В конце октября Кабмин включил лизинг в программу компенсаций для украинских сельхозпроизводителей на 2012 год. По замыслу чиновников, льгота будет распространяться на аграриев, которые на условиях финансового лизинга приобрели технику и оборудование отечественного производства. Участники рынка надеются, что нововведение поможет популяризировать услуги лизинга среди местных компаний.
Впрочем, в этом году рынок лизинга активно развивается и без помощи государства. По данным Госфинуслуг, за первое полугодие 2011-го лизинговые компании заключили новых договоров более чем на 4 млрд грн, что в два раза выше показателей аналогичного периода 2010 года. Кроме того, по состоянию на 1 июля 2011-го лизинговый портфель компаний достиг 31,9 млрд грн — максимальный показатель в истории. По итогам года ожидается как минимум 30%-ный рост рынка.
Трудности в рассрочку
Эксперты уверены: активный рост рынка в 2011 году свидетельствует о новом этапе в развитии лизинговых услуг. Многие компании начали работу пять-шесть лет назад, в 2006–2007 гг. «Тогда лизингополучатели, как правило, заключали договоры финансирования сроком на пять лет, сейчас срок их действия подходит к концу, и кредитные портфели полностью обновляются», — объясняет генеральный директор компании «VAB Лизинг» Людмила Золотарева.
Причин нынешнего роста рынка несколько. Первая — постепенное восстановление экономики, точнее, ее отдельных отраслей. За последний год активизировались, например, сельхозпроизводители. «Активность агросектора обусловлена его относительной стабильностью и спросом на продукцию», — отмечает руководитель юридического департамента компании «Райффайзен Лизинг Аваль» Татьяна Федорова. Кстати, и до кризиса аграрии активно использовали финансовый лизинг в качестве инструмента финансирования. Начали оживать и строительные компании, особенно те, у которых высокая степень вовлеченности в процесс подготовки к Евро2012, а также фармацевтический сектор. Активно пользуются лизингом представители сферы услуг и перевозчики. Наибольший спрос у клиентов — на транспорт (автомобильный и железнодорожный), сельскохозяйственную технику, производственное оборудование.
Удивительно, но немного упростил жизнь лизинговым компаниям и новый Налоговый кодекс. Теперь они могут относить на валовые расходы 100% платежей по программам оперативного лизинга легковых автомобилей (ранее лишь 50% таких платежей). Нововведение позволило удешевить автолизинг для предпринимателей на 20–25%. Кроме того, законодатели разрешили юрлицам относить на налоговый кредит 100% НДС, оплаченного при покупке в лизинг автомобиля. «Но самое заметное изменение — отмена НДС для договоров финансового лизинга, по которым комиссия превышает двойную учетную ставку НБУ», — комментирует генеральный директор компании «ОТП Лизинг» Андрей Павлушин.
Все это оживило спрос со стороны потенциальных покупателей, а конкуренция на рынке заставила лизинговые компании снижать требования к клиентам. За шесть месяцев 2011-го авансовые платежи снизились с 40–45% до 20–25%, а ставки опустились в среднем на 2 п. п. (до 17% — в гривне и 10% — в долларах). «Порше Лизинг Украина» и вовсе снизила первоначальный взнос до 10–15%, а стоимость ресурсов — до 0% (срок финансирования до 2 лет). Более того, теперь юрлица могут приобрести автомобиль в лизинг без предъявления финансовой отчетности, что очень упростило и ускорило процедуру оформления лизинговой сделки. «На рынке появились первые масштабные лизинговые проекты, в рамках которых условия лизинга лояльнее, а ставки значительно ниже рыночных за счет существующей практики компенсаций, действующей в партнерских договоренностях между компаниями», — рассказывает Людмила Золотарева. Участие в подобных проектах позволяет автопроизводителям нарастить продажи, а лизинговым компаниям — привлечь новых клиентов. Все более популярным становится лизинг б/у автомобилей и техники (первоначальный взнос от 10%, срок лизинга — до пяти лет).
Большое плавание
Следующий год, по прогнозам экспертов, должен стать еще лучше. «Мы ожидаем роста рынка на 20–30%», — предполагает Андрей Павлушин. «В первом полугодии 2011-го объем продаж лизинга практически догнал показатель за весь 2010 год, а это свидетельствует о формировании растущего спроса на услугу; к тому же в следующем году к росту лизинга приведет и ускорение подготовки к Евро2012, особенно будут востребованы транспорт (автомобильный и железнодорожный) и оборудование», — добавляет Людмила Золотарева. Уже сейчас аграрии начинают оформлять договоры и подают заявки на поставку техники к весенним посевным работам.
На руку лизинговым компаниям и кризис ликвидности, который приводит к замораживанию кредитных программ для юрлиц. Правда, воспользоваться ситуацией на рынке банковского кредитования смогут те лизинговые компании, у которых есть источники финансирования, альтернативные тем же банковским кредитам (прямое кредитование и пополнение уставного капитала от учредителей-нерезидентов, собственные средства).
Впрочем, рост рынка будет возможен не только за счет наращивания портфеля уже существующими лизинговыми компаниями, но и новыми, которые только появились или появятся в ближайшее время. «Рынок лизинга в настоящее время еще не заполнен, конкуренцию мы чувствуем только в борьбе за крупные проекты», — делится наблюдениями Андрей Павлушин. Открыть собственный банк в Украине планирует, например, Renault. Его главной целью будет финансирование лизинговых и кредитных программ по покупке автомобилей. Но, безусловно, новым игрокам будет непросто. «Чтобы удержаться на рынке, компания должна найти свой сегмент, привлечь клиентов, разработать конкурентные лизинговые продукты, наладить связь с поставщиками основных средств (предметов лизинга), отыскать источники финансирования», — перечисляет Людмила Золотарева.
Ложка дегтя
На самом деле у лизинговых компаний не все так гладко. Например, резко сокращаются сроки действия лизинговых договоров. «Клиенты, наученные кризисом, оформляют сделку на короткий срок: компании привлекают финансирование, но стараются как можно быстрее рассчитаться с долгами», — отмечает Людмила Золотарева. Если раньше большинство договоров заключалось на срок от пяти до семи лет, то теперь — от трех до пяти лет. По данным Ассоциации лизингодателей Украины, удельный вес краткосрочных договоров (сроком до двух лет) вырос с 4,92% в II квартале 2010-го до 7,43% за соответствующий период 2011-го, в то время как доля долгосрочных контрактов (более 10 лет) снизилась с 4,15% до 2,39%. Еще одна посткризисная тенденция — большие авансы. Клиенты самостоятельно вносят, как правило, порядка 50% стоимости авто.
Больно ударил по лизинговым компаниям и кризис ликвидности на банковском рынке. Если еще год назад основным источником финансирования лизинговых компаний были собственные средства (67% в общем объеме финансирования), то в 2011-м — привлеченные (85,2%). Доля собственных ресурсов снизилась до 14,61%. Причем если до кризиса лизинговые компании для привлечения средств выпускали облигации, то теперь, по словам Татьяны Федоровой, рассчитывать приходится только на кредиты, полученные от украинских или иностранных банков. «Наш основной источник финансирования — OTP Group», — подтверждает Андрей Павлушин. В результате как только осенью на банковском рынке ставки поползли вверх, гривневое финансирование лизинговых компаний подорожало до 22–23%. А валютные договоры отечественные компании заключать не спешат: финансирование в валюте хотя и дешевле, однако желающих брать на себя валютные риски не так много.