Контракти.ua

34682  —  11.08.08
Быстрее! Выше! Дороже! Кто и как зарабатывает на олимпиадах
Быстрее! Выше! Дороже! Кто и как зарабатывает на олимпиадах

Олимпийские игры за свою более чем вековую историю завоевали репутацию наиболее дорогостоящего международного зрелища. Основные объемы инвестиций, обеспечиваемые принимающей стороной, направляются на подготовку инфраструктуры города к приему туристов и спортсменов.

Татьяна СТРУК, Коллаж Сергея ГЕТУНА, Контракты


«Не бойся лишений, не бойся испытаний... храни мечту в сердце», — строки из официальной песни, сопровождавшей заявку Пекина на проведение Олимпийских игр-2008. И, правда, китайцы долго хранили мечту стать хозяевами олимпиады — с 1993 года, когда члены Международного олимпийского комитета (МОК), выбиравшие место для летних Игр 2000-го, предпочли Пекину Сидней. Несколькими годами позже известие о том, что зимние Олимпийские игры-2014 отданы Сочи, другие надеющиеся (жители корейского Пхеньяна, собравшиеся перед городской мэрией) встретили сначала могильной тишиной, а потом плачем. Бурные эмоции сопровождали и выбор кандидатуры на проведение Евро-2012. Не выдержала накала страстей Хорватия, потребовавшая компенсацию от UEFA, узнав, что победу одержали Украина и Польша.

Ежегодно в мире происходят десятки первенств, но популярность Олимпийских игр ни с чем не сравнима. Они лидируют в пятерке спортивных состязаний с самыми высокими рейтингами телетрансляций. К примеру, матчи Мундиаля 2006 года смотрели 261 млн зрителей. Чуть меньше болельщиков следили за происходящим на Евро-2008 в Австрии и Швейцарии. Ну а численность аудитории летних Олимпийских игр в Афинах вообще трудно себе представить — 4,2 млрд. Неудивительно, что за возможность стать временными хозяевами ключевых турниров страны ведут ожесточенную борьбу.

Две стороны медали

«Тщательный анализ опыта других стран убеждает, что за проведение Олимпиады в Лондоне есть смысл побороться», — писал три года назад в своем письме в поддержку заявки британской столицы на проведение Олимпиады-2012 Тони Блэр. Вряд ли бывший премьер-министр Великобритании имел в виду печальный опыт Канады, а именно канадского Монреаля. Жители города спустя 20 лет после Олимпийских игр 1976 года все еще оплачивали возникший при строительстве инфраструктуры дефицит в размере $1,2 млрд. Городским властям пришлось ввести налог на сигареты, чтобы хоть как-то залатать бюджетные дыры. За несколько лет, прошедших после Игр, рейтинг кредитоспособности Монреаля, по данным Standard & Poor’s (S&P), снизился на три ступени. Покойному ныне мэру города Жану Драпо еще долго пеняли за его шутку перед началом подготовки к олимпиаде о том, что скорее мужчина забеременеет, чем Олимпиада принесет убытки.


Олимпийские игры за свою более чем вековую историю завоевали репутацию наиболее дорогостоящего международного зрелища. На предстоящие летние соревнования Пекин уже потратил, по разным оценкам, от $37 млрд до $50 млрд. Сочи, готовящийся принять зимнюю Олимпиаду-2014, только из государственного бюджета получит не менее $15 млрд.

Впрочем, в своих заявках на право проведения игр страны обычно указывают значительно более скромные суммы, дабы у членов МОКа не закрались сомнения в способности профинансировать мероприятие. К примеру, изначальная смета Афин-2004 не превышала $3 млрд. За многие годы такой размер бюджета для национальных оргкомитетов стал своеобразным стандартом. Города-претенденты в финансовой части своих заявок стараются его не превышать, однако на практике тратят больше. От МОКа страна-хозяйка получает около $1 млрд на организацию мероприятия, остальные средства ищет самостоятельно. Дополнительные ресурсы МОК выделяет лишь при форс-мажорных обстоятельствах. К примеру, в случае с Грецией Комитету пришлось направить дополнительно $1,5 млрд на усовершенствование системы безопасности.

Основные объемы инвестиций, обеспечиваемые принимающей стороной, направляются на подготовку инфраструктуры города к приему туристов и спортсменов. Во многом именно от объема капитальных расходов зависит экономический эффект, который получит город от проведения игр. Афинам на сооружение спортивных объектов, Олимпийской деревни и улучшение транспортного сообщения потребовалось больше средств, нежели было предусмотрено сметой. В конечном итоге стоимость Игр увеличилась с $3 млрд до $9-12 млрд. Практически все затраты легли на госбюджет страны-хозяйки. Капитальные затраты на проведение Олимпиады в упомянутом выше Монреале превысили запланированные на 400%, что имело печальные последствия для города.

Олимпийские монеты

У профессора экономики спорта Хольгера Прюсса из университета Майнца свой взгляд на устоявшееся в мире мнение о провальности Игр в Канаде. Профессор из Германии, заядлый фанат олимпиад, подтверждает, что, к примеру, Мюнхен, так же как Монреаль и Афины, после Игр столкнулся с большим дефицитом бюджета. «Но миллиард долларов дефицита, возникшего из-за строительства дорогостоящей инфраструктуры, покрыло правительство Германии вместе с Баварским земельным правительством, поэтому никто никогда и не догадывался о финансовых затруднениях города. Монреалю же пришлось латать брешь самостоятельно. Власти страны его не поддержали», — говорит Прюсс. Сами Игры в Канаде он считает доходными, ведь Оргкомитет заработал более $2 млрд. К тому же в Олимпиаде было задействовано рекордное число спонсоров — 268. «Почему мы должны записывать в счет Олимпиады построенный в Афинах аэропорт, которым и сто лет после Игр будут пользоваться?» — вопрошает профессор.

А вот коммерческий успех Игр в Лос-Анджелесе сомнений не вызывает. Город Ангелов первым показал пример удачного совмещения коммерции и спорта, заработав в 1984 году $220 млн. Секрет в том, что крупному и развитому американскому городу на берегу Тихого океана оказалось достаточно инвестиций из частного сектора.

Кому выгодно

Могут ли страны окупить все свои расходы к моменту окончания олимпиады? Афины, например, лишь на 20% покрыли свои затраты на проведение соревнований. «Обычно страны-организаторы еле сводят концы с концами. Они либо выходят в ноль, либо в минус», — утверждает заместитель президента Национального олимпийского комитета и член МОК в Украине Валерий Борзов.

Доходы глобальных состязаний формируются из четырех основных источников: от продажи билетов, прав на трансляцию, лицензий (использование символики Олимпийских игр для сувенирной продукции) и спонсорства. Но только часть из них попадают в распоряжение страны-организатора. Самым важным финансовым источником Олимпийских игр вот уже 30 лет остается продажа прав на телетрансляцию. В 2006 году за возможность показывать соревнования теле- и радиовещатели заплатили более $600 млн, а в 2008-м — почти $900 млн.

Спонсоры — вторые «кормильцы» олимпиады. Серьезно за организацию спонсорства взялись в 1984 году на Играх в Лос-Анджелесе. Тогда компании, сотрудничавшие с МОК, впервые разделили на «официальных спонсоров», «официальных поставщиков» и «официальных обладателей лицензий». Чуть позднее появилась спонсорская программа «ТОП». Ее участником могут стать международные корпорации, оплачивающие $80-100 млн за 4 года сотрудничества с Олимпийским комитетом. TOП-спонсоры имеют право использовать символику Игр на этикетках своей продукции, а также привлекать спортсменов для рекламы своих товаров. Особо преданы олимпийскому движению такие мировые гиганты, как Coca-Cola, Kodak, Panasonic, McDonalds, Visa.

Половину средств, получаемых от программы «ТОП», направляют в оргкомитеты олимпиад, остальную часть прибыли съедают Национальные олимпийские комитеты (их более 200), международные федерации и МОК. Так же распределяются деньги, поступившие от продажи прав на телетрансляцию.

Кроме того, оргкомитету поступают средства от спонсорских программ, лицензий, прав на телетрансляции, реализованных на внутреннем рынке. Выручка от продажи билетов тоже почти полностью достается организаторам. МОК забирает только 5% на развитие олимпийского движения. Объемы продаж билетов зависят в первую очередь от численности населения страны-хозяина (5-30% билетов отдают спонсорам и VIP-персонам). К примеру, Афины продали 3,6 млн билетов, а Атланта — 8,3 млн. Уже 12 лет никто не может побить этот рекорд. Согласно итоговому отчету летних Игр-2004, прибыль Афинского оргкомитета от билетной программы составила чуть более $200 млн, тогда как Атланта продала билетов на $425 млн.

Отложенный эффект

Аналитики настоятельно рекомендуют не считать олимпийские деньги, едва отойдя от кассы. Ведь экономический импульс, который придают Игры стране-организатору, гораздо важнее прямой прибыли. Даже раскритикованного мэра Монреаля все равно благодарят за то, что он привез ХХI Олимпийские игры в сердце Квебека. Ведь теперь Монреаль — одна из мировых спортивных столиц, где ежегодно проходят теннисные и хоккейные турниры, гонки Формулы-1, шахматные баталии и бейсбольные чемпионаты.

Впрочем, и ожидать резкого роста туристов в города, еще вчера принимавшие Олимпийские игры, не стоит. По данным S&P, число туристов, прибывших в Сидней через два года после олимпиады, вопреки ожиданиям, сократилось на 25%. Спустя год после проведения в Греции летних состязаний поток туристов в страну уменьшился на 10%.

Увеличить возможную косвенную прибыль от Олимпиады возможно. В S&P рекомендуют составить план создания олимпийской инфраструктуры, которая бы «встраивалась» в стратегию обновления и развития городской экономики. Ситуация с Афинами-2004 ясно дает понять, что без такого плана потери неизбежны. Греки долго не могли понять, как использовать почти три десятка построенных «под Олимпиаду» объектов. Их, к примеру, можно было бы демонтировать или сдавать в аренду, как это сделали в Атланте. Но объекты в Афинах были построены не временно, а на века — даже площадки для таких непопулярных в Греции видов спорта, как бейсбол и хоккей на траве. Так что теперь эти стадионы и использовать некому, и содержать дорого ($160 млн в год). Игры в Сиднее признаны экспертами успешными почти во всех отношениях. Между тем ежегодные потери, вызванные «недоиспользованием» олимпийских сооружений, составляют $34 млн в год.

Считается, что максимально использовала возможности, данные олимпиадой, Барселона. Игры 1992 года стали серьезным испытанием для бюджета испанского мегаполиса. Тем не менее город строил только необходимые объекты и так грамотно пиарил себя, что уже 16 лет Барселона считается одним из самых модных в Европе мест проведения отпусков и конференций.

А что же Лондон, получивший право на проведение XXX Олимпийский игр в 2012 году? Зачем ему — преуспевающему и не нуждающемуся в рекламе — «олимпийское экономическое чудо»? О какой награде говорил экс-премьер Великобритании Тони Блэр? Ответы на эти вопросы знает профессор Прюсс.

«Имидж — вот причина. Может быть, с имиджем у Лондона и все в порядке, но это такая вещь, которую нужно периодически поддерживать. То, что Лондон уже 2 тыс. лет остается Лондоном, ситуации не меняет. Если упускать такие чудесные возможности себя прорекламировать, как Олимпийские игры, то через двадцать лет турист предпочтет Лондону, например, Киев», — рассуждает  Хольгер Прюсс.

Для организаторов Олимпийских игр и его партнеров Лондон привлекателен по вполне понятным причинам: известный, туристически привлекательный и развитый мегаполис. Чем больше население города-устроителя и страны-устроителя, тем лучше и для рекламодателей, и для получателя доходов от продажи билетов.

В случае с Пекином президент МОК Жак Рогг даже не скрывал, что главным критерием, которым руководствовались члены оценочной комиссии при выборе кандидата на проведение Игр-2008, были именно его размеры. «Пекин дал то, чего не смог дать ни один другой претендент, — более миллиарда населения», — прокомментировал победу китайской столицы в 2000 году г-н Рогг.

Спонсоры уже потирают руки, устремляя свой взгляд на Восток. Ожидается, что предстоящие летние Игры станут самыми коммерчески успешными за всю олимпийскую историю.


Цена престижа

Подготовка к Олимпиаде-2008 обошлась Украине в $85 млн

Украину в Пекине будут представлять 252 спортсмена (в Афинах в 2004-м было 245 украинских спортсменов, в Сиднее-2000 — 231, в Атланте-1996 — 230). Правда, в официальных списках Национального олимпийского комитета (НОК) числится 254 участника. Но Нина Уманец, шеф миссии НОК Украины на Олимпиаде-2008, сообщила Контрактам из Пекина, что двое спортсменов уже после утверждения состава сборной не смогли подтвердить нормативы.

Участие одного спортсмена в Олимпиаде-2008 обошлось Украине примерно в $340 тыс. — за четыре года, по данным НОК, из бюджета на эти цели было выделено $85 млн (деньги спонсоров в основном тратились на пропаганду Олимпийских игр). Для сравнения: России на подготовку сборной понадобилось $450 млн.

Участие в Олимпиаде могло бы стоить на $2 млн больше — примерно столько Украина сэкономила на спортивной форме и представительских костюмах, бесплатно предоставленных компаниями Nike и Bosco. Суммарная стоимость формы от Nike — $270 тыс. ($450 за один комплект), парадных костюмов от Bosco для участия в открытии Игр — $1,8 млн ($3 тыс. за комплект). Всего было пошито 600 костюмов каждого вида (для первого и второго состава сборной и примерно двухсот человек обслуживающего персонала), хотя в Пекин из Украины отправились 450 человек.

Основная статья расходов НОК — спортивная подготовка и участие в соревнованиях различного уровня. За 4 года было потрачено $67 млн, из которых $2,7 млн ушло на закупку спортивной и специальной формы, около $860 тыс. — потрачено на инвентарь и оборудование длительного использования (яхты, лодки, оружие и т. п.). Около $8,1 млн стоил последний этап подготовки — спортивные сборы и перелет в Пекин.

Несмотря на увеличение численности олимпийской сборной, ожидается, что количество медалей, завоеванных нашими спортсменами, уменьшится. Из Пекина украинцы, скорее всего, привезут 12-15 медалей, из которых лишь 1-2 будут золотыми. В итоге отечественная сборная попадет лишь в третью десятку общекомандного зачета стран-участниц. Для сравнения: в Афинах украинцы завоевали 23 медали (9 золотых, 5 серебряных и 9 бронзовых), в Сиднее — 3 золотых и по 10 серебряных и бронзовых, из Атланты тоже привезли 23 награды — 9 золотых, 2 серебряных и 12 бронзовых.

Прогноз на Олимпиаду-2008 специалисты строили, исходя из результатов предыдущего сезона: в 2007-м в мировом первенстве украинцы получили 15 медалей, из которых только одна была высшей пробы. В 2003-м, перед Олимпиадой в Афинах, наши спортсмены были награждены 27 медалями (из них девять — золотых).

В то же время PricewaterhouseCoopers предполагает, что Украина привезет из Пекина традиционные 23 медали — примерно 12-е место в общем рейтинге стран-участниц. Прогноз основан на численности населения страны, темпах экономического роста, политических факторах и мотивации спортсменов.

Кстати, о мотивации. На поощрение олимпийских медалистов в 2008 году будет потрачено лишь $0,8-1 млн. Призовой фонд НОК Украины предполагает выплату $100 тыс. за золото, $70 тыс. за серебро и $50 тыс. за бронзу. Сумма призов в долларах не менялась с 2004-го, но в гривнях нынешние медалисты получат меньше. Призовые выплачиваются в национальной валюте: в 2008-м по курсу 5,00 UAN/USD (в 2004-м курс составлял 5,31 UAN/USD). Для сравнения: в России золотые медалисты получат по EUR100 тыс. Китайским спортсменам, которым прочат первое место по числу медалей, за золото обещан эквивалент в $1 млн.

Статьи по теме
Криптовалюта в Україні буде регулюватися за нормами ЄС, - НБУ
Криптовалюта в Україні буде регулюватися за нормами ЄС, - НБУ

Україна як кандидат в члени ЄС планує схвалити європейські норми щодо регулювання ринків криптоактивів для захисту споживачів.
вчера, 17:53 — 146

В Україні розбудовують одну із АЕС: її потужності перевищать окуповану Запорізьку атомну станцію
В Україні розбудовують одну із АЕС: її потужності перевищать окуповану Запорізьку атомну станцію

В Україні планують спорудити 9 додаткових енергоблоків.
вчера, 17:36 — 260

Поза сезоном. Звідки в Україну везуть фрукти та ягоди, і чому ціни
Поза сезоном. Звідки в Україну везуть фрукти та ягоди, і чому ціни "кусаються"

На полицях магазинів побільшало полуниці та лохини, але ціни досить високі. Така ж ситуація з цитрусами та бананами, бо все це імпортна продукція, яка зазвичай коштує дорожче. Українські ягоди ще не дозріли. До того ж через погоду очікуються втрати врожаю, що позначиться на вартості.
17.04 — 244