Автодилеры не смогли и дальше подпитывать ажиотажный спрос на машины. В октябре салоны были вынуждены признать первую в этом году неудачу, получив вместо запланированного роста, спад продаж.
Дилеры винят во всем банкиров – напуганные угрозой дефицита ликвидности, те начали сокращать объёмы автокредитования и ужесточать условия для заёмщиков. Но «отметились» и сами продавцы техники – у многих в октябре просто были пустые салоны. Распродав склады летом, они попросту не успели завезти нужного количества машин.
Банкиры подвели дилеров
Отечественный авторынок, который в этом году рос как на дрожжах, ежемесячно прибавляя в объёмах, по меньшей мере, 20-30%, начал сбавлять обороты. По данным ИАГ Autoconsulting, в октябре в стране было продано 18,8 тыс. машин, что на 11,2% меньше сентябрьского показателя. И, судя по всему, в ноябре спад на рынке ещё усугубится.
По словам руководителя Autoconsulting Олега Омельницкого, главной причиной, заставляющей украинцев откладывать мечту сесть за руль на неопределённое время, стало сворачивание автокредитования. «Если в сентябре в кредит было продано 21% новых машин, то уже в октябре эта цифра снизилась до 19,5%», - констатирует Олег Омельницкий.
В ноябре, по прогнозам экспертов, доля кредитных продаж может упасть ещё больше, так как ссуды стремительно теряют привлекательность – помимо ужесточения требований к заёмщикам (высокие суммы официальной зарплаты, наличие имущества и пр.), банкиры начали повышать процентные ставки. В течение октября средневзвешенная ставка по автокредитам выросла на 1% - до 17% годовых. В ноябре ожидается ее повышение ещё, как минимум, на 1-2%.
Кредитные продажи опять становятся прерогативой финансовых компаний, которым часть процентов по кредитам погашают компании-производители (такие есть у Peugeot, Porsche, Renault, Nissan и пр.) Директор по продажам и маркетингу RCI Financial Services Ukraine (Renault Nissan Finance) Михаил Коробков говорит, что в октябре они увеличили долю продаж в кредит на 1%: «Если в сентябре было оформлено 259 сделок по Renault и 129 – по Nissan, то в октябре цифры составили 274 шт. и 152 шт. соответственно».
Но и такие компании вскоре могут начать повышать ставки, так как партнёрские банки пересматривают и для них стоимость кредитного ресурса. Михаил Коробков не исключает, что уже до конца года ставки у них могут повыситься на 1-2% (сейчас в зависимости от первоначального взноса они варьируются от 0% до 14,9%). Автомобильные кредиты становятся более дорогими и менее доступными, что наверняка станет одним из главных факторов сдерживания автопродаж.
Роскошь передвижения
Другой причиной, не позволяющей авторынку расти, является дефицит машин. У продавцов практически каждого бренда есть модели, за которыми нужно стоять в очереди от двух недель до двух месяцев. По словам представителя компании «Ниссан Украина» Владимира Иванова, у них таковыми являются Juke и Qashqai. Доставку первого потенциальному покупателю обещают только на начало марта, а второго – в течение месяца после заключения сделки. Дефицит Иванов поясняет объективными причинами: спрос на эти модели настолько высок, что производитель попросту не может их удовлетворить.
Геннадий Четвертухин из компании «Хюндай Мотор Украина» говорит, что у них остродефицитными являются Elantra, Santa Fe, ix35. Нехватку авто на рынке он объясняет ажиотажным спросом в августе-сентябре, когда складские запасы многих импортёров, не ожидавших подобного напора, попросту опустели, а пополнить их еще не успели.
На рынке еще чувствуются и последствия землетрясения в Японии. По крайней мере, два производителя, пострадавшие сильнее всего – Honda и Toyota – пока так и не восстановили поставки. Как следствие, место в списке наиболее продаваемых марок в октябре автомобильным брендам обеспечивали не столько такие критерии как соотношение цены и качества, сколько доступность на складах и возможность купить в рассрочку.
Так, по итогам октября, несмотря на снижение общего числа продаж, АвтоВАЗ смог упрочить лидерство, заняв 13,3% рынка. На «пятки» ему по-прежнему наступает Hyundai – 11,4% рынка. Третье место стабильно занимает ЗАЗ с результатом почти 9%.
На четвертое место в рейтинге впервые в истории отечественного авторынка в октябре смог пробиться Volkswagen (7%). Такой рывок дилеры совершили за счёт двукратного роста продаж Polo – после того, как модель начали собирать в России, она поступает на наш рынок в достаточном количестве, а цена упала на $4000.
Без кредитов не уедут
Расклад на авторынке в этом и следующем месяце будет зависеть от того, сколько машин и по какой цене смогут предложить украинцам дилеры. В декабре Олег Омельницкий прогнозирует активизацию акций и распродаж, что позволит привлечь покупателей даже без кредитного ресурса. «По итогам 2011 г. будет продано 213-215 тыс. авто, что на 32% больше, чем в прошлом году», - считает Олег Омельницкий.
Но уже в январе-феврале в случае затяжной кредитной паузы салонам придётся распрощаться с мечтами о толпах покупателей. Ведь, как отмечает Геннадий Четвертухин, продажи постепенно смещаются из сегмента 4-6,5 тыс. евро в категорию 6,5-10 тыс. евро. Если в 2008-2009 гг продажи в последней составляли 24-26%, то в этом году они выросли до 32-33%. И дело отнюдь не в капризности наших автолюбителей. Просто за последние годы предложение дешёвых авто сократилось с 17% до 6% - с рынка ушла «Славута» и ряд недорогих китайских марок. Поэтому украинцы с невысоким достатком вынуждены рассматривать более дорогие варианты, что также стимулирует кредитные продажи.