Контракти.ua

38025  —  28.07.08
На переоборудование машин под ГАЗ выстраиваются очереди
На переоборудование машин под ГАЗ выстраиваются очереди

В Украине бум альтернативного топлива. По оценкам операторов, в 2008 году будет переоборудовано свыше 120 тыс. автомобилей. Автопарк переделанных «под газ» машин к концу года превысит 400 тыс. легковых и 25 тыс. малотоннажных грузовых автомобилей и автобусов.

Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ

«Украинский рынок сжиженного газа будет стремительно развиваться, если стоимость высоко-октана превысит 5,5 грн за литр».


Сергей САПЕГИН, директор НТЦ «Психея»
Контракты, № 20 от 14 мая 2007 года



 

«Сегодня очередь на переоборудование автомобиля под газ составляет полторы-две недели и постоянно увеличивается», — говорит начальник отдела продаж ЧП «Мрия Импекс» Юрий Волохненко. После подорожания бензина в 2008-м сначала до 5,5 грн/л, а затем до 6,4-6,55 грн/л, экономные автолюбители спешат перейти на более дешевое топливо — компании-установщики не справляются с наплывом клиентов.

«Газовая» арифметика проста: по подсчетам директора НТЦ «Психея» Сергея Сапегина, сейчас сжиженный газ для автомобилей стоит в 1,8 раза меньше, чем А-95. «Мировая практика показывает, что при таком соотношении начинается стремительный рост рынка альтернативного топлива», — объясняет эксперт.

По оценкам операторов, в 2008 году будет переоборудовано свыше 120 тыс. автомобилей. Автопарк переделанных «под газ» машин к концу года превысит 400 тыс. легковых и 25 тыс. малотоннажных грузовых автомобилей и автобусов.

Очереди на СТО, устанавливающие газовое оборудование, в Украине появляются не впервые. «Это уже второй масштабный всплеск интереса к альтернативному топливу. Первый был в 2006 году, по итогам которого потребление сжиженного газа удвоилось», — говорит аналитик UPECO Артем Куюн. Тогда подорожавший бензин тоже стоил вдвое дороже газа. Но в 2007 году разница между ценой бензина и газа уменьшилась. Альтернативное топливо стоило всего в 1,5 раза дешевле бензина, и производители предпочли экспортировать газ за границу, где он стоил дороже.

После того как розничная стоимость пропан-бутана в Украине выросла до 3,5 грн/л, газ снова стало выгодно продавать на внутреннем рынке. В общем топливном балансе страны сжиженный газ все еще занимает небольшую долю — 6-7%. Но уже в 2009-м этот показатель превысит 10%, или более $1-1,2 млрд в розничных ценах. Неудивительно, что количество ГАЗС и АЗС с газораздаточными колонками стремительно увеличивается. По данным UPECO, в Украине их уже более 1,3 тыс. Заправиться газом можно на каждой пятой заправке, год назад — на каждой шестой. Правда, время массового строительства отдельных ГАЗС еще не пришло — при нынешнем объеме потребления только очень удачное местоположение может обеспечить им маржу на уровне 10-15%. А вот установив газораздаточную колонку на собственной АЗС, несложно выйти на рентабельность 30-40% — это почти вдвое большая норма прибыли, чем при продаже бензина и ДТ.

По словам Сергея Сапегина, цена сжиженного газа привязана к стоимости бензина и в ближайшие годы будет в 1,5-1,8 раза меньше, чем у 95-го.

«В последние недели наблюдается нехватка газа на внутреннем рынке. Это связано как со стремительным ростом спроса, так и со временным снижением производства на Укртатнефти — одном из четырех крупнейших игроков», — говорит Артем Куюн. Следствие дефицита — подорожание газа в опте. Но выше уровня 3,9-4 грн/л цены, скорее всего, этим летом не поднимутся — газотрейдерам выгодно импортировать сжиженный газ в Украину и при цене 3,5 грн/л. «Если в прошлом году в Украину было ввезено немногим более 2 тысяч тонн пропан-бутана, то лишь за первое полугодие 2008-го завезено более 6,5 тысяч тонн. Трейдеры пока отрабатывают схемы поставок — импортные поставки будут расти», — рассказывает Артем Куюн. Рост импорта сделает внутренние цены более зависимыми от мировых. Но в ближайшем будущем на популярности альтернативного топлива это не скажется. Даже при повышении стоимости газа до 4,5 грн за литр затраты по переоборудованию авто окупятся за год.



Производство

Производством сжиженного газа в Украине традиционно занимаются четыре компании: «ТНК-BP Украина», «Укртатнефть», «Укрнефть» и «Укргаздобыча». ТНК-BP и Укртатнефть (Лисичанский и Кременчугский НПЗ соответственно) производят газ из нефти, Укргаздобыча и Укрнефть — из газоконденсата. В 2008-м появился пятый игрок — Одесский НПЗ, но его объемы производства пока невелики.

 

Окупаемость

Чаще всего «под газ» переоборудуют недорогие автомобили — стоимостью до $15 тыс. с объемом двигателя до 1,8 л. Установка газовой системы на такие машины стоит $850-900 и окупается через 15-18 тыс. км пробега. При нынешних ценах на каждой сотне километров владелец машины, работающей на газе, экономит $5-6.


 

Потребление

По прогнозам экспертов, в 2008 году на газе будет ездить 5-6% всех украинских автомобилей. Совокупно они сожгут более 900 тыс. тонн топлива на сумму около $910 млн, что соответствует 20-25% годового роста рынка.

 

Статьи по теме
Перереєстрація авто в Україні: скільки коштує послуга
Перереєстрація авто в Україні: скільки коштує послуга

Перереєструвати автомобіль чи інший траспортний засіб в Україні можна, звернувшись до сервісного центру МВС. Вартість послуги буде залежати від типу транспортного засобу.
16.04 — 352

Штрафи на дорозі. Скільки доведеться заплатити за популярні порушення ПДР
Штрафи на дорозі. Скільки доведеться заплатити за популярні порушення ПДР

Порушення правил дорожнього руху підвищує ризик виникнення ДТП та створює загрози життю автомобілістів і пішоходів. Щоб посилити дисципліну на дорогах, в Україні запроваджено штрафи для водіїв.
15.04 — 224

Дев'ять заборон для номера авто. Водіям нагадали про штрафи
Дев'ять заборон для номера авто. Водіям нагадали про штрафи

Водіям нагадали про необхідність перевіряти стан номерних знаків автомобілів. За недотримання правил передбачені штрафи.
11.04 — 190