата в последние годы все развалилось. Новым собственникам придется воссоздавать систему распространения».

Сейчас почти 90% украинских продаж пива приходится на трех лидеров рынка. Чтобы вплотную приблизиться к ним, Сармату, скорее всего, понадобится еще несколько крупных инвестиций.


3 вопроса конкуренту

Петр ЧЕРНЫШОВ,
генеральный директор ВВН Украина


1 Сможет ли Сармат увеличить рыночную долю до 12-14%?

— В долгосрочной перспективе — да. Но за два-три года решить такую задачу невозможно. Для достижения таких показателей компания должна перезапустить свой самый успешный бренд «Сармат». В июне этого года на него приходилось 3,5% рынка. Его доля должна увеличиться как минимум в три раза.

2 Но у SABMiller, помимо Сармата, есть Miller, PilsnerUrquell, Kozel?

— У них действительно сильный портфель премиум-брендов. Но запустить их в Украине — одно дело, а отвоевать долю на рынке — другое. Более 3% рынка все лицензионные марки SABMiller в ближайшие годы вряд ли займут.

3 Почему, ведь спрос на дорогое пиво растет?

— Премиум-сегмент сейчас чуть более 10% продаж в натуральном выражении. Спрос на такое пиво растет, но медленнее, чем на продукцию среднего ценового сегмента, в котором представлены сильнейшие отечественные марки: «Оболонь», «Чернігівське», «Славутич». Кроме того, у всех поставщиков в этом году очень сильно выросли цены на пиво — от 20% до 25%. Такого скачка не было лет шесть. Ценовой фактор тоже отразился на спросе. В результате за первые полгода средний сегмент вырос на 17%, премиальный — только на 15%, хотя мы рассчитывали на 26%.



Продажи

Отечественный рынок пива уже сформирован. Четыре компании контролируют более 95% общих продаж. Рыночные доли у всех игроков стабильны. За прошлый год сократилась только рыночная доля Сармата — более чем на два процентных пункта, которые достались ВВН.


 

Новый игрок

SABMiller — британская пивная компания, входящая в тройку крупнейших в мире производителей пива. Оборот в 2007 году — почти EUR12 млрд. Портфель компании включает международные бренды Grolsch, Miller Genuine Draft, Peroni Nastro Azzurro, Pilsner Urquell и ряд локальных марок. Сделку по приобретению Сармата британцы закрыли в начале июля.

 

Спрос

Украинский пивной рынок на пороге насыщения. Если в 2001-2006 годах потребление пива росло минимум на 15-25%, то в 2007-м — только на 12%. К 2010 году ежегодные темпы роста в натуральном выражении упадут до 7-10%. Выручка производителей увеличивается на 20-30% в год за счет увеличения спроса на более дорогие марки и подорожания пива в рознице.

Статьи по теме
Проблеми на ринку праці в Україні: жінки почнуть опановувати чоловічі професії – проєкт уряду
Проблеми на ринку праці в Україні: жінки почнуть опановувати чоловічі професії – проєкт уряду

Серед професій — слюсар, водій трамвая або автобуса, тракторист, токар, машиніст тощо.
17.11 — 845

Україна може відкрити львівський аеропорт вже 2025 року — брокер
Україна може відкрити львівський аеропорт вже 2025 року — брокер

Україна під час війни може знову відкрити перший цивільний аеропорт у Львові, щоб відновити авіасполучення, яке було призупинено по всій країні після вторгнення Росії 2022 року.
17.11 — 314

Аеропорт у Львові можуть відкрити у 2025 році
Аеропорт у Львові можуть відкрити у 2025 році

Страховики визначили аеропорт в Україні, який можна відкрити першим.
16.11 — 1096