Заявления Генерального штаба России о поддержке Ирана вывело противостояние США и Тегарана на глобальный уровень. Политики заговорили о том, что Израиль может нанести ракетный удар по иранским ядерным объектам и это приведёт к полномасштабной войне. А все начиналось с безобидных совместных учений.
С середины января все страны-участницы конфликта выступают с жесткими заявлениями о твердости и решительности своих намерений. Но есть ли хоть одна сторона, действительно, заинтересованная в большой войне ради Ирана?
Война для рейтинга
Во-первых, Москва, которая заявила о поддержке Тегерана, пока не выдвинула конкретных предложений и не собирается размещать там свои ракеты. Ведь ещё в 2009 году президент Дмитрий Медведев заявлял, что он обеспокоен тем, что Иран строит свои энергоблоки в полной секретности, даже от стратегического союзника. Позднее стало понятно, что Иран не собирается ставить свою ядерную энергетику в зависимость от Кремля и будет самостоятельно строить реакторы.
Теперь же заявления про защиту Тегерана от вторжения можно отнести к вопросам внутренней политической борьбы в России. В марте 2012 года там пройдут выборы президента. На них должен победить Владимир Путин. О том, что в стране сильны протестные настроения, знают все и, прежде всего, политтехнологи и сам ВВП. Ему нужны яркие ходы в предвыборной кампании. Жесткий разговор с США - ход, который отвечает чаяниям вполне определенной части электората.
С другой стороны, на международной арене Путин тоже хочет показать, что позиция его страны всё ещё сильная и волевая. Ведь в вопросе Арабской весны или войны в Ливии, Россия проявила себя очень пассивно. Теперь же Кремль пытается наверстать упущенное и показать, что готов решать мировые конфликты и влиять на международные отношения. Вопрос Ирана очень важен для России, хотя перейти от слов к делу ей постоянно будут мешать экономические интересы. Ведь нефтеносный шельф Каспийского моря ещё не разделён окончательно. А на нём находятся третьи по объёмам месторождения нефти в мире. России не нужен конкурент в этом регионе, тем более в лице фанатичного Ирана, да ещё с ядерным оружием.
Военный конфликт с Ираном не нужен никому, но его тень сыграет на руку многим политикам
Во-вторых, США тоже хотят продемонстрировать, что их президент решительный и уверенный в себе политик. Движущая сила все та же – выборы в ноябре. Электорат Обамы тоже разочарован, пусть и не так сильно, как Путина, но и условия для победы гораздо сложнее – демократия как никак. Действующего президента постоянно обвиняют в промахах как во внутренней, так и во внешней политике. И если победить вторую волну рецессии за несколько месяцев вряд ли удастся, то противостоять врагам Америки вполне возможно. И ситуация с Ираном подвернулась очень вовремя.
Но решительные военные действия Вашингтону тоже ни к чему. Более 150 тысяч американских солдат всё ещё находятся в Ираке и Афганистане, и в год выборов президент не рискнёт начинать такую войну. Со стороны Америки всё может ограничиться экономическими санкциями. Вопрос – насколько масштабными они будут.
Израиль надавит на США
С третьей стороной конфликта – Израилем – ситуация сложнее. Партия премьера Биньямина Нетаньяху не желает вести переговоры с Тегераном. Но её стремления послать самолёты к Бушерской АЭС не поддерживает Авигдор Либерман и его политическая сила, которая входит в правящую коалицию. Нетаньяху понимает, что не сможет удержаться на своём посту в случае войны.
Кроме того, сейчас многие в Израиле считают, что Арабская весна привела исламское общество к коренным изменениям. Теперь даже радикальные палестинские группировки желают отойти от терроризма и сесть за стол переговоров. Удар по Ирану вызовет волнения в самом Израиле. Хотя не исключено, что в случае проведения Тегераном ядерных испытаний общественность еврейского государства будет выступать за силовой вариант.
Безусловно, мощное израильское лобби в США будет давить на Белый Дом, требуя от него активных действий. Учитывая, что это лобби контролирует значительные финансовые потоки, так необходимые в условиях предвыборной кампании, Барак Обама может призвать к экономической блокаде Ирана.
А Ирану это нужно?
Наконец, в самом Иране уже тоже думают о парламентских выборов в 2013 году. По мнению аналитиков из Центра Брукингса, даже исламское руководство устало от популизма президента Ахмединеджада и ему активно ищут замену в умеренном крыле партии. Военный конфликт еще больше настроит против него местную политическю элиту. Скорее всего, действующий президент попробует помириться с инспекторами МАГАТЭ и показать, что его страна разрабатывает ядерные технологии в мирных целях.
Активный конфликт не нужен никому из политиков, но его тень многим сыграет на руку.