Контракты.ua

Автор: Павел Серов —  1220  —  09.04.12
Азаров «сплавляет» бензин: кого спасет плавающий акциз
Азаров «сплавляет» бензин: кого спасет плавающий акциз

Последние несколько недель украинский Кабмин в числе прочих решает очередную головоломку: как уменьшить цены на бензин в стране и вообще стабилизировать стоимость горючего на внутреннем рынке.

Всего три недели назад правительство отказалось снижать акциз на бензин. Основная причина — потеря для бюджета от такого шага, а бюджет для Азарова — главная забота премьерства. Теперь эта же идея проталкивается «в профиль» — путем введения гибкого акциза.

Новые ставки акциза будут зависеть от котировок нефти на мировых биржах. Если стоимость нефти падает — акциз повышается, увеличивается — акциз понижается, так вкратце выглядит инициатива правительства. В настоящий момент черное золото бьет ценовые рекорды. «С марта прошлого года по март нынешнего нефть на мировом рынке подорожала почти вдвое: с $70 за баррель до $125,5. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард считает это угрозой для всей мировой экономики. А Украина, напомню, покупает нефть по мировым ценам. Своей добычи нам абсолютно не хватает. Связан рост мировых цен на нефть с независящими от нас обстоятельствами: прежде всего, с событиями в Ливии и эмбарго на вывоз нефти из Ирана», — заявил премьер-министр.

В целом Азаров правильно указывает на макроэкономические причины высоких цен на бензин и дизтопливо: цены в мире растут, и то же иранское эмбарго очень выгодно, например, россиянам — нашим основным поставщикам нефти. Средняя цена на нефть марки Urals, основной товар российского экспорта, в марте 2012 года поставила абсолютный рекорд — $122,6 за баррель против $111,25 в марте 2011-го.

Премьер подсчитал, что переработка тонны нефти на украинских НПЗ стоит $765,5, в то время как такое же количество российского сырья страна покупает за $1255,5. И все это за счет ввозной пошлины в 460 $/т, установленной россиянами.

Эксперты топливного рынка идею Азарова о гибком акцизе в целом поддерживают. «Динамический акциз — это хорошо, — считает эксперт НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. — Он позволит уменьшить влияние формируемых извне спекулятивных цен на нефть на украинский внутренний рынок. Но хорошую идею еще нужно осуществить, так что дело — за методикой внедрения этого акциза».

Правительство категорически не замечает спекуля-тивную составляющую в цене на бензин

В этом случае уместно вспомнить, что в предкризисные месяцы 2008 года, когда баррель нефти оценивался в $150, бензин А-95 стоил 8 грн/л, и его стоимость отнюдь не снизилась после того, как нефть упала до $70 за баррель. Теперь нефть стоит $125, тогда как А-95 — 12 грн/л. Самое время задуматься: что это — влияние мировых цен или обычный теневой сговор поставщиков бензина?

Введение плавающего акциза все равно приведет к потерям для бюджета. «Рынок автомобильного топлива в Украине специфический — он закрыт, спекулятивен и не так зависит от внешних факторов, как это хочет показать премьер», — указывает президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук. С ним согласен и директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн: «Необходимо понять, что при снижении акцизов мы потеряем около 1 млрд грн бюджетных поступлений, и тогда придется искать этот миллиард где-то еще. Самое оптимальное решение, на мой взгляд, в повышении налогов на добычу нефти. В Украине сейчас парадоксальная ситуация: ставки налога не нефтедобычу уменьшены на 30%, а цена черного золота бьет рекорды. Наше государство недополучает примерно от 115 млрд грн до 120 млрд грн в бюджет, по сравнению с которыми 1 млрд грн потерь от снижения акцизов — капля в море».

Существенное падение цен на бензин и дизтопливо возможно только в случае, если на рынке будет конкурентный отечественный нефтепродукт. Однако почти все нефтеперерабатывающие заводы в Украине не работают, в то время как на рынок выбрасываются, например, объемы дешевого белорусского бензина, не говоря уже о российском. Это уже привело к сокращению доли украинских нефтепродуктов на рынке почти до 20%.

Отечественные НПЗ из-за низкой эффективности переработки остановлены. «Кризис поставил нефтепереработчиков всего мира перед вызовом технологического обновления. Выживает сейчас лишь тот, кто перешел на высокотехнологичные производства с большой глубиной переработки. Тем не менее владельцы украинских НПЗ, которым эти предприятия достались почти даром, не идут на такие шаги», — отмечает Сергей Куюн.

Плавающий акциз, предлагаемый правительством, может принести пользу только в комплексе с иными мерами. Премьер во многом правильно видит проблему, но не идет дальше констатации фактов. Ему ли не знать, что украинские крекинг-заводы давно нуждаются в капитальной реконструкции, низкий налог не нефтедобычу лишает страну бюджетных поступлений, а «бодягу» на заправках как разливали, так и разливают? Исключить спекулятивную составляющую из цены на бензин — значит ударить по очень влиятельным людям не только в украинском истеблишменте, но и в соседних странах. Поэтому Азаров и решает проблему частично, в пределах рамок, которые сам себе и поставил. Ни модернизация производств, ни борьба с произволом нефтяных монополий явно не входят в число его премьерских задач.

Статьи по теме
Яких цін на бензин чекати українцям
Яких цін на бензин чекати українцям

Після запровадження Кабінетом Міністрів державного регулювання на ринку пального, ціни на бензин в Україні визначатимуть два основні фактори - ціна на нафтопродукти на кордоні та курс національної валюти.
22.05.21 — 721

В Україні подорожчали всі види пального
В Україні подорожчали всі види пального

З лютого 2020 року по лютий 2021 року подорожчали всі види моторного пального.
15.03.21 — 1955

Цены на бензин и дизтопливо растут вторую неделю подряд
Цены на бензин и дизтопливо растут вторую неделю подряд

Розничные сети АЗС с 23 по 30 октября подняли цены на бензины и дизельное топливо на 0,3-3 грн/л.
30.10.20 — 1853