Владелец компании «Мироновский хлебопродукт» Юрий Косюк заработал миллиард на торговле зерном, газовых схемах и охлажденных курах.
По материалам еженедельника Контракты
Юрий Косюк, собственник компании «Мироновский хлебопродукт», одним из самых благоприятных периодов для своего бизнеса считает время смены власти. Борясь за голоса электората, политики повышают населению зарплаты и пенсии, в результате растет покупательская способность. Деньги украинцы в первую очередь тратят на еду, в том числе на изделия Мироновского хлебопродукта, производителя мясной продукции.
Но от политики бизнесмен всегда держался как можно дальше. Косюк принципиально не принимает участия в предвыборных гонках: «Я никогда не баллотировался в депутаты. Возможно, будучи во власти, многие проблемы моего бизнеса можно было бы решить быстрее. Но достичь успеха в предпринимательстве сложнее, если ты просиживаешь штаны в парламенте. Для меня главное, чтобы государство платило деньги людям, которые будут покупать мою продукцию».
Лоббировать льготы для пищевой отрасли он не собирается: «Моему бизнесу будет выгодней, если государство перестанет поддерживать отечественного производителя, поскольку в таком случае многие украинские компании не выдержат конкуренции с иностранными ТНК и закроются. Без ввозных пошлин мне будет проще делать бизнес, ведь конкурентов станет меньше».
Уверенность Косюка в своем непоколебимом лидерстве оправдана, считает председатель Союза птицеводов Украины Евгений Бакуленко: «Наша Ряба» (ТМ Мироновского хлебопродукта) — продукт № 1 на рынке, компанию пока сложно догнать». Подтверждают это мнение и инвестаналитики, оценивающие состояние Косюка в $930 млн-$1 млрд. Бизнесмен точных цифр не называет: предлагает дождаться IPO компании.
На вопрос, как заработать миллиард, занимаясь курами, Юрий Косюк не без бравады отвечает, что «давно женат на своей работе, вкалывает по выходным и вечерам и не дает спуску своим подчиненным».
Видео: Курица наводит на цель. Из рекламы Нашей Рябы
{flv}11_06_2007{/flv}
Воркаголик
Птицевод Косюк вполне мог стать биржевым магнатом. На четвертом курсе института он стал биржевым брокером. «Я не знал, что такое биржа. Да и классической биржей Киевская торговая биржа, где я работал, не была — скорее, отделение Госснаба, где продавали и покупали все подряд. Я понимал, что ничего не умею и ничего не знаю, но было желание работать и учиться. Этого оказалось достаточно — я стал профессиональным трейдером», — с гордостью вспоминает бизнесмен.
Довольно скоро Косюк понял, что работа биржевого воротилы не для него. Решил поработать по специальности: будущий миллиардер окончил Киевский пищевой институт. В наемные работники Косюк идти не захотел, поэтому решил сходу открыть завод по переработке мяса. «Начинали с рисованных на коленях проектов, нереальных планов и непонимания, что делать с этим бизнесом. Мы повторяли ошибку многих новичков: знали, как производить товар, но не знали, куда и кому будем его продавать, какому потребителю он нужен и каковы его конкурентные преимущества», — говорит Косюк. Бизнес не пошел: завод прогорел, неудавшийся предприниматель вернулся в трейдинг.
Директора нескольких предприятий пищепрома предложили Косюку создать компанию, объединявшую 10 госкомпаний: элеваторы, заводы по производству комбикормов, сахарные и спиртовые комбинаты. Все они составляли замкнутую производственную цепочку: продукт одного завода был сырьем для другого. Компанию назвали «Научно-технический бизнес-центр пищевой промышленности» (НТБЦПП).
«Офис моей компании был в Институте пищевой промышленности. Там я и познакомился с директорами, которые предложили создать объединение. В середине — конце 90-х на рынке царила разруха, никто не знал, кому и что продавать. У меня был хоть какой-то рыночный опыт; по сравнению с управленческими командами заводов, вошедших в объединение, я многое умел, — отвечает Косюк на вопрос, почему возглавить объединение предложили именно ему. — Став директором ПО, в течение нескольких лет занимался перепродажей сырья, интегрировал компании, искал деньги на развитие».
Под руководством Косюка НТБЦПП стала лидером по экспорту зерна в Украине. До 1997 года компания ежегодно продавала по 200 тыс. т зерна, в 1998-1999 гг. — почти по 400 тыс. т. Косюку явно помог трейдинговый опыт. Параллельно с управлением НТБЦПП предприниматель занялся торговлей металлом: поставлял в Польшу оцинкованное железо производства украинских комбинатов. С поляками его свел институтский товарищ Александр Воробей, возглавлявший мебельную фабрику «Рода».
В середине 90-х НТБЦПП вышел на рынок газа. Компания поставляла в Туркмению зерно в счет украинских долгов за газ, а от украинского Нефтегаза получала голубое топливо или товары. По словам Косюка, прибыль от продажи зерна на внутреннем рынке была значительно ниже газовых комиссионных. Получить этот контракт Косюку помог Александр Рембахч, экс-сотрудник компании «Интергаз Украина». Косюк помнит добро. Сейчас Рембахч работает на Мироновском хлебопродукте.
Трейдингом компания занималась вплоть до 2001 года: когда куриный бизнес, развиваемый Косюком с середины 90-х, наконец стал окупаться.
Против лома
Трейдинг как направление деятельности Косюку не нравился: по словам предпринимателя, занимаясь торговлей зерном или металлом, сложно выбиться в лидеры рынка, стать первым. Бизнесмен тяготел к производству, однако сдерживал неудачный опыт организации мясоперерабатывающего комбината.
В конце 90-х у Мироновского завода комбикормов, входившего в НТБЦПП, начались проблемы с загрузкой: завод производил чуть больше тысячи тонн кормов в месяц при мощности 500 т в сутки. Косюк увеличил производство и наладил сбыт продукции. Затем восстановил производство на черкасской птицефабрике «Перемога», куда отправляли мироновские комбикорма. «В «Перемогу» пришлось инвестировать несколько миллионов долларов, — рассказывает Косюк. — Но у фабрики была большая кредиторская задолженность, возник вопрос о ее банкротстве. Я выкупил все долговые требования кредиторов «Перемоги». Так бывший трейдер стал птицеводом.
Откуда у менеджера и совладельца небольшой трейдинговой компании деньги на целую фабрику? «Заработал на зерно- и газотрейдинге, — признается бизнесмен. — Часть капитала занял в банке».
По словам Евгения Бакуленко из Союза птицеводов, покупать птицеводческие активы в конце 90-х было несложно. Импортные бройлеры занимали большую часть рынка, большинство фабрик были банкротами, многие из них стоили копейки. «Покупали землю с остатками птичников, — рассказывает Косюк. — Наши потенциальные конкуренты приезжали, смотрели на эти строения и уезжали. А мы видели в них перспективу, поэтому скупали обанкротившиеся предприятия».
К 2001 году Косюку уже принадлежали птицефабрики «Дружба народов», «Перемога» и «Орель-Лидер». Косюк очень быстро наладил поставки свежей мясной продукцию практически во все регионы Украины: в южные области окорочка поставляла «Дружба», в центральные — «Перемога», «Орель-Лидер» снабжал Днепропетровск и Донбасс. В 2002 году «куриные» активы Косюка пополнили птицефабрика «Снятинская Нова», «Агрофирма Киевская», Старинская индюшачья фабрика, переоборудованная под племенной репродуктор, племрепродуктор «Шахтерский» и Березанская птицефабрика, производящая товарное яйцо. На базе этих компаний Юрий Косюк основал Мироновский хлебопродукт.
Бизнесмен не просто скупал предприятия отрасли — он выстраивал вертикально интегрированный холдинг: производство зерновых и кормовых культур, родительского поголовья птицы, инкубационных яиц и протеина, подсолнечного масла, мяса, полуфабрикатов. Важный довесок к этой структуре — торговля. По словам Бакуленко, без системы внутренних поставок компания просто не выжила бы: подрядчиков, способных обеспечить птицеводов бесперебойными поставками сырья, в Украине практически не было.
Агросектором Косюк не ограничился: купил несколько заводов по обслуживанию аграрного хозяйства, в том числе завод железобетонных конструкций. «Хочешь сделать хорошо — сделай сам», — объясняет свою бизнес-тактику Косюк. К тому же, по его словам, у него не было другого выбора: в начале 2000-х годов компания продавала необычный по тем временам продукт — охлажденное мясо.
«Во всем мире потребители предпочитают свежее мясо. Украинцы же до появления наших охлажденных кур могли выбирать между мороженными бройлерами в магазинах или курами на рынках непонятного происхождения», — объясняет свой выбор стратегического продукта Косюк.
Под новый продукт Косюк и КО придумали торговую марку «Наша Ряба». Но бизнес застопорился на продажах: супермаркеты и рынки не хотели продавать свежее мясо птицы. Пришлось создавать собственную дистрибьюторскую сеть. «Решили выстроить прямую систему продаж — открыть собственные торговые точки в супермаркетах и магазинах, — рассказывает Косюк. — Куриное мясо — скоропортящийся продукт, и в случае промедления дистрибьюторов-партнеров товар мог просто не попасть в торговую точку до окончания срока годности.
Во-вторых, для работы с нашим продуктом многим региональным партнерам нужно было создать более мощные распределительные центры со специальными холодильными установками, усовершенствовать логистическую систему. На это дистрибьютор должен был потратить порядка $2 млн. Многие либо не могли, либо не хотели тратить такие деньги». Критериям компании Косюка соответствовал лишь один дистрибьютор из Винницы. В остальных крупных городах Мироновский хлебопродукт построил собственные распределительные центры и открыл точки продаж.
«В первое время мы демпинговали, продавали охлажденную курку дешевле, чем мороженную. Так выходили на региональные рынки. Стремились доказать покупателям, что Наша Ряба действительно первоклассный товар. Иначе лидером не станешь», — раскрывает секреты бизнеса Косюк.
Без экспорта
Другой проект Мироновского хлебопродукта — ТМ «Сертифицированный Ангус» — пока приносит Косюку убытки. По его словам, идею производить дорогие стейки из элитной говядины тоже заимствовали у европейцев: в Европе производят — почему бы нам не попробовать? Отсутствие конкурентов, с одной стороны, и рост стейковой культуры — с другой, делали эту нишу мясного рынка весьма привлекательной. Из Англии и Франции компания «Мироновский хлебопродукт» завезла быков элитной породы абердино-ангус (мясо этих бычков считается мировым эталоном стейков благодаря его склонности к «мраморизации»). По словам предпринимателя, ежегодно на поддержание проекта уходит несколько миллионов долларов.
С мясными полуфабрикатами Косюк справляется лучше. ТМ «Легко» он вывел меньше двух лет назад. Продукция уже входит в пятерку лидеров рынка.
Очередная идея-фикс Косюка — выращивание плодово-овощной продукции. «В основном торговцы фруктами и овощами импортируют продукцию или закупают небольшими партиями у частников, — говорит Юрий Косюк. — Но частники не всегда могут обеспечить необходимый супермаркетам объем поставок, гарантировать высокое качество, сортность и сохранность продукции». Косюк уже организовал в АР Крым плодово-ягодное хозяйство, занимающееся выращиванием персиков, яблок, слив, черешен, винограда и клубники.
В планах бизнесмена — публичное размещение акций компании «Мироновский хлебопродукт». В следующем году Мироновский собирается выйти на основную площадку Лондонской фондовой биржи — продать инвесторам около 20% акций компании. Размещение проведут для привлечения инвестиций в украинские проекты — покорять зарубежные рынки Мироновский хлебопродукт пока не собирается. Сейчас небольшая часть мироновской продукции продается в России, Казахстане и Китае. По словам Косюка, потребность внутреннего рынка в курином мясе по-прежнему очень высока и будет расти за счет смены потребительских предпочтений: украинцы будут больше покупать курицу благодаря потреблению мясных продуктов в целом. В планах компании ввести в строй птицекомбинат в Каневе и завод в Виннице. Цели Косюка поистине наполеоновские: войти в первую тридцатку мировых производителей куриного мяса.
Принадлежит:
По данным компании
Карьера птицевода
27 мая 1968 г. — родился в Киеве
1991 г. — брокер на Киевской товарной бирже
1992 г. — окончил Киевский институт пищевых технологий
1992 г. — учредил СП «ЛКБ» (производство мясной продукции и трейдинг), однако вскоре закрыл компанию
1995 г. — президент ЗАО «Научно-технический бизнес-центр пищевой промышленности»
1998 г. — создал компанию «Мироновский хлебопродукт»
2001 г. — купил несколько птицефабрик
2001 г. — вывел на рынок ТМ «Наша Ряба»
2004 г. — выводит ТМ «Сертифицированный Ангус» — т. н. элитное деликатесное мясо. Проект пока убыточен
От редактора
В июне нынешнего года в рамках спецпроекта «Неизвестная Украина» Контракты начали знакомить читателей со второй лигой украинских капиталистов. Герои прежних и будущих публикаций — бизнесмены, сколотившие состояние на компаниях «новой экономики». Сфера интересов новоиспеченных миллионеров — строительство, пищепром, банковский сектор, IT.
Юрий Косюк — яркий представитель буржуа постперестроечной формации. Заработав начальный капитал на газовых схемах, торговле ценными бумагами и бартере, он занялся скупкой предприятий пищепрома и весьма в этом преуспел. Косюк восстановил работу нескольких компаний-банкротов, выстроил вертикально интегрированный холдинг и первым в Украине начал торговать охлажденным мясом. Сейчас его компания «Мироновский хлебопродукт» — один из лидеров на рынке охлажденного мяса (по оценкам экспертов, занимает около 40% рынка).
Юрий Косюк, в отличие от многих украинских бизнесменов, не стремится диверсифицировать бизнес (ему принадлежат исключительно предприятия пищепрома), он не ищет дружбы с представителями политической элиты, предпочитая политике бизнес.
Как 39-летний киевлянин стал миллиардером, занимаясь куриными яйцами и окорочками, — читайте в этом номере.
Елена ШКАРПОВА, и. о. редактора отдела «Деньги»
В предыдущих выпусках спецпроект «Неизвестная Украина»:
О Василии Горбале читайте в Контрактах, № 27, Наталии Королевской — № 29, Александре Кардакове — № 31, Николае Толмачеве — № 35, Вадиме Грибе — № 36, Игоре Еремееве — № 37, Льве Парцхаладзе — № 39, Анатолие Гиршфельде — №41