События на Ближнем Востоке, европейские неурядицы, политическая рокировка в России и другие определяющие мировые устои события года по версии еженедельника Контракты.
Арабская весна
События на Ближнем Востоке, начавшиеся в 2011 году, могут стать переломным моментом политического развития всего столетия. Регион, еще недавно казавшийся «спящим» и полностью контролирующийся военными и теократическими элитами, пришел в движение. В результате — крах сразу нескольких непохожих друг на друга режимов в Египте, Тунисе, Ливии и Йемене. Нервничает и сирийская диктатура. Площадь Тахрир в Каире стала новым символом народных выступлений — почти так же, как украинский Майдан 2004 года. Но, как и в случае с «оранжевой революцией», весьма непросто предсказать последствия происшедших народных выступлений. Единственной страной, в которой после свержения власти уже прошли свободные выборы, оказался Тунис — и теперь наблюдатели пытаются понять, смогут ли победившие на этих выборах исламисты сохранить светский характер тунисского общества. Ситуация в Египте выглядит еще более неопределенной: здесь народным выступлением воспользовалась армия, оттеснившая от власти клан президента Хосни Мубарака — выходца из генералитета, попытавшегося заменить военное правление семейным. Но популярность военных ослабевает, население требует свободных выборов, а генералы не хотят отказываться от привилегий, полученных армией после захвата ею власти в 1952 году. Тем не менее это еще не кризис по сравнению с Ливией, где диктатор Муаммар Каддафи фактически уничтожил зачатки не только политической структуры, но и самого государства, превратив страну в конгломерат племенных интересов. Неопределенной выглядит и ситуация в Йемене, президент которого согласился уйти в отставку после нескольких месяцев противостояния в Сирии. Говорят о «мусульманском тренде», уже проявившемся и в Тунисе, и в Марокко, где исламисты также победили на парламентских выборах. Будущий год покажет, как далеко готовы зайти исламские партии.
Кризис доверия в Европе
Европейский союз пережил в 2011-м один из самых непростых периодов в своей истории. И это время отнюдь не завершено, так что 2012 год обещает ответить на вопрос, какой будет конфигурация европейского единства и придется ли что-то менять в сути отношений на континенте. Дискуссии об этом начались уже сегодня, когда оказалось, что европейские локомотивы — Германия и Франция — должны слишком много платить за оздоровление экономик неблагополучных стран Европы. Греция, Португалия, Испания, Ирландия, а к концу года еще и Италия с Венгрией оказались в зоне настоящего риска. Массовые демонстрации против сокращения социальных выплат, падение правительств (в отставку пришлось уйти даже «непотопляемому» итальянскому премьеру Сильвио Берлускони), сомнение в том, что выделяемая помощь окажется эффективной, опасения относительно судьбы евро — все это отнюдь не способствует нахождению путей выхода из европейского кризиса. Пока что пожар «гасится» финансовыми вливаниями, но завтра могут понадобиться уже структурные изменения.
Российская рокировка
Ожидания возможных изменений в политической жизни России по окончании первого срока полномочий президента Дмитрия Медведева сменились апатией после того, как на съезде «Единой России» Медведев и премьер-министр Владимир Путин объявили о рокировке, которая произойдет в следующем году: Путин будет баллотироваться на пост президента от правящей партии (никто не сомневается, что он будет избран, в России сами выборы — формальность), а Медведев станет премьер-министром. Понимание, что перемен не будет, привело к эмоциональной реакции даже в чиновничьей среде: вице-премьеру и министру финансов Алексею Кудрину, которому активно пророчили премьерское кресло при новом президенте Путине, пришлось оставить свой пост после публичной перепалки с пока еще президентом РФ Медведевым. Игнорирование общественных настроений продолжит эрозию российского режима, чьи возможности обеспечить социальную стабильность уменьшаются с каждым годом, несмотря на относительно высокие нефтяные цены.
Постсоветский авторитаризм
Через 20 лет после краха Советского Союза не только Россия оказалось страной, авторитарные тенденции в управлении которой не оставляют перспектив на будущее. Президент Беларуси Александр Лукашенко был избран на очередной срок после 18 лет правления — и жестоко разогнал убежденных в фальсификации выборов соотечественников. Вновь был избран президентом Казахстана бессменный правитель этой страны Нурсултан Назарбаев. В конце года российский премьер Владимир Путин предложил создать Евразийский союз — объединение, способное стать орудием защиты авторитарных режимов от их собственных народов. Инициаторы его создания не скрывают желания видеть в нем Украину, тенденции развития которой также приобрели отчетливо выраженный авторитарный оттенок.
Талант Стива Джобса
Кончина создателя знаменитой компании Apple напомнила, что даже в наш век высоких технологий и искусственного разума личностные качества, талант и умение видеть будущее остаются определяющими чертами, связанными с развитием человеческой цивилизации. Джобс уже при жизни был культовой фигурой для многих своих современников, по большей части молодых, не признающих никаких авторитетов. Его смерть вызвала реакцию во всем мире, заставив задуматься, сможет ли компания Джобса, еще недавно задававшая тренды на компьютерном рынке, оставаться столь же неожиданно смелой.
Эта статья – одна из многих, вошедших в первый номер электронных «Контрактов»
Скачайте полную версию электронного номера и читайте больше