Наконец-то вступившая в свои права зима не радует продавцов сезонных товаров и услуг. Они признают - слишком тёплая погода в декабре и первой половине января уже вогнала их в убытки. Компенсировать недополученную прибыль компании вряд ли сумеют даже при условии, что снег будет лежать до марта. А этого, скорее всего, и не случится. Уже на конец этого месяца синоптики обещают потепление.
Зимний сток
В этом году погода сыграла с продавцами зимнего товара злую шутку. Памятуя прошлогодние и позапрошлогодние холода, они закупили товар с запасом. К примеру, чтобы не допустить повторения ситуации 2010 г, когда наблюдался дефицит зимней обуви, сети существенно увеличили ее поставки. По данным Государственной таможенной службы, в страну к сезону завезли сапог почти на $128 млн против $102 млн за весь 2010 г.
Не отстали от коллег и продавцы одежды. Правда, шуб и дублёнок импортировали меньше (за 11 месяцев 2011 г. на $1,3 млн, тогда как в 2010 г. на $2,3 млн). Но эта тенденция поясняется не столько прозорливостью одежников, сколько их переориентацией на более дешевые куртки и пуховики, а также увеличением в ассортименте доли отечественных мехов. Итог «утепления» оказался плачевным.
«Продажи пуховиков и зимних ботинок в наших магазинах оказались на 40% ниже, чем планировалось», - говорит президент компании Finn Flare Ксения Рясова.
Несмотря на скидки, украинцы по-прежнему не спешат обновлять зимний гардероб
Чтобы заработать хоть что-нибудь, одежные и обувные сети начали распродажи зимних коллекций уже с начала декабря, а к новому году скидки во многих магазинах достигли 50-70% - ранее такой дисконт можно было получить лишь на финальных распродажах в феврале. Раньше обычного начали распродажи и меховые салоны – вместо последнего месяца зимы акции стартовали с 15 декабря.
Но несмотря на скидки, украинцы по-прежнему не спешат обновлять зимний гардероб. Правда, во многом продавцы спровоцировали инертность покупателей сами. Ведь в начале сезона они завысили цены больше обычного – зимняя коллекция-2011 подорожала, как минимум, на 15-20% по сравнению с прошлогодней.
Скользкая ситуация
Заявляют о недополученной прибыли и продавцы зимней автохимии и шин. Коммерческий директор сети автомагазинов и сервисных центров «АТЛ» Виктория Ермак говорит, что продажи зимних стеклоомывателей сократились в натуральном выражении, по сравнению с 2010 г, более чем на треть. В деньгах потери составили 20%, что поясняется подорожанием товара.
Более специфическая зимняя продукция, к примеру, средства для размораживания стёкол, замков, топливные присадки и пр. вообще остались невостребованными – на складах мёртвым грузом осело более 90% заготовленного к сезону товара.
Выпавший снег активизирует продажи, но особого ажиотажа торговцы не ожидают. Даже при условии затяжных холодов им удастся выровнять негативную динамику максимум на 10%. Так что продавать излишки товара дистрибуторы будут ещё и следующей зимой.
К покупке зимней резины украинцы отнеслись более ответственно. Несмотря на теплую погоду, объемы реализации скатов упали, по сравнению с прошлым годом, всего на 10%, - констатирует Виктория Ермак.
У владельцев горнолыжных спусков и открытых катков нет ни малейших шансов компенсировать убытки
Директор «Nokian Tyres Украина» Игорь Богданов говорит, что, памятуя сложные зимы прошлых лет, многие автолюбители «переобули» машины заблаговременно. Кроме того, продавцов шин спасли высокие продажи новых автомобилей, которые комплектуются лишь летней резиной. Впрочем, накануне сезона шинники прогнозировали вообще дефицит скатов, поясняя его недопоставками товара из Европы. Ожидая ажиотажного спроса, они повысили цены на 20-30%. Тёплая зима заставила их включить задний ход и сейчас скаты распродаются со скидками.
Продавцы рассчитывают компенсировать потери весной, ведь автолюбители, решившие «переездить» зиму на летних скатах, теперь будут вынуждены обновлять их, следовательно, продажи, по самым скромным прогнозам, вырастут на 10-15%.
Забавы растаяли
У кого нет ни малейших шансов компенсировать убытки, так это у владельцев горнолыжных спусков и открытых катков. Лыжные базы «Протасов Яр» и «Вышгора», которые и так работают от силы три месяца в году, в этом сезоне запустились лишь в середине января. Их не спасло даже наличие снеговых пушек, ведь напылять искусственное покрытие можно, когда температура воздуха снижается до нуля, а нынешней аномальной зимой столбики термометров упорно держались на плюсовых отметках.
Продавцы развлечений провели «всухую» даже традиционно наиболее прибыльный сезон – новогодние каникулы. Сейчас на горках наблюдается ажиотаж не только в выходные, но и в рабочие дни, но выйти на запланированные результаты он вряд ли поможет. Открытых катков, которых в прошлом году в Киеве работало более десяти, сейчас функционирует лишь несколько, да и те запустились недавно. Зато ситуацией с лихвой воспользовались владельцы крытых площадок – желание киевлян увидеть хотя бы искусственный лёд способствовало повышению посещаемости катков, минимум, на треть.