Контракти.ua

41175  —  17.07.08
Украинский самурай. Интервью гендиректора компании «Ниссан Мотор Украина»
Украинский самурай. Интервью гендиректора компании «Ниссан Мотор Украина»

Выяснив, чем теоретический маркетинг отличается от практического, Андрей Нестеренко стал гендиректором компании «Ниссан Мотор Украина». Успех предприятия на развитом рынке во многом зависит от маркетинговых ходов. Ниссан — маркетингово ориентированная компания.

 
Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, Фото Алексея БОЙКО, Контракты

В интервью Контрактам Андрей Нестеренко рассказал о том, что:
1) ездил в Техас учить английский
2) улучшал финансовые коэффициенты зарубежных компаний
3) в Ниссан его привела Верховная Рада
4) таможенники заинтересованы в сером импорте


Вы успели поработать на фондовом рынке до того, как перешли в автомобильный бизнес. Уточните, чем именно занимались во времена ваучерной приватизации?

— В 1993-м я учился на четвертом курсе экономического факультета университета имени Т. Г. Шевченко. Инфляция тогда была сумасшедшей, стипендии катастрофически не хватало, в общем, чтобы жить, нужно было зарабатывать деньги. Я устроился в компанию «РазноЭкспорт», кстати, она была одной из первых, получивших лицензию на занятие ваучерной приватизацией. Компания была многопрофильной: она не только занималась сбором ваучеров у населения, но и привлекала средства граждан путем продажи акций иоблигаций. Аккумулированные деньги инвестировали преимущественно в торговые операции. Я не имел никакого отношения непосредственно к приватизации, а курировал распространение ценных бумаг. Мы подписали договор с Ощадбанком, и я дни напролет проводил в районных отделениях: вел разъяснительную работу, а параллельно контролировал, правильно ли банковские служащие рассказывают людям о направлениях инвестиционной деятельности нашей компании. Кстати, соответствующее соглашение с Ощадбанком было одним из первых коммерческих договоров, подписанных финансовым учреждением.

Компания, в которой вы работали, выполняла инвестиционные обязательства?

— Трудно сказать... Первое время проценты выплачивали, но их съедала инфляция. Вообще-то формат бизнеса наших инвесткомпаний в первой половине 1990-х меня не совсем удовлетворял, хотелось заниматься вопросами посерьезнее. Именно поэтому я перешел в United Financial Group — представительство международного инвестиционного банка, где задержался до 1998 года, пока не грянул масштабный финансовый кризис.

Как вы устроились в United Financial Group?

— Просто: отправил резюме и прошел два собеседования. Волновался, помню, поскольку первое собеседование было на английском языке. English я знал: учил сначала в спецшколе, а потом — в вузе. Причем в некотором смысле мне повезло — к нам приезжали преподаватели Даллаского университета, читали курс менеджмента, по окончании которого отобрали десять лучших студентов, и пригласили в Даллас, штат Техас. В 1993-м я оказался в десятке счастливчиков... В общем, английский у меня был на определенном уровне, я понимал почти все, что мне говорят, и мог более-менее изъясняться. Это, конечно, был не fluent level, но ведь и требования рынка были не такие, как сейчас. Менеджерам United Financial Group приходилось выбирать между теми, кто хоть что-то знает, и теми, кто вообще ничего не знает. Таким образом, собеседование я прошел без особого труда.


— За пять лет работы на японский автопром я постиг тайну восточной улыбки

 

Чем занимались в представительстве международного инвестиционного банка?

— Работать, признаться, было интереснее, чем в наших инвесткомпаниях. Мы привозили в Украину иностранных инвесторов, знакомили их с такими крупными предприятиями, как Харцызский трубный завод, Донбассэнерго, концерн «Стирол» и другими. Приблизительно в то же время начала работать биржевая система ПФТС, акции стали покупать-продавать в режиме онлайн. Причем виртуальные акцепты почти всегда выполнялись без проволочек, никто никого не подводил. Мы представляли интересы инвесторов: аналитический отдел готовил информацию об украинских предприятиях с определенными рекомендациями, а брокеры отвечали непосредственно за сделки. В 1999-м фондовые рынки России и Украины обвалились, и UFG закрыл представительства в постсоветских республиках.

Вы остались без работы?

— Нет, имея знания и опыт работы в финансовой сфере, я перешел в Первую лизинговую компанию. Тогда, кстати, я впервые соприкоснулся с автомобильным рынком, мы едва ли не самыми первыми в Украине начали передавать автомобили в оперативный лизинг.

Можете рассказать об этом подробнее?

— Компания принадлежала иностранным инвесторам и развивалась бурными темпами, приобрела франчайзинговую лицензию всемирно известной компании Hertz Lease. Я занимал позицию коммерческого директора. Работали в основном с представительствами иностранных компаний уровня Phillip Morris, British American Tobacco, Stimorol, Procter & Gamble и так далее. Были среди наших клиентов и украинские фирмы, но автомобили в лизинг приобретали преимущественно западные компании. Дело в том, что лизинговая схема не только давала им налоговые льготы (в частности, возможность относить лизинговые платежи на валовые затраты, уменьшая налогооблагаемую прибыль), но еще и помогала представить в лучшем свете свою финансовую деятельность. По западным стандартам отчетности, если машину покупают, то она автоматически увеличивает основные фонды, а значит — снижает фондоотдачу, рентабельность и другие финансовые коэффициенты. Тогда как покупка авто в лизинг никак не отражается на этих коэффициентах... В общем, дело было интересным и перспективным. Когда я покидал компанию, объем авто, переданных в лизинг, превысил две тысячи единиц — это довольно много, как по тем временам.

Почему же вы ушли из лизинговой компании?

— Бурное развитие рынка подорвали парламентарии, запретив относить лизинговые платежи на валовые затраты. Я до сих пор убежден, что этого делать не следовало. В результате автомобильный лизинг стал менее интересным для лизингополучателей. Отправив резюме нескольким рекрутинговым агентствам, я почти сразу получил предложение прийти на собеседование в представительство японского торгового дома Marubeni Auto and Construction Machinery Europe, обладавшего правом официальной дистрибуции автомобилей Nissan в Украине.

Что конкретно предложил вам торговый дом Marubeni?

— Возглавить операционную деятельность, а именно — продажи и развитие дилерской сети.

Вас не удивило столь выгодное предложение?

— Во-первых, с финансовой точки зрения предложение было не таким уж и выгодным — на первом этапе я потерял в зарплате. Во-вторых, представительство — это громко сказано, по сути, структура состояла из двух человек, которые должны были продавать автомобили через ТД и заниматься развитием дилерской сети. Наконец, в-третьих, выбор пал на мою кандидатуру весьма интересным образом: г-н Хаяши Такаши, представлявший Marubeni, родился со мной в один год и один день. На собеседовании, проходившем прямо в офисе рекрутинговой компании, японец объявил, что это судьба, и буквально на следующий день мне сделали официальное предложение. За семь месяцев работы мы увеличили количество дилеров с двух до шести. Планы по продажам были довольно смешными — около 300 авто в год. Мы продали 700, руководство торгового дома было довольно. Вспоминать об этом можно только с улыбкой.

Правда ли, что многие из нынешних официальных дилеров в 1990-х промышляли контрабандой автомобилей?

— В 2003-м, когда я пришел в Marubeni, все было более-менее цивилизованно. Точнее, под некоторыми брендами были такие фирмы, которые занимались не только официальными продажами, но и «серыми». Правда, и сейчас дыр в таможенном законодательстве хватает. Тогда также были предприятия, которые могли не платить НДС при импорте и проводить растаможку на льготных условиях. Но определенную часть сэкономленных средств все равно кому-то приходилось платить... Кстати, есть «серые» импортеры, которые, будучи плательщиками пошлин и акцизов, являются бюджетообразующими предприятиями в некоторых регионах. Мне рассказывали, что руководители региональных таможен, ратуя о выполнении планов, обращались к «серым» импортерам с просьбой увеличить объемы поставок.

Впрочем, определенные проблемы во взаимоотношениях с дилерами были. Случалось так, что они не выполняли договорных обязательств. Нет, конечно, авто без оплаты мы в 2003 году никому не отпускали, поэтому откровенных кидков не было. Но иногда отдельные дилеры брали на себя непосильные обязательства и отказывались от плановых закупок. Обычно такие ситуации возникали из-за того, что цены на автомобили были зафиксированы в евро, а рост курса заставлял клиентов временно отказаться от покупки автомобилей. В общем, выстраивая дилерскую сеть, много времени приходилось уделять организационно-просветительской работе.

Как вы устроились в Ниссан Мотор Украина?

— Очень просто: год проработал в ТД Marubeni и нам сообщили, что в компании «Ниссан Европа» приняли решение о создании дочернего предприятия «Ниссан Мотор Украина». В сентябре 2004-го представители Ниссан Европа посетили нашу страну, собрали всех дилеров и официально объявили о своем решении. Соответственно, все сотрудники, работавшие тогда в Marubeni и Nissan Trading Europe Limited (еще одного официального дистрибьютора) перешли работать в Ниссан Мотор Украина. Я возглавил отдел маркетинга, а мой коллега из Nissan Trading — направление продаж.

Почему маркетинговое направление возглавили именно вы, а не ваш коллега?

— На собеседовании была возможность выбрать направление. Я ответил, что и маркетинг, и продажи мне интересны, а моему коллеге оказались ближе sales. Я не возражал, тем более что к тому времени занимался продажами достаточно долго, а маркетинг был для меня абсолютно новым направлением. Знания, почерпнутые из книг, приходилось проверять на практике.

Какие теоретические знания не выдержали проверки практикой?

— Практика скорее дополнила теорию. Выяснилось, в частности, что маркетинг включает в себя не только рекламу, но и продуктовую составляющую (что и в какой комплектации мы продаем), вопросы ценообразования, рыночные обзоры, прогнозирование, анализ действий конкурентов, построение четких коммуникаций с реальными и потенциальными потребителями (в том числе ATL-и BTL-мероприятия, CRM, интерактивный маркетинг и т. д.), исследование здоровья бренда и многое другое. Все это приходилось отстраивать практически с нуля, адаптируя опыт Ниссан к нашим реалиям.

Правда ли, что в украинских реалиях в маркетинговой сфере процветают финансовые злоупотребления?

— Какие, к примеру?

Скажем, как оценить эффективность BTL-акции для журналистов, не зная реальных тиражей и объемов продаж изданий?

— В сфере построения маркетинговых коммуникаций мы работаем с агентствами — медийным, креативным, BTL-компанией, анализирующими ситуацию на рынке СМИ.

Вы доверяете агентствам?

— Мы их выбираем на тендерной основе, многие из наших подрядчиков — международные сетевые агентства, с ними Ниссан работает и в других странах... Это во-первых. Во-вторых, эффективность мероприятия для журналистов оценить нетрудно, исходя из того что отдача от BTL-акции должна быть большей, чем эффект от аналогичных вложений в прямую рекламу. Хотя вы правы в том, что каналы маркетинговых коммуникаций в Украине весьма своеобразны. Но это не означает, что мы должны отказаться от самих коммуникаций, опосредованно влияющих на объемы реализации, а напрямую — на имидж бренда и так называемую воронку продаж. Верхняя часть воронки — знание бренда потенциальными потребителями (у нас оно почти стопроцентное), затем — люди, мнение которых о бренде положительно, еще дальше — рассматривающие бренд при выборе авто, в нижней части — потенциальные покупатели. Правильно построенная коммуникация раздвигает границы воронки. Кстати, успех предприятия на развитом рынке (а автомобильный рынок Украины скоро станет таковым — рост не может продолжаться бесконечно) во многом зависит от маркетинговых ходов. Ниссан — маркетингово ориентированная компания.

Не оттого ли гендиректором Ниссан Мотор Украина назначили вас, а не начальника отдела продаж?

— Так сложились обстоятельства. Руководство компании сочло, что возглавить Ниссан Мотор должен украинец, владеющий инструментами, используемыми компанией во всем мире, и лояльный к ней.

 

Персона

Андрей Нестеренко, генеральный директор компании «Ниссан Мотор Украина»

Родился 7 июня 1970 года в Житомире

Образование: экономический факультет КГУ им. Т. Г. Шевченко

Жизненное кредо: у каждой проблемы всегда есть решение — надо только его найти

Чем гордится: карьерными достижениями

За что стыдно: no comment

Последняя прочитанная книга: малоизвестный детектив на английском языке

Хобби: отдых на природе с семьей, чтение, футбол

Компания

«Ниссан Мотор Украина» работает на украинском рынке с апреля 2005 года, реализует автомобили Nissan и Infiniti через дилерскую сеть (16 дилеров Nissan в 13-ти городах Украины и один дилер Infiniti в Киеве). За время работы компании объем продаж Nissan увеличился почти на 400%, в 2007 финансовом году было продано 14 880 авто

Статьи по теме
Перереєстрація авто в Україні: скільки коштує послуга
Перереєстрація авто в Україні: скільки коштує послуга

Перереєструвати автомобіль чи інший траспортний засіб в Україні можна, звернувшись до сервісного центру МВС. Вартість послуги буде залежати від типу транспортного засобу.
16.04 — 344

Штрафи на дорозі. Скільки доведеться заплатити за популярні порушення ПДР
Штрафи на дорозі. Скільки доведеться заплатити за популярні порушення ПДР

Порушення правил дорожнього руху підвищує ризик виникнення ДТП та створює загрози життю автомобілістів і пішоходів. Щоб посилити дисципліну на дорогах, в Україні запроваджено штрафи для водіїв.
15.04 — 215

Дев'ять заборон для номера авто. Водіям нагадали про штрафи
Дев'ять заборон для номера авто. Водіям нагадали про штрафи

Водіям нагадали про необхідність перевіряти стан номерних знаків автомобілів. За недотримання правил передбачені штрафи.
11.04 — 177