Контракти.ua

Автор: Андрей Бережанский —  3618  —  16.03.12
Никто не хотел дорожать: в марте стоимость литра А-95 превысит 11 грн
Никто не хотел дорожать: в марте стоимость литра А-95 превысит 11 грн

В конце февраля нефтепродукты в Украине начали дорожать. К мартовским праздникам, по данным UPECO, средняя стоимость А-95 на АЗС составила 10,40 грн/л, а ДТ — 9,75 грн/л. За несколько недель литр 95-го подорожал на 20 коп., а дизтоплива — на 10 коп. Эксперты констатируют, что на этом рост не прекратится.

«К концу марта цена А-95 преодолеет отметку 11 грн/л, ДТ — 10 грн/л», — считает директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Дальнейшего роста ожидает и заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев: «В марте топливо в Украине подорожает примерно на 4,5–5%».

Единственной причиной роста является подорожание нефти и нефтепродуктов на мировых рынках. Напомним, в структуре розничной цены на бензин стоимость нефти составляет до 60%. И если в ноябре 2011-го — январе 2012-го стоимость нефти на крупнейших биржах колебалась в пределах 100–110 $/баррель, то к 24 февраля стремительно подобралась к отметке 125 $/баррель и на этом уровне практически застыла. «Подорожание барреля нефти на $10 добавляет к розничной цене топлива в Украине 50–60 коп.», — объясняет прямую зависимость между стоимостью нефти на мировых биржах и в украинской рознице Сергей Куюн.

Обычно подорожание нефти и нефтепродуктов разделены по времени на три-четыре недели: пока будет поставлена на НПЗ нефть, пока нефтепродукты из этой нефти попадут в розницу… Однако в случае стремительного подорожания сырья (на 10% и более в месяц) в ценообразование вмешивается психология — желание игроков рынка уменьшить риски. В частности, НПЗ стремятся увеличить денежные резервы и повышают отпускные цены. Поэтому нефть и нефтепродукты дорожают практически синхронно или с недельным разрывом. Так, в Европе топливо повысилось в цене еще в январе, а в Украине благодаря холодам и запасливым импортерам ездили на завезенном в конце 2011 года «недорогом» топливе.

От стремительного подорожания топлива на 1 грн/л рынок спас тот факт, что рост цен на бензин и ДТ не выгоден ни потребителям, ни правительству, ни игрокам рынка. Последним — по той причине, что платежеспособный спрос на топливо при таком росте упадет на 15–20%. «Продажи бензина А-95 в 2011 году, когда стоимость превысила 10 грн/л, провалились на 12%. Повышение до 11 грн ударит еще сильнее. Поэтому операторы рынка, как бы странно это ни звучало, будут снижать свою доходность и тормозить рост цен», — уверен Сергей Куюн.

Рост цен на топливо не выгоден никому

К сожалению, экономических возможностей для удерживания цен на топливо ни у кого нет. Это понимают и в правительстве. Экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам стабильного функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности 29 февраля повысила на первую декаду марта верхнюю границу ценового коридора на бензин и дизельное топливо на 10 коп./л. АМКУ не делает традиционных весенних заявлений о сговоре нефтетрейдеров. В свою очередь владельцы АЗС, по оценкам экспертов, снизили наценку на литре топлива с 1 грн до 60–70 коп. Налицо компромисс (ситуация для нефтерынка удивительная — ред.) и общее понимание того, что цены будут расти. Главное — сохранить спокойствие и контроль, то есть не допустить резких скачков.

Рост цен — не единственный весенний «сюрприз» для автолюбителей. «Желание нефтетрейдеров максимально сгладить повышение цен для сохранения спроса может сопровождаться ухудшением качества топлива», — комментирует Геннадий Рябцев. По словам эксперта, в пользу такого сценария развития свидетельствуют дефицит низкооктанового бензина в опте при малом объеме розничного рынка, заниженные по сравнению с экономически обоснованными цены на высокооктановые бензины в крупном опте, рост в 2011 году в 18 раз поставок биоэтанола производства Укрспирта. Ожидает увеличения доли фальсификата на рынке и тотального ухудшения качества топлива и Сергей Куюн: «Рынок будет скатываться к фальсификату».

Идеальный рынок

Существующая сегодня структура работы украинского рынка нефтепродуктов идеальна с учетом невысокого уровня собственной добычи нефти: налоги на топливо — одни из самых низких в мире, логистика поставок максимально диверсифицирована, конкуренция высока, маржа по всей цепочке наценки не превышает 10%. Есть четыре украинских завода (после закрытия Лисичанского НПЗ останется три) и десяток направлений импортных поставок из разных стран — Румынии, Болгарии, Польши, Литвы, России, Беларуси… и разным транспортом: морским, автомобильным, по железной дороге. Объем импорта достигает 60%. Однако рынок будет стабилен и при 100%. Дело в том, что для экономики в целом завозить в страну нефтепродукты выгоднее, чем нефть.

«Низкий уровень глубины переработки нефти на отечественных НПЗ (до 74%) фактически приводит к потерям трети всей поставляемой нефти (из нее получается мазут, а не бензин). Если из страны за год «ушло» $6 млрд в счет уплаты стоимости нефтепродуктов, то для оплаты эквивалентного количества нефти (чтобы из нее на украинских НПЗ произвели столько же топлива) потребовалось бы $9 млрд», — объясняет директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

Статьи по теме
Бензин дорожчає майже місяць: у чому причина
Бензин дорожчає майже місяць: у чому причина

Ціни на бензин та дизельне паливо в Україні за останній місяць зросли на 2-3 гривні. Така ситуація може бути пов'язана з кількома причинами.
12.04 — 186

Бензин та дизель подорожчали в Україні за останній місяць: ціни на АЗС
Бензин та дизель подорожчали в Україні за останній місяць: ціни на АЗС

Роздрібні ціни на бензин, дизельне паливо в Україні зросли у березні 2024 року приблизно на 4%. Автогаз подорожчав менше.
30.03 — 211

Україна поверне європейські норми щодо бензину для уникнення завозу російського пального
Україна поверне європейські норми щодо бензину для уникнення завозу російського пального

Міністерство енергетики підготувало проект постанови Кабінету міністрів про зміни до Технічного регламенту щодо вимог до автомобільних бензинів, дизельного, суднових та котельних палив.
21.01 — 718