Еще задолго до того, как один из «отцов» немецкой нации получил безграничную власть и был всего лишь лидером небольшой радикально настроенной политической силы, в письме командованию германскими войсками он сообщил, что люди определенной национальности, которые, по его мнению, «расово неполноценные», должны быть ограничены в правах. Далее он призвал к разработке специального закона об инородцах.
В Нацбанке тоже посчитали, что могут быть вершителями судеб людей с определенными «особенностями». Так, регулятор в своей телеграмме банкам № 18–312/1919–3492 рекомендовал содействовать в возбуждении уголовных дел правоохранительными органами против клиентов-аферистов, уклоняющихся от погашения кредитов не из-за материальных проблем.
Очевидно, в НБУ уже заранее знают, кто попадает в категорию аферистов. Интересно, какая должна быть внешность у людей такого сорта, цвет кожи, волос и т. д.? Ведь в законодательстве нет такого понятия. Ну хорошо, предположим, что Нацбанк имел в виду мошенников. Тогда кто он такой, чтобы заранее, без суда и следствия определять, кто из клиентов — расхититель капиталистической собственности, а кто — нет. Или кто такие сотрудники банков, чтобы брать на себя такие полномочия.
Теоретически службы безопасности финансовых учреждений могут выяснить платежеспособность клиента, не желающего выполнять взятые на себя обязательства. Но представьте, сколько должно быть сотрудников таких подразделений, дабы прошерстить всю клиентскую базу. Да и кто, собственно, будет этим заниматься, если у клиента есть залог. Неважно, потерял ли он работу, заболел и т. д. — долг должен быть погашен.
Поразительно, совсем недавно Всемирный банк признал, что в Украине низкий уровень соблюдения прав потребителей финансовых услуг. Среди прочего он рекомендовал принять закон о банкротстве физлиц, приструнить коллекторов, обязать банкиров сообщать клиентам реальные ставки по кредитам, а не прятать их под разными комиссионными, страховками и т. д. Что-нибудь из этого сделано? Ну да, подготовлен законопроект, который почему-то никто не спешит принимать. Как же в этом случае можно будет втюхивать несмышленой молодежи кредиты под 100% годовых?
Всемирный банк признал, что в Украине низкий уровень соблюдения прав потребителей финансовых услуг
Зато существует другой закон, позволяющий любого должника превратить в уголовника. Предоставление заемщиком заведомо ложных сведений о себе уже классифицируется как преступление. Как известно, почти вся страна получает зарплату в конвертах. А поскольку при получении кредита необходимо предоставить справку о доходах за последние шесть месяцев, то чаще всего сотрудники банков сами сообщают потенциальным клиентам, какую сумму необходимо указать, чтобы получить кредит. И тем самым фактически подводят клиента под статью.
Возможно, на такой способ борьбы с неплательщиками намекает Нацбанк. Но тогда он забывает, что действие этого закона распространяется только на кредиты, выданные уже после кризиса. Хотя о каком соблюдении законодательства может идти речь? Интересно, кто-то из НБУ понес наказание за введение в период кризиса моратория, не прошедшего даже регистрации в Минюсте, на снятие вкладов? Кто-то из банкиров предстал перед судом за отказ возвращать депозиты, за повышение кредитных ставок в одностороннем порядке, манипуляции с дополнительными комиссиями и прочие мелкоуголовные деяния, не говоря уже о махинациях с валютой и рефинансированием НБУ? Сел хоть один представитель коллекторской организации за вымогательство, угрозы и унижение должников и их семей?
Когда экономические проблемы решаются силовыми методами, начинается обыкновенный фашизм. И если следовать логике регулятора, то очень скоро в Украине появится кредитное гетто, а должники, не сумевшие по разным причинам расплатиться с кредиторами, будут носить определенные знаки на рукавах, означающие ограничение их прав и свобод. Дальше — колючая проволока и прочие известные атрибуты.
Хуже всего то, что в НБУ совершенно не стремятся создать условия для перезагрузки всей банковской системы. Занимать сейчас в банках слишком дорогое удовольствие. Кому нужны кредиты по ставкам свыше 20% годовых, и это в лучшем случае? А ведь чем больше процент, тем выше вероятность, что у должника возникнут финансовые затруднения. Разумеется, решение проблемы проще свалить на судебную систему и громко кричать: «Держите вора!», чем попытаться заранее нейтрализовать возникновение неплатежей в будущем. Куда проще развешать ярлыки и изображать бурную деятельность. Как говорил один из персонажей фильма «Кин-дза-дза!»: «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели, а когда нет цели…»