Контракти.ua

Автор: Татьяна Гармаш —  41352  —  27.11.11
Непредвиденная остановка: ажиотажный спрос на автомобили пошел на убыль
Непредвиденная остановка: ажиотажный спрос на автомобили пошел на убыль

Автодилеры не смогли и дальше подпитывать ажиотажный спрос на машины. В октябре салоны были вынуждены признать первую в этом году неудачу, получив вместо запланированного роста, спад продаж.

Дилеры винят во всем банкиров – напуганные угрозой дефицита ликвидности, те начали сокращать объёмы автокредитования и ужесточать условия для заёмщиков. Но «отметились» и сами продавцы техники – у многих в октябре просто были пустые салоны. Распродав склады летом, они попросту не успели завезти нужного количества машин.

Банкиры подвели дилеров

Отечественный авторынок, который в этом году рос как на дрожжах, ежемесячно прибавляя в объёмах, по меньшей мере, 20-30%, начал сбавлять обороты. По данным ИАГ Autoconsulting, в октябре в стране было продано 18,8 тыс. машин, что на 11,2% меньше сентябрьского показателя. И, судя по всему, в ноябре спад на рынке ещё усугубится.

По словам руководителя Autoconsulting Олега Омельницкого, главной причиной, заставляющей украинцев откладывать мечту сесть за руль на неопределённое время, стало сворачивание автокредитования. «Если в сентябре в кредит было продано 21% новых машин, то уже в октябре эта цифра снизилась до 19,5%», - констатирует Олег Омельницкий.

В ноябре, по прогнозам экспертов, доля кредитных продаж может упасть ещё больше, так как ссуды стремительно теряют привлекательность – помимо ужесточения требований к заёмщикам (высокие суммы официальной зарплаты, наличие имущества и пр.), банкиры начали повышать процентные ставки. В течение октября средневзвешенная ставка по автокредитам выросла на 1% - до 17% годовых. В ноябре ожидается ее повышение ещё, как минимум, на 1-2%.

Кредитные продажи опять становятся прерогативой финансовых компаний, которым часть процентов по кредитам погашают компании-производители (такие есть у Peugeot, Porsche, Renault, Nissan и пр.) Директор по продажам и маркетингу RCI Financial Services Ukraine (Renault Nissan Finance) Михаил Коробков говорит, что в октябре они увеличили долю продаж в кредит на 1%: «Если в сентябре было оформлено 259 сделок по Renault и 129 – по Nissan, то в октябре цифры составили 274 шт. и 152 шт. соответственно».

Но и такие компании вскоре могут начать повышать ставки, так как партнёрские банки пересматривают и для них стоимость кредитного ресурса. Михаил Коробков не исключает, что уже до конца года ставки у них могут повыситься на 1-2% (сейчас в зависимости от первоначального взноса они варьируются от 0% до 14,9%). Автомобильные кредиты становятся более дорогими и менее доступными, что наверняка станет одним из главных факторов сдерживания автопродаж.

Роскошь передвижения

Другой причиной, не позволяющей авторынку расти, является дефицит машин. У продавцов практически каждого бренда есть модели, за которыми нужно стоять в очереди от двух недель до двух месяцев. По словам представителя компании «Ниссан Украина» Владимира Иванова, у них таковыми являются Juke и Qashqai. Доставку первого потенциальному покупателю обещают только на начало марта, а второго – в течение месяца после заключения сделки. Дефицит Иванов поясняет объективными причинами: спрос на эти модели настолько высок, что производитель попросту не может их удовлетворить.

Геннадий Четвертухин из компании «Хюндай Мотор Украина» говорит, что у них остродефицитными являются Elantra, Santa Fe, ix35. Нехватку авто на рынке он объясняет ажиотажным спросом в августе-сентябре, когда складские запасы многих импортёров, не ожидавших подобного напора, попросту опустели, а пополнить их еще не успели.

На рынке еще чувствуются и последствия землетрясения в Японии. По крайней мере, два производителя, пострадавшие сильнее всего – Honda и Toyota – пока так и не восстановили поставки. Как следствие, место в списке наиболее продаваемых марок в октябре автомобильным брендам обеспечивали не столько такие критерии как соотношение цены и качества, сколько доступность на складах и возможность купить в рассрочку.

Так, по итогам октября, несмотря на снижение общего числа продаж, АвтоВАЗ смог упрочить лидерство, заняв 13,3% рынка. На «пятки» ему по-прежнему наступает Hyundai – 11,4% рынка. Третье место стабильно занимает ЗАЗ с результатом почти 9%.

На четвертое место в рейтинге впервые в истории отечественного авторынка в октябре смог пробиться Volkswagen (7%). Такой рывок дилеры совершили за счёт двукратного роста продаж Polo – после того, как модель начали собирать в России, она поступает на наш рынок в достаточном количестве, а цена упала на $4000.

Без кредитов не уедут

Расклад на авторынке в этом и следующем месяце будет зависеть от того, сколько машин и по какой цене смогут предложить украинцам дилеры. В декабре Олег Омельницкий прогнозирует активизацию акций и распродаж, что позволит привлечь покупателей даже без кредитного ресурса. «По итогам 2011 г. будет продано 213-215 тыс. авто, что на 32% больше, чем в прошлом году», - считает Олег Омельницкий.

Но уже в январе-феврале в случае затяжной кредитной паузы салонам придётся распрощаться с мечтами о толпах покупателей. Ведь, как отмечает Геннадий Четвертухин, продажи постепенно смещаются из сегмента 4-6,5 тыс. евро в категорию 6,5-10 тыс. евро. Если в 2008-2009 гг продажи в последней составляли 24-26%, то в этом году они выросли до 32-33%. И дело отнюдь не в капризности наших автолюбителей. Просто за последние годы предложение дешёвых авто сократилось с 17% до 6% - с рынка ушла «Славута» и ряд недорогих китайских марок. Поэтому украинцы с невысоким достатком вынуждены рассматривать более дорогие варианты, что также стимулирует кредитные продажи.

Статьи по теме
Водіям розповіли, коли переходити на зимову гуму, і чи загрожує штраф тим, хто цього не зробить
Водіям розповіли, коли переходити на зимову гуму, і чи загрожує штраф тим, хто цього не зробить

Поки що в Україні немає штрафів, якщо водії продовжують їздити на літній гумі взимку. Однак, українців все ще можуть оштрафувати на 20-40 неоподаткованих мінімумів (а за повторне порушення позбавити прав до півроку) за шини, які не відповідають технічним вимогам.
05.11 — 203

Обмеження на дорогах, бронювання, прикордонний контроль: що зміниться з 1 листопада в Україні
Обмеження на дорогах, бронювання, прикордонний контроль: що зміниться з 1 листопада в Україні

З 1 листопада для українських автомобілістів запровадять нові обмеження швидкості та посилиться контроль на польському кордоні. Також наступного місяця можуть змінитися умови надання "броні" від мобілізації та, вірогідно, набуде чинності закон про підвищення податків.
01.11 — 284

Водіїв попередили про важливі зміни в ПДР з 1 листопада: нові правила діятимуть по всій Україні
Водіїв попередили про важливі зміни в ПДР з 1 листопада: нові правила діятимуть по всій Україні

Правила дорожнього руху з 1 листопада переходять на "зимовий період". На дорогах всіх міст України встановлять обмеження швидкості до 50 км/год.
17.10 — 295