Украинский политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента» - о «не той» повестке дня для Януковича, о «тонкостях» отношения Европы к ЗСТ и об особенностях будущей избирательной кампании.
Прошел первый «полный» год правления «команды профессионалов». У власти, на ваш взгляд, имеются какие-либо достижения?
Владимир Фесенко: Главным достижением я считаю сохранение макроэкономической и финансовой стабильности, что само по себе немало – посмотрите на проблемы, с которыми столкнулись некоторые европейские страны или наша соседка Беларусь. При этом остается вопрос выплаты внешних долгов, для чего приходится изыскивать ресурсы, но в целом на фоне крупных потрясений в иных экономиках мы продержались. Намного сложнее с главной задачей 2011 года, как ее декларировал президент – реформами. Удалось реализовать лишь одну реформу – пенсионную. Посмотрев, какое напряжение она вызвала в обществе, остальные реформы в социальной сфере решено было отложить – ведь в следующем году выборы.
Еще одна реформа этого года – административная. Она стартовала год назад, но оценить ее эффективность сложно. Политический результат достигнут – в руках Президента и его администрации сосредоточен контроль над исполнительной властью. А вот организационный и экономический эффект реформы оценить затруднительно из-за отсутствия соответствующих данных.
То есть, реформы откровенно буксуют?
Владимир Фесенко: Да. Одна из главных причин заключается в том, что планы реформ разрабатывают одни люди, а осуществлять их должны совсем другие, зачастую абсолютно не заинтересованные в этих реформах.
Кроме того, мне кажется, что Янукович взял для реализации не совсем свою повестку дня. Его избиратель – русскоязычный, консервативный, с патерналистским мировоззрением - ждал «улучшения жизни уже сегодня», «железного порядка», сближения с Россией и чуть ли на возвращения к светлым «советским» временам. Вместо этого был предложен курс на евроинтеграцию и структурные реформы, предполагающие, в том числе, и урезание соцстандартов. Реформы, как таковые, электорату Януковича не особо нужны. Заметим, два обвальных падения рейтинга ПР и Януковича - в августе-сентябре прошлого и в начале нынешнего года - были связаны с повышением тарифов ЖКХ. Тенденция очень негативная, и доверие населения нужно восстанавливать какими-то сверхординарными, ассиметричными мерами.
Дело Тимошенко может рассматриваться как такая ассиметричная мера?
Владимир Фесенко: Части окружения президента удалось убедить его, что Тимошенко является ему основной угрозой и ее надо упрятать в тюрьму. На это наложились и некоторые фобии самого Януковича в отношении Тимошенко. В итоге дело Тимошенко стало главной проблемой, которую создал сам себе Янукович. Он стал уязвим для критики Запада, и сделался объектом манипулирования со стороны России. Янукович усложнил курс на Европу, поставил под угрозу подписание ЗСТ с ЕС и тем самым сделал «подарок» российским «друзьям». К слову – возвращаясь к достижениям власти – сам по себе прорыв на евроинтеграционном направлении я считаю главным внешнеполитическим достижением года.
Кстати, ваш прогноз на 19 декабря – парафируем мы соглашение с ЕС или нет?
Владимир Фесенко: Думаю, парафирование состоится, но не на саммите Украина-ЕС, а позднее. И подадут это как огромный успех президента и власти в целом. А вот официальное подписание соглашения будет зависеть от судьбы Ю. Тимошенко и Ю. Луценко, да и ратификация может растянуться на несколько лет.
Вообще, нужна ли Януковичу евроинтеграция? Сейчас кажется, что страну разворачивают в евразийском направлении, только официально об этом еще не объявили…
Владимир Фесенко: У Януковича отношение к евроинтеграции – тактическое. Она была нужна президенту и его окружению с несколькими целями. Западу нужно было показать новый имидж главы государства, имидж реформатора-либерала и проевропейского политика. Но важнее всего - экономические интересы части крупного капитала. Показательно, что курс на евроинтеграцию лоббируется структурами, связанными с СКМ Ахметова, да и администрация президента старается в этом направлении.
Кроме того, евроинтеграция должна, в представлении Януковича, стать балансиром для отношений с Россией. Он прекрасно понимает, что под Россию ложиться нельзя. Отдать ГТС, «Нафтогаз» – означает отдать свое. Янукович хочет быть полноценным хозяином своей страны, а не марионеткой Путина.
Но ход газовых переговоров говорит как раз об ином – за уменьшение цены на газ мы готовы создать газовый консорциум…
Владимир Фесенко: В данном случае работают запрос олигархов на дешевый газ, вопрос конкурентоспособности нашей продукции, идущей на экспорт, плюс возможность не повышать тарифы для населения перед выборами. Но отдавать «трубу» жалко. К тому же начинает играть свою роль и «прецедент Тимошенко»: Азаров не хочет потом сидеть за «сдачу национального достояния».
Что-то все равно отдадут. Россиян могут допустить и к управлению ГТС (но без полной сдачи трубы), и на внутренний газовый рынок Украины. Возможны преференции для россиян в приватизации плюс разрешение на модернизацию Черноморского флота, к примеру. То есть условия новой газовой сделки с Россией могут быть ассиметричными, комплексными, как и Харьковские соглашения.
Как на ваш взгляд, разрешится в будущем году ситуация с Тимошенко? Европа ослабит свои требования или, наоборот, их усилит?
Владимир Фесенко: Тимошенко, скорее всего, будет сидеть. Европейцы, конечно, давить будут – для них это вопрос принципа. Но при этом проявят прагматизм: имеется информация, что они готовы запустить ЗСТ, не дожидаясь и ратификации соглашения. Так или иначе, в отношениях с ЕС из-за дела Тимошенко возможно «зависание» на некоторое время. И этим наверняка воспользуется Россия. Евразийскую риторику Путина следует воспринимать всерьез - построение Евразийского союза станет повесткой дня его третьего президентства.
Янукович осознает эту угрозу? Тем более, что впереди – выборы.
Владимир Фесенко: Нас ждут очень напряженные выборы. Будет новый виток идеологической борьбы по вопросу геополитического выбора Украины, и не исключено, что Россия поставит на определенных персонажей в украинской политике, которые должны будут лоббировать вхождение Украины в Таможенный и Евразийский союзы. Уже поговаривают о возвращении в большую политику Медведчука, в эту игру может сыграть и Табачник, если его уберут из власти. Выборы будут проходить по черно-белому сценарию, мы будем снова говорить о цивилизационном выборе. Оппозиция будет преподносить свою борьбу с властью и как борьбу за европейский выбор. И в этих условиях пока непонятно, под каким флагом будет выступать сама Партия регионов.
То есть, у власти может начаться некая «идеологическая шизофрения»?
Владимир Фесенко: Не обязательно, но может. Януковичу могут предложить несколько вариантов. Самый простой – вернуться к традиционному пророссийскому курсу. В частности, могут снова поднять тему русского языка, наделив его официальным статусом на региональном уровне. Одновременно Янукович будет договариваться о повышении статуса Украины в евразийских структурах, демонстрируя сближение с Россией.
Этот путь кажется более легким, но есть и другой сценарий - участие в выборах «несколькими колоннами». Одна колонна – это сама Партия регионов, которую одни люди во власти (Азаров, Клюев) будут спасать, а другие игроки (из недонецкой части окружении президента) – могут играть на понижении ее статуса. В качестве других пропрезидентских «колонн» могут рассматриваться несколько вариантов.
Первый – реанимировать партию Тигипко. Не самый лучший вариант, учитывая и шараханья с объединением ПР и «Сильной Украины» и повышение проходного барьера, к тому же Тигипко растерял свой рейтинг.
Второй вариант – создать украинский вариант «Справедливой России» - «второй ноги власти». Но кого поставить во главе, где найти украинский аналог Сергея Миронова, чтобы этот человек и рейтинг имел, и был приемлем для президента? Да и искусственность этого проекта будет слишком очевидна.
Третий вариант – проведение в парламент «темных лошадок» за счет масштабного использования социального ресурса (проще говоря – подкупа избирателей). По аналогии с тем, как на местных выборах в Виннице и Полтаве победила никому не известная партия «Совесть Украины». Сложность этого варианта – в слишком больших затратах.
И четвертый вариант – дать возможность части оппозиционных сил выиграть выборы, и договориться по ее итогам с ключевым игроком. Наиболее вероятный кандидат – Яценюк. Ему даже могут предложить пост премьера. Но захочет ли этого сам Яценюк? Брать на себя ответственность за реформы и социально-экономическую ситуацию в стране чересчур рискованно. И тогда может возникнуть вариант технического (непартийного) премьера, который взвалит на себя бремя реформ, снимая негатив с президента.