Трогательное единодушие, с которым парламентарии проголосовал за закон о выборах, придал ему максимальную легитимность.
Оппозиция выжала из практически безнадежной ситуации максимум для себя: она согласилась на статус «оппозиции его величества», с гарантией прохождения в Верховную Раду при повышенном избирательном барьере. И БЮТ, и «Фронт перемен» могут не беспокоиться за свое парламентское будущее. Зато всем прочим политсилам, имевшим шанс попасть в Раду при 3%-ном барьере, теперь придется думать о своем политическом будущем всерьез – по одиночке ни «Свобода», ни «Удар» не имеют шансов получить представительство в законодательном органе.
Сторговались…
Принятый закон о выборах стал первым – и пока единственным – серьезным законом с весны 2010 года, в котором власть и оппозиция действовали сообща. На всякий случай - если бы оппозиция проявила излишнюю принципиальность – провластным большинством был бы зарегистрирован достаточно жесткий законопроект, в случае принятия которого даже о формальной демократии избирательного процесса можно было забыть.
Самым существенным в этом проекте, названном «проектом Ефремова» по имени одного из его инициаторов (лидера фракции ПР в парламенте Александра Ефремова), было положение о возможности снимать мажоритарных кандидатов с выборов после двух предупреждений. Но и иные нормы, в частности, запрет украинцам, находящимся за границей, голосовать по мажоритарным округам, или широкие возможности для голосования на дому, делали из законопроекта Ефремова одиозную «страшилку».
В свою очередь, оппозиция выдвинула заведомо непроходное предложение о соотношении мажоритарной и пропорциональной частей избирательного списка: вместо 50 на 50 предлагалось 75 на 25. Резон в этом предложении был: при доминировании пропорциональной системы процент проголосовавших за партию власти был бы показательно меньшим, чем даже на местных выборах 2010 года. Ясно было, что власть на это не пойдет, равно как и на снижение проходного барьера до 1%. Однако и при «половинной» мажоритарной системе оппозиция внакладе не остается: критика власти снова дает большие дивиденды и у многих персонажей на местах появляются шансы пройти в Раду именно под оппозиционными лозунгами.
Установление большинством в 366 голосов новых избирательных правил лишает Запад возможности критиковать украинское избирательное законодательство. Как известно, Венецианская комиссия вообще рекомендовала отказаться от смешанной системы, не повышать избирательный барьер и сохранить блоки партий. Но как раз эти нововведения были принципиальными для украинской власти. Мало того – власть смогла доказать полезность этих положений для БЮТ и «Фронта перемен», которые теперь лишаются конкурентов на оппозиционном поле, «отрезаемых» повышенным проходным барьером.
«Принятие этого закона – колоссальный просчет оппозиции – уверен политолог Виктор Небоженко – И, в первую очередь, это личное поражение Арсения Яценюка, который еще недавно призывал бойкотировать выборы, пока Тимошенко находится в тюрьме. Его партия и так проходила в парламент, и могла стать системной оппозицией, работая на будущего кандидата в президенты Яценюка. Теперь же Яценюк повторяет судьбу Ющенко: в его партию вольются все «любі друзі» прошедших лет, которые неизбежно предадут его». Следовательно, и как оппозиционный кандидат в президенты в 2015 году, Яценюк тоже «спекся», уверен Небоженко.
Технические уступки
Оппозиция настояла на следующих уступках – в противовес положениям, которые были прописаны в «плохом» проекте Ефремова:
- срок обжалования выборов увеличен до 5 дней
- снять кандидата теперь можно только решением ЦИК
- введена зашита для бюллетеней и машинная нумерация по каждому участку
- для голосования на дому теперь требуется медсправка
- теризбиркомы формируются парламентскими фракциями (пока не ясно, только «каноническими», либо же в их число войдет т.н. «группа Рыбакова» «Реформы во имя будущего»)
- мажоритарные округа теперь будут нарезать за 180 дней до выборов (с 28.06.2012), а участки для голосования по партийным спискам – за 190 (с 18.06.2012)
- заграничные участки для голосования открываются на территории дипломатических представительств, при этом их «разбрасывают» по 13 киевским округам
Старые «болезни» нового закона
Из очевидных недостатков закона, в первую очередь, выделяется возможность выдвижения одновременно по мажоритарному округу и по партийному списку. Это положение противоречит разъяснению Конституционного суда, однако то разъяснение относилось к старому закону, и поэтому не исключено, что будет объявлено недействительным для закона нового. Правда, представитель Украины в Венецианской комиссии Марина Ставнийчук утверждает, что президент может не подписать закон именно из-за этой нормы. Сохранение этого положения очень выгодно для представителей всех политсил, проголосовавших за закон: очевидно, что таким образом кандидаты страхуются от возможных неудач.
С другой стороны, эта норма удлиняет списки, особенно список Партии регионов (курирует вице-премьер Андрей Клюев), и делает конкуренцию за место в нем еще более жесткой. В настоящий момент властью сделана ставка как раз на мажоритарщиков (вотчина главы Администрации президента Сергея Левочкина), но все еще может измениться – не в последнюю очередь, из-за внутренней борьбы внутри ПР, утверждает Виктор Небоженко.
Не менее существенным недостатком является и сохранение закрытых партийных списков. Эта норма вряд ли будет изменена, ибо ее внедрение – удар по самой сути «списочного парламентаризма» в Украине, зиждущейся на покупке мест. Закрытые списки полезны оппозиционным партиям даже больше, чем власти: только так можно решать проблему наполнения партийной казны, торгуя местами в списках. «Тушечная» судьба оппозиционеров в нынешней Раде потенциальных новых-старых оппозиционеров не смущает, а похоже, наоборот – привлекает.
Политический аналитик Михаил Погребинский уверен, что оппозицию более чем устраивает новый закон, являющийся компромиссным вариантом большинства и меньшинства. «Закон создает для оппозиции монополию на «рынке» критики власти – уверен политолог - Мало того: у оппозиционеров увеличиваются шансы пройти по мажоритарным округам, где манипуляции с результатами выборов теперь сильно затруднены».
Оставленные за барьером
Теперь – о двух существенных нормах нового закона, ради которых, во многом, оппозиция и пошла на принятие этого закона. Увеличение проходного барьера до 5% и отмена графы «против всех» создают существенные проблемы для малых оппозиционных партий всех направлений. Шансы преодолеть барьер в 3% были у «Свободы», «Удара», а также – гарантированно – у коммунистов. Теперь последним остается утешаться слухами из кулуаров, что их «пообещали» «перетащить» через повысившийся барьер. Однако стоит вспомнить, что социалисты лелеяли такие же надежды на выборах 2007 года. Но сильный быстро забывает о своих обещаниях слабому.
В данной ситуации более интересна судьба не КПУ, а тех правых и центристов, которых новый закон оставляет «за барьером». Теперь у их лидеров есть два пути – либо выдвигаться по мажоритарным округам, что гарантированно приведет в Раду и Тягнибока, и Кличко, и, может, даже Гриценко и Наливайченко, либо создавать объединенную политсилу, наподобие «Нашей Украины». «Нынешний закон станет для непарламентской оппозиции стимулом к объединению, - уверен В.Небоженко – До сих пор в оппозиции шла борьба всех против всех, и отдельно – с Тимошенко и Яценюком, теперь же на основе и «Свободы», и «Удара» как раз может начать формироваться новая оппозиция».
Более вероятным видится все же первый путь: для партийных вождей и их спонсоров важен сам факт личного присутствия в Раде. Арсений Яценюк в нынешнем парламенте долгое время представлял собственную фракцию в единственном числе. А от той же «Свободы» пройти в парламент может не только Тягнибок, но и еще два-три кандидата, в том числе и Фарион с Михальчишиным.
Надежды на «свежую кровь» новым законом практически уничтожены. Избирателю снова предлагается старый набор политических портретов, и традиционное тройственное разделение политикума, в котором «Фронт перемен» теперь будет играть роль былой «Нашей Украины», концентрируя умеренных национал-демократов.
Принуждение к голосованию
Отмена графы «против всех», с одной стороны, лишает граждан возможности продемонстрировать власти свое к ней отношение – хотя по-прежнему остается возможность не пойти на выборы вообще. С другой – это своего рода принуждение к голосованию: кого-нибудь в списке все-таки надо найти.
Таким образом, может произойти стимулирование гражданской активности населения, и неожиданный политновичок на этих предсказуемых выборах все-таки имеет шанс появиться.
Будущий парламент, по самому вероятному сценарию, будет выглядеть следующим образом. Доминировать в нем будет Партия регионов, усиленная мажоритарщиками-«тушками», в том числе из БЮТ и «фронтовиков». Оппозиция будет разделена на два больших лагеря, копируя структуру нынешнего парламента. При этом БЮТ и «фронтовики» будут выяснять, кто из них оппозиционней, одновременно «подбирая» тех мажоритарщиков, которые по каким-либо причинам не включатся в «тушкованное» большинство. Погоды эта группа в Раде делать не будет. Но и настолько послушным, как нынешний, следующий парламент уже не будет – слишком велико в нем будет число политиков, пришедших под лозунгами критики власти.
Как выбираем: основные положения
1. Закон устанавливает, что 225 депутатов из 450 от общего состава Верховной рады избираются по пропорциональной системе в общегосударственном многомандатном избирательном округе. По избирательным спискам кандидатов в депутаты от политических партий 225 депутатов избираются в мажоритарных округах.
2. Право выдвигать кандидатов в депутаты имеют партии и граждане путем самовыдвижения. Закон устанавливает, что избирательная кампания длится 90 дней.
3. Очередные выборы в Верховную раду проходят в последнее воскресенье октября 5-го года полномочий Верховной рады.
4. 225 одномандатных округов образовываются ЦИК и существуют на постоянной основе. Избирательные участки образовываются с численностью от 20 до 2500 избирателей.
5. Право выдвигать кандидатов в депутаты имеет партия или граждане Украины путем самовыдвижения. Один и тот же человек может быть включен только в один список кандидатов от партии, а также может быть включен в партийный список и выдвигаться только в одном одномандатном округе.
6. Право на участие в распределении депутатских мандатов получают партии, которые получили 5 и больше процентов голосов на выборах, а в мажоритарных округах избранными считаются кандидаты в депутаты, получившие большинство голосов.
7. На заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать без разрешения или приглашения члены избирательных комиссий высшего уровня, кандидаты в депутаты, их доверенные лица, уполномоченные лица партий, официальные наблюдатели от партий, кандидатов в депутаты, общественных организаций, официальные наблюдатели от иностранных государств и международных организаций, а также представители СМИ.
8. Голосование на дому организовывается в случае предоставления заявления избирателя, поданного по почте или через других лиц в избирательную комиссию вместе с медицинской справкой о состоянии здоровья. Такое заявление должно быть подано в участковую избирательную комиссию не позднее 20.00 последней пятницы перед днем голосования.