Новый хэтчбек Honda Civic-2012 дебютировал на Франкфуртском автосалоне 13 сентября. Через два месяца мы уже вовсю тестировали серийный образец.
«Рекомендуем вам ехать по короткому маршруту» — инструктируют нас технические специалисты Honda — «Во-первых, он живописный, а во-вторых, там не самое качественное покрытие и вы сможете в полной мере оценить ходовые качества автомобиля». Ха! Японские инженеры наверняка не ездили из Тернополя во Львов, и вряд ли передвигались по городу Николаеву. Тем не менее, попробуем проехаться по тому, что они считают некачественным покрытием. Айда по машинам!
Замыкать зажигание ключом, как раньше, уже не нужно. Двигатель запускается ярко-красной кнопкой Start/Stop. Эта кнопка первые появилась в Honda S2000, а оттуда перекочевала в 8-ю версию (тоже под левую руку). Но вот сейчас сместилась вправо; прощайте, отсылы к спортивному прошлому. На ее месте — зелёная кнопки Eco, при нажатии которой подача топлива становится плавной (работает система Eco Assist), а секторы по бокам цифрового спидометра меняют цвет с синего на зелёный.
Зато, как и в предыдущей модели, чтоб завести машину необходимо выжать одновременно тормоз и сцепление. Об этом напоминает и бортовой компьютер, выдавая при старте схематическое изображение педалей.
Я все-таки проскочил нужный поворот… Засмотрелся на действительно живописные пейзажи в окрестностях испанской Малаги (правы были японские инженеры) и неспешно проехал по горным дорогам лишние 30 километров. После чего вынужден был возвращаться на маршрут — нервно и в основном быстро.
Одна из задач, стоявших перед инженерами, была снизить влияние дорожного профиля на поведение хэтчбека в поворотах. Мне хватило этих самых 30 километров и 20 минут, чтоб убедиться, что с этой задачей они справились на «ура»: автомобиль отлично вел себя на горных дорогах и цепко держался на траектории, когда под колёса попадали обещанные неровности. Гравий и крупная щебенка тоже были пройдены без особых осложнений; 150 мм клиренса позволяют особо не задумываться о последствиях.
Зато на 5-полосной магистрали нас ждало разочарование. Не особо надругаясь над механической коробкой, можно достаточно быстро набрать крейсерскую скорость в 120-130 км/час… но когда переходишь на шестую передачу, остается лишь наслаждаться плавным и практически бесшумным движением (сказывается улучшенная по сравнению с предыдущей моделью аэродинамика). Практически — потому что все равно остается фоновый гул от шин.
Чтоб выйти на кажущуюся приемлемой на такой дороге скорость, приходится возвращаться на пятую и раскручивать двигатель. Либо долго и неспешно жать педаль газа на шестой. А когда наконец-то видишь на цифровом спидометре заветные 160, в зеркало заднего вида замечаешь красную точку. Она увеличивается в размерах, проходит мимо тебя по крайней левой… и ты понимаешь, что это ярко-красная Ferrari. Еще и кабриолет, вдобавок ко всему. Спасибо, что за рулем хоть не аккуратные немецкие пенсионеры.
Уважаемые организаторы, в следующий раз выдайте, пожалуйста, на тест-драйв не Civic хэтчбек, а Honda NSX и пустите на дороги общего пользования. Тогда посмотрим — кто кого.
Описание нововведений в экстерьере занимает в пресс-папке Honda три страницы мелким шрифтом. Ну а мы можем сейчас сравнить обе модели, просто запарковавшись рядышком. Если кто не догадался: новый Civic — слева.
Для лучшей обзорности и в угоду практичности задний спойлер чуть опустили и снабдили дворником - куда ж без него в наши дожди. Вместо раскосо-клиновидной оптики теперь более «треугольная». Лампочки-поворотники на широких и информативных зеркалах заднего вида - тоже другие.
Задние фонари уже не огибают кузов, а выпирают в стиле Toyota Corolla. А треугольные выхлопные трубы, которые в предыдущей версии перекликались с лампами ПТФ, вообще спрятаны где-то под днищем. Жаль, конечно. В предыдущей версии они смотрелись очень органично.
Общее впечатление такое: на смену «космической» модели восьмого поколения пришел совершенно новый хэтчбек - более обтекаемый, взвешенный и строгий. Орбитальный модуль на колёсах, приковывающий восхищенные взгляды пять лет назад, пал жертвой вкусов автомобилистов Старого Света, для которых ,собственно, и предназначен.
Интерьер Civic остается завлекающее-красивым и исключительно качественным. То ли реактивный истребитель, то ли гоночный автомобиль. Как и в предыдущей модели, швы на сидениях аккуратно прострочены, панели подогнаны, небольшой пухлый руль прямо-таки ложится в руки.
Педали разнесены друг от друга; не очень спортивно, но удобно. Посадка субъективно стала чуть выше — лично мне, опять же, удобно. Панель бортового компьютера переместилась из-под шкалы тахометра и заняла более привычное (и удобное) место справа от цифрового спидометра, ближе к экрану навигации.
У дам за рулем вопросы возникать не будут; зеркальца с подсветкой присутствуют и в пассажирском, и в водительском козырьке. Это и удобно, и правильно.
Перчаточный ящик — вместительный, подлокотник — тоже. В него можно поместить четыре бутылки с водой и - в специальное отделение - солнцезащитные очки... А еще в нем есть USB-порт; можно передавать на мультимедийный экран музыку или видео.
Три симметричные аналоговые шкалы (тахометр, температура двигателя и уровень топлива) вынесены в отдельные колодцы и накрыты козырьком. Все чудесно, пока не стемнеет. А когда вместе с габаритами включается подсветка торпедо, то оказывается что цифровой спидометр здорово бликует на этот самый козырек; пришлось на ходу разбираться с яркостью подсветки.
Еще бросается в глаза огромная красная кнопка «аварийки», врезанная в панель. И вентиляция на консоли кажется чужеродной. И квадратную панель навигации могли бы элегантно закруглить. И ручник перенесли ближе к пассажиру, и управление климат-контролем сразу за рычаг переключения передач — но неудобно ведь!...
На этом субъективное бурчание по поводу удобно/неудобно можно считать оконченным :-) Поговорим о двигателях и трансмиссии.
На выбор предлагается или 6-ступенчатая механика, или 5-ступенчатый автомат. И это хорошо, а то роботизированная механика, которой, наряду к классической механикой и автоматом, оснащалась предыдущая модель, была уж чересчур неспешная и экологичная — передачи задумчиво переключались чуть ли на на 2000 оборотов. Приходилось переходить в «механический» режим и орудовать подрулевыми лепестками.
К нынешнему автомату претензий нет. Да и к чистой механике — тоже. Особенно если, управляя машиной с механической коробкой, не следовать рекомендациям эко-ориентированного компьютера по переключению передач (загорается лампочка up/down) и разогнать на горном серпантине двигатель до 3500-4000 оборотов - тут уже начинаешь испытывать действительно удовольствие от вождения.
Моторов три: бензиновые 1,4 и 1,8 литра и турбодизель 2.2. Четырёхцилиндровый бензиновый мотор R18A2 рабочим объёмом 1798 куб. см развивает 142 л.с. и 174 Н•м. Предлагается еще вариант с объемом 1,4 литра и новый турбодизель 2.2 i-DTEC. Последний пришел на смену технологии i-CTDi, которую разработала Honda еще в 2004 году и выглядит наиболее привлекательно: 150 сил, тяга — 350 Н•м на 2000 оборотов, расход в смешанном цикле 4,2 литра на 100 км. А еще он значительно экологичнее и соответствует нормам евро 5. Обидно то, что в Украину дизеля поставляться не будут...
Все представленные двигатели доработаны в угоду экологии. Расход топлива и выбросы углекислоты бензиновых двигателей снижены на 10 процентов, мощность и тяга незначительно увеличились. Дизельный двигатель выделяет лишь 110 г/кг CO2; практически на 20% ниже предшественника.
Парковочный сонар работает на ура. Он начинает пищать метра за полтора до препятствия; а в зеркало заднего вида толком и не разберешь - насколько ты приблизился. И когда кажется, что ты уже совсем-совсем близко и вот-вот помнешь красивый пластиковый бампер, выходишь из машины - а еще ого-го! Писк раздается и когда просто маневрируешь близко от препятствий — контролируются зоны не только спереди и сзади, но и по бокам. Сначала это раздражает, потом становится необходимым и очевидным.
В дополнение к традиционным парковочным сонарам прилагается еще и камера заднего вида с траекторными подсказками; удобно, что говорить.
Управление бортовым компьютером осуществляется с руля, двумя кнопками и одним пальцем. На экран можно выводить всю необходимую информацию: потребление и остаток топлива, время, температуру за бортом, настройки радио и т.д.
Компьютер, в свою очередь, подскажет выжать тормоз и сцепление при запуске двигателя, напомнит пристегнуть ремень безопасности и закрыть дверцу.
Кресла, на вид плоские, по факту оказались очень комфортными. Боковая и поясничная поддержка регулируются электроприводом; нажимая эти неприметные кнопочки, достигаешь просто слияния с автомобилем. А чтобы слиться с окружающей природой, достаточно найти неприметную кнопку на потолке (рядом с подсветкой зоны водителя); она управляет панорамной крышей. И можно любоваться не только интерьером и спутницей (-ком), но и звездным небом над головой. Или облачным - как мы.
Багажник очень-очень большой. Объем до линии окон - 477 литров; это на 100 литров больше чем у лучшего из конкурентов. Если сложить задние сидения вровень с полом, то он увеличивается до 1210 литров. А если завалить багажник до самой крыши, то это уже фантастические 1378 литров.
Еще сидения можно — одним движением руки! — поднять к спинкам; и тогда в образовавшееся свободное пространство можно поставить что-то хрупкое и высокое. Например, коробку с новым телевизором, или кадку с цветком. Или детей посадите играть… пространства реально много.
Civic следует общеевропейской тенденции. Меньше вызова в дизайне, больше обтекаемых поверхностей. Меньше азарта и драйва, больше мягкости и комфорта, плавности хода и безопасности. Еще более экологичные двигатель и настройки автоматической коробки передач; как результат — почти 11 секунд разгона до сотни на автомате 1,8…
Пришелец из автомобильного будущего пообтерся на приземленной Земле, осмотрелся, прислушался к отзывам владельцев нынешних и желаниям владельцев потенциальных — и успешно ассимилировал.
Honda отходит от спортивного прошлого, ориентируется на европейских потребителей и европейские же вкусы. Этот путь ранее уже прошел Accord; это может огорчать и разочаровывать давних поклонников Honda. Но, поверьте, это не страшно.
Массовый потребитель будет покупать японские комфорт и качество, а фанаты… А фанатов марки ждут новые иконы: реинкарнация Honda NSX и Civic Type R с турбомотором. Первый обещают уже в следующем году, второй — весной 2013.
До встречи!