Контракти.ua

Автор: Татьяна Гармаш —  3321  —  11.02.12
Морозный счёт: кто «нагрелся» на холодах, а кто подсчитывает убытки
Морозный счёт: кто «нагрелся» на холодах, а кто подсчитывает убытки

Нынешние рекордные для Украины морозы запомнятся не только рядовым гражданам, но и бизнесу, ибо ещё раз подтвердили правильность банальной сентенции о важности оказаться в нужное время и в нужном месте. Ведь те, кто сумел вовремя предоставить замерзающий стране «согревающий» товар, сейчас подсчитывают выросшую в разы прибыль.

Впрочем, не менее широк и список предпринимателей, прогоревших на холодах. И уж совсем обидно тем, кто готовился к суровой зиме заблаговременно, но, обманувшись ее тёплым началом, просто не дождался времени «Ч».

Деньги с колёс

Хотя настоящая зима держится в Украине всего пару недель, бизнесмены уже подсчитывают ее финансовые последствия. О рекордных продажах уже сообщили торговцы бытовой техникой, в частности, обогревателями: их объёмы реализации всего за неделю подскочили в 5-7 раз. За день в среднестатистическом специализированном магазине столицы «улетало» до 200 калориферов средней стоимостью 300-500 грн.

Но, пожалуй, больше других смогли «нагреться» на морозах предприниматели, обслуживающие автомобильный рынок. В Киеве насчитывается более 1 млн машин, из которых в холодное время года передвигается порядка 60%. И практически каждый водитель дополнительно потратил  на обслуживание своего железного коня в морозы, как минимум, 100-200 грн, а то и до 1 тыс. грн. Коммерческий директор сети автомагазинов АТЛ Виктория Ермак говорит, что продажи различных зимних товаров для техники в эти дни выросли в десятки раз. Речь идёт как о простейшей незамерзающей жидкости для омывания стёкол, так и о более сложной «химии», в частности, размораживателей для окон и замков, зимнем тосоле, присадках к топливу, облегчающих запуск двигателя  и пр.

Больше других смогли «нагреться» на морозах предприниматели, обслуживающие автомобильный рынок

Продавцы зафиксировали ажиотажный спрос и на аккумуляторы, свечи зажигания и пр. Автолюбители, которым при минус 20-25 не удалось завести машины, выстраивались в очереди за товаром, который теоретически мог реанимировать технику. Так, 2-3 февраля, на которые пришёлся пик морозов, в специализированных магазинах выстроились настоящие очереди за аккумуляторами, что позволило многим торговцам сбыть не только товар, завезённый к нынешнему сезону, но и старые запасы.

Некоторые точки тут же переписали ценники, повысив стоимость в одночасье ставшей дефицитом продукции на 10-15%. Другим пришлось кусать локти от досады. Ведь, посчитав, что настоящей зимы уже не будет, они в начале января провели на складах ревизию, вернув оптовикам часть «морозостойкой» автохимии и сократили заказы на февраль. Так что, по сути, торговать им сейчас нечем, ведь оперативно дозаказать продукцию крайне сложно.

Желание автолюбителей во что бы то ни стало переездить холода на машине сыграло на руку и продавцам топлива. На АЗС отмечают, что втрое выросли продажи «зимнего» бензина и впятеро – дизтоплива, несмотря на то, что они дороже обычных аналогов, как минимум, на 1-1,5 грн/литр.

Такси заказывали? Тариф северный!

Именно фактом наличия в бензобаке дорогого топлива таксисты мотивировали резкое подорожание своих услуг. Как только столбики термометров опустились ниже 10-15 градусов, проезд в транспорте с «шашечкой» вырос в цене на 20%. К примеру, если ранее дорога из центра в один из спальных районов столицы (маршрут до 15 км) стоила 60 грн., то сейчас – 75-80 грн. И при этом машины не простаивают, более того, вызвать такси в течение последней недели весьма проблематично.

А вот компаниям, специализирующимся на междугородных перевозках, повезло меньше. Из-за непогоды они были вынуждены отменить более 1 тыс. рейсов в 9 регионов страны.

Только наблюдают за «морозным» пиром своих коллег из других сегментов рынка и продавцы тёплой одежды и обуви. Они объявили распродажи зимнего гардероба раньше обычного и теперь, несмотря на высокий спрос со стороны покупателей, уже не решаются отменить скидки, достигающие 50-70%. Так что максимум, что они выиграют на холодах – освободят торговые полки под новые коллекции.

Доходы вымерзли

Пока торговцы «морозоустойчивым» товаром подсчитывают прибыли, аграрии и торговцы овощами и фруктами не находят себе места. Озимые, которым и так предсказывали не радужные перспективы (они были посеяны в сухой грунт и с нарушением технологий по удобрению и подкормке, так как селяне экономили), имеют все меньше шансов дожить до весны.

Мимо «морозного пира» пролетели продавцы тёплой одежды и обуви, объявившие распродажи раньше обычного

Начальник отдела агрометеорологии «Укргидрометцентра» Татьяна Адаменко сообщила, что к началу холодов порядка 35% всходов не имели снежного покрова, что грозит им гибелью. И хотя точных цифр порчи посевов аналитики пока не называют, они не исключают, что под пересев пойдёт порядка 50% угодий. Даже традиционно оптимистически настроенное аграрное ведомство увеличило свои прогнозы по пересеву озимых с 2 млн га. до 2,5-3 млн га.

Скорее всего, место погибших пшеницы и ячменя займёт кукуруза, подсолнечник и соя, так как пересевать вымерзшие площади яровыми культурами в Украине не принято (это слишком дорого и хлопотно). Продавцы семян уже зафиксировали рекордный рост спроса на посевной материал кукурузы, а профильный министр Николай Присяжнюк инициировал временную отмену ввозных пошлин на семена, что, якобы, поможет снизить их стоимость на 20-30% (соответствующий законопроект уже зарегистрирован в ВР).

Урожаю зерновых-2012 прочат рекордный минимум: скорее всего, в этом году страна получит не более 15 млн т хлебных культур, тогда как в минувшем сезоне этот показатель превысил 20 млн. т. Впрочем, весенние потери аграрии смогут компенсировать осенью, ведь цены на зерно, скорее всего, вырастут. Президент «Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов» Иван Томич уже сейчас прогнозирует и удорожание хлеба на 25-30%.

Картофель сладкий, мороженый

У овощеводов нет даже таких перспектив. Их продукция сейчас мёрзнет и портится. По мнению экспертов, наибольшие потери будут по картофелю, моркови, капусте, свекле, которые переносят морозы хуже всего. В зоне риска также импортные огурцы и томаты. Торговля же этой продукцией фактически замерла. На сегодняшний день работает всего 15% овощных рядов на продуктовых рынках страны.

Урожаю зерновых-2012 прочат рекордный минимум - страна получит не более 15 млн т хлебных культур

От закупок все чаще отказываются и супермаркеты. Представители последних говорят, что их не устраивает растущий процент брака овощной и фруктовой продукции. Дело в том, что многие аграрии, собрав богатый урожай плодов, сэкономили на качественных хранилищах, посчитав, что платить за них в условиях, когда овощи и фрукты продаются практически по себестоимости, непозволительная роскошь. Пытаясь хоть как-то компенсировать убытки, овощеводы подняли цены на «витамины»: картофель вырос в цене на 20-50 коп. (до 2-2,5 грн/кг), капуста – на 20 коп (1 грн/кг), морковь – на 40 коп. (2 грн/кг).

Импортёры заграничных плодов наценили «на мороз» еще больше – до 20-30%. К примеру, килограмм свежих огурцов сейчас стоит порядка 30-35 грн, помидоров – 20-25 грн. В компаниях свои повышенные аппетиты поясняют сложностями доставки и хранения: многие перевозчики попросту отказываются связываться с «капризным» товаром, а те, кто готов рискнуть, выставили новые тарифы.

Фото Дмитрия Дятлова

Статьи по теме
Які продукти Україна імпортує з Польщі
Які продукти Україна імпортує з Польщі

На полицях українських супермаркетів представлений широкий асортимент товарів із Польщі. Навіть за наявності вітчизняних аналогів, продукти з сусідньої країни постачають у великих обсягах.
08.03 — 425

Попит на нові легковики зріс у півтора раза
Попит на нові легковики зріс у півтора раза

У лютому 2024 року українці купили майже 5,7 тис. нових легковиків. Відносно лютого 2023 році ринок нових легкових авто збільшився на 51%.
02.03 — 264

У січні українці придбали майже 4,4 тисячі нових легковиків
У січні українці придбали майже 4,4 тисячі нових легковиків

У січні 2024 року в Україні зареєстровано близько 4,4 тис. нових легковиків, на 47% більше, ніж у січні 2023 року.
01.02 — 299