В 2011 году украинцы потратили на водку 30 млрд грн.
Водка — абсолютный лидер рынка крепкого алкоголя. Из сотни приобретенных украинцами бутылок, 93 — водка, 6 — коньяк, оставшаяся — виски или джин, или ром и др.
В 2011 году украинцы, по оценкам Pro-Consulting, выпили 740 млн бутылок легальной водки (37 млн дал), что на 12% меньше, чем в 2010-м. Однако в деньгах рост превысил 15%, объем рынка достиг 19 млрд грн. Эта немалая цифра получается простым умножением количества бутылок на среднюю стоимость. В первом полугодии она составляла 20–22 грн за бутылку 0,5 литра, во втором (после того как летом правительство повысило минимальную розничную цену на 8,14 грн — до 26,1 грн) подскочила до 28–30 грн. Теневой рынок (водка, продающаяся «из-под полы» по 20 грн за бутылку), по разным оценкам, увеличился в этом году до 35–50% легального. В итоге общий (легальный и теневой) объем рынка водки составляет примерно 29 млрд грн, или 1,1–1,2 млрд бутылок. Или 55–60 бутылок в год. Или полторы в неделю.
На рынке представлены сотни ТМ водки, однако 85% продаж по-прежнему приходится на два десятка брендов от пятерки крупнейших компаний: НАТ, КВК, Nemiroff, «Олимп», «Хортиця».
Ценовая разница между водками разных сегментов в этом году практически стерлась. «Нижний ценовой сегмент может потерять часть своих потребителей», — говорит Дмитрий Рыжов, маркетинг-директор УАК «Олимп». Одни будут доплачивать за имидж и покупать напитки среднего ценового сегмента, другие перейдут на нелегальную водку или коньяк. Именно за счет потребителей, которые разницу в 7–8 грн за бутылку не считают существенной, а коньяк воспринимают как более благородный напиток, продажи последнего и растут.
В 2011 году потребление коньяка в Украине увеличилось на 5% — до 3,51 млн дал (70 млн бутылок 0,5 литра) и приблизилось к докризисным показателям. В массовом сегменте популярны коньяки отечественного производства стоимостью 35–50 грн — «Шабо», «Жан-Жак», «Тиса», «Шустов», «Гринвич», «Коктебель», «Десна» и «Таврия». Элитный импортный коньяк вносит в денежный объем рынка не более 1%.
В 2012 году потребление крепкого алкоголя изменится незначительно. Возможно 5–10%-ное падение продаж легальной водки, 7–10%-ный рост продаж коньяка, прогнозируют участники рынка.
Текст: Надежда Гончарук, Андрей Бережанский, Анна Сайченко
Эта статья – одна из многих, вошедших в первый номер электронных «Контрактов»
Скачайте полную версию электронного номера и читайте больше