Почему Россия отказывается от услуг украинской Мотор-Сичи. Сегодня это даже не тактика, это внешнеполитическая стратегия нового российского правительства.
Генеральный директор российского государственного НИИ авиационных материалов Евгений Каблов заявил, что Москва решила отказаться от услуг украинских поставщиков двигателей для крылатых ракет. Сейчас компания «Мотор Сич» производит двигатели для крылатых ракет Х-35, Х-55 и Х-59, стоящих на вооружении в России. Но вскоре ее должен заменить российский производитель. Каблов не стал скрывать, откуда ветер дует: «Владимир Владимирович поставил задачу заменить двигатели в крылатых ракетах, чтобы отойти от зависимости от Украины».
Сегодня это даже не тактика, это внешнеполитическая стратегия нового российского правительства. Еще раньше, только став премьером, Владимир Владимирович поставил задачу перепрофилирования российской нефти с трубопроводов, идущих в порты стран Балтии, на порты России. Такой была его реакция на попытку Литвы приостановить процесс переговоров о новом соглашении между Россией и Евросоюзом до возобновления поставок нефти по трубопроводу «Дружба». Конечно же, литовская нефтепереработка ничего не выиграла. Литовцы еще не знали, что у российского правительства имеется в рукаве козырный туз и вскоре, когда они, под давлением Брюсселя, вынуждены будут отказаться от своих условий, на границе с Россией застрянет литовский сыр, внезапно признанный некачественным. Произошло это в день, когда Литва отмечала очередную годовщину оккупации страны советскими войсками — так сказать, с праздничком.
Заявление Каблова об отказе от украинских услуг тоже нельзя назвать случайным — оно появилось ровно в день пребывания в Киеве натовской делегации и, может быть, воспринято именно как политическая, а не как экономическая реакция. Просто у России теперь такая внешняя политика, связанная с хозяйственными вопросами. Президент РФ Дмитрий Медведев может сколько угодно уверять Запад, что вступление Украины в НАТО — при всей его нежелательности — не станет катастрофой. Премьер России Владимир Путин устроит катастрофу в пределах собственных полномочий. Его главным оружием в борьбе с демонстрирующим показную либеральность президентом станет именно внешнеэкономическая активность: сегодня задание НИИ, завтра Газпрому — и прощайте, украинские доходы.
Интересно, подсчитывал ли кто-нибудь доходы Мотор-Сичи от производства ракетных двигателей? Что потеряет объединение, лишившись российского заказчика? Это ведь и будет реальная цена НАТО. Нет, не вступления в НАТО, даже не присоединения к ПДЧ. Если бы вступление и присоединение были реальностью, ожидающей нас в ближайшие годы, тогда можно было бы говорить о подлинных приобретениях и потерях. Пока же мы можем обсуждать исключительно цену разговоров, помогающих определенной группе политиков, не способных к структурным преобразованиям в стране и интересующимся только сохранением власти, выглядеть государственными деятелями. Ну и, конечно же, о другой группе товарищей, борющихся с призрачной натовской опасностью, тоже не будем забывать.
Им хорошо. Они стригут купоны. Но последствия их разговоров уже начинают сказываться. Мотор-Сич может стать первой ласточкой. Разумеется, визы для украинцев в ближайшее время не введут, но введут их для украинской продукции: то, что еще поступает на российские прилавки, отправят обратно. Не найден пока лучший способ доказать украинцам-экспортерам, что они ошибаются, вступая в НАТО. НАТО — красивый политический лозунг, но ровно до того момента, когда спекуляция на нем начинает отражаться на украинских экономических интересах.
Формально мы строим экономически эффективную, стремительно развивающуюся, не зависящую от настроений внешнего рынка страну. И такая держава без особых проблем и колебаний вступает в НАТО и ЕС. Или не вступает, считая, что находящиеся в вечном кризисе и поиске новой модели управления союзы должны вначале найти для нас достойное место, а потом уж приглашать — мы все же большое государство. Но если вместо этого в стране, погружающейся в кризисную пучину, слышим лишь мечты об Альянсе и советы наших западных друзей по улучшению необходимой для присоединения работы, то в этом случае мы становимся идеальной мишенью для заданий, которые играючи раздает подчиненным Владимир Владимирович.