Контракти.ua

42144  —  01.07.08
Кредитная недостаточность. Снижение ставок по автокредитам возможно в 2010-2011 гг.
Кредитная недостаточность. Снижение ставок по автокредитам возможно в 2010-2011 гг.

Во втором полугодии 2008-го темпы роста автомобильного рынка снизятся вдвое. Основная причина — весеннее подорожание автокредитов. Реальное снижение ставок по автокредитам возможно в 2010-2011 гг. с выходом на украинский рынок банков автопроизводителей, кредитующих под 7-9% годовых.

Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ, Контракты

Во втором полугодии 2008-го темпы роста автомобильного рынка снизятся вдвое. По итогам года продажи автомобилей увеличатся всего на 25-30% вместо 40-50%, которые прогнозировали эксперты в начале года. Основная причина падения темпов роста — весеннее подорожание автокредитов на 2-4 п. п. и возможная отсрочка до 1 января 2009 года снижения пошлин на импортные легковые машины объемом двигателя от 1-2,2 л. Если соответствующий закон подпишет президент, цены на большинство иномарок останутся на уровне апреля 2008-го. Многие потенциальные покупатели отложат покупку автомобилей на 2009 год, надеясь на снижения цен или, по крайней мере, на возврат ставок автокредитов уровня начала 2008 года.

По разным оценкам, к концу I кв. в кредит продавалось от 53% до 60% всех новых машин. После ужесточения банками условий кредитования платежеспособный спрос на машины упал. «Практически все банки, серьезно работающие на рынке автокредитования, подняли процентные ставки на 2-5 п. п., — объясняют в корпорации «УкрАВТО». — Доля продаж автомобилей в кредит в общих продажах сократилась на 2-3%». Впрочем, другие автодилеры констатируют более существенное снижение спроса и падение продаж в кредит на 20-30%, что уже сказалось на общих объемах реализации. По данным AUTO-Consulting, в мае было продано около 50 тыс. новых авто, что лишь на 18,74% больше, чем за аналогичный период 2007 года (по итогам 4-х месяцев был зафиксирован 61%-ный рост продаж). Если сравнить этот показатель с апрелем, когда было продано более 61 тыс. автомобилей, очевиден спад продаж на 18,5%.

Если новые пошлины заработают не ранее 2009 года, многие автодилеры по итогам года могут недополучить запланированную прибыль — им сейчас просто нечем завлечь в свои салоны новых клиентов. Заявленные в середине мая скидки на автомобили придется отменить, а кредитные программы как инструмент привлечения клиентов уже не настолько эффективны. С начала года средние ставки по автокредитам выросли до 15% в долларах США и почти до 20% в гривне — большинство финансовых экспертов прогнозируют, что на таком уровне они продержатся до конца года.


Однако в условиях жесткой конкуренции и падения темпов роста рынка спрос нужно чем-то стимулировать. Причем желательно привлекательными кредитными ставками, поскольку, как показывает предыдущий опыт, акции со скидками (до 90%) на дополнительное оборудование или дешевые полисы КАСКО, и автогражданки (за 1 грн) большой популярностью у потенциальных клиентов не пользуются.

30-50% покупателей в первую очередь интересуют проценты, ежемесячные выплаты по кредиту, сроки кредитования, размер первого взноса и лишь потом цена автомобиля. «У дилеров, которые не могут предложить клиентам специальные кредитные условия, наблюдается существенное снижение продаж», — говорит генеральный директор корпорации «АИС» Дмитрий Федотов.

Продавцы машин вынуждены идти на поклон банкам. Часть автодилеров и их банки-партнеры сейчас предлагают акционные автокредиты под 5-7% годовых. «При привлечении дорогих ресурсов на внутреннем рынке ни один механизм не позволит уменьшить ставку с 14% годовых в долларах до 5%, — предупреждает директор «ВіДі Фінанс Менеджмент Груп» Дмитрий Радионов. — Здесь может скрываться целый ряд подводных камней: невыгодные условия по страховке, дополнительные комиссии, существенное увеличение ставки на второй-третий год действия кредитного договора и пр.».

Тем не менее среди предложений автодилеров можно найти реально дешевые кредиты, которые можно погасить за 12 месяцев по эффективной ставке 5% годовых без штрафа, со стоимостью КАСКО на уровне среднерыночных 4-6% цены машины. В таких случаях разницу между акционной и среднерыночной ставкой банку, как правило, компенсирует автодилер. «Существуют различные схемы компенсации. Чаще всего это комиссионные от страховой компании и часть маржи продавца автомобиля», — объясняют в УкрАВТО. Самый простой вариант компенсации — продажа банку-партнеру автомобилей с существенными скидками. Но автопарк украинских финучреждений не безразмерен, поэтому срок действия подобных акций и количество акционных автомобилей ограничены. Тем более что банки продолжают испытывать проблемы с ликвидностью, и ресурсы на финансовом рынке по-прежнему аномально дорогие.


Изобретать велосипед отечественным автодилерам приходится из-за особенностей автокредитования по-украински: 99% автомобильных кредитов предоставляют банки. Некоторые финучреждения не имеют доступа к дешевым ресурсам, другие стараются заработать на кредитах как можно больше, пока есть спрос. В Европе автомобильные кредиты стоят как минимум вдвое дешевле, причем при падении спроса на машины кредиторы существенно снижают процентные ставки. «В странах с развитой экономикой банки предоставляют всего треть автокредитов от общего объема таких займов. Еще треть рынка приходится на финансовые компании дистрибьюторов, которые специализируются на розничном кредитовании, треть — на специализированные банки автоконцернов, занимающихся кредитованием автомобилей собственного производства», — рассказывает Дмитрий Федотов.

В Украине финансовые компании автодилеров практически не представлены. Первую попытку создать собственное финподразделение в этом году предприняла корпорация «АИС». Но выход на рынок финкомпания «Еврокапитал», входящей в корпорацию, неудачно совпал с финансовым кризисом — пока финкомпания работает в «тестовом» режиме. «Мы изучаем различные схемы работы с клиентами и банками, подыскиваем источники дешевого финансирования. В общем, прорабатываем все возможные варианты. Думаю, к концу года запустим этот сервис на полную мощность и предложим клиентам оптимальные условия кредитования», — говорит Дмитрий Федотов. Скорее всего, Еврокапитал предложит в качестве «оптимальных условий» кредиты на 2-3 п. п. дешевле среднерыночных.


На открытие автобанка в Украине пока решился только Renault. Впрочем, RCI Financial Services Ukraine работает в Украине не самостоятельно, а через АО «Индэкс-Банк» (принадлежит французскому Credit Agricole). «Доля продаж автомобилей в кредит по программе Renault Finance стабильно растет: в феврале она составляла 13%, к концу мая достигла отметки 25%, — рассказывает генеральный директор RCI Financial Services Ukraine Рено д`Оржеваль. — При этом у отдельных дилеров она достигает 50% (в Европе 43%)». Кредит для покупки некоторых моделей Renault и Dacia можно взять под 5,9% годовых на 7 лет — без первого взноса, с единоразовой комиссией банка 2,1% (в соседней России автобанки работают под 7-9% годовых). Однако остальные крупные мировые автобанки к нам не спешат. Причина — все еще небольшой, по меркам мирового автобизнеса, оборот украинского рынка — около $10 млрд в 2007-м. В соседнюю Россию банки-монолайнеры Toyota, DaimlerChrysler и BMW вышли лишь после того, как объем российского авторынка превысил $40 млрд.

Многие украинские дилеры и автопроизводители тоже не считают целесообразным создавать под своим крылом финансовую компанию или банк. К примеру, в корпорации «УкрАВТО» отмечают, что время автомобильных банков и финкомпаний еще не пришло: «Некоторые сети (автосалонов) пытались создавать собственные банки и финансовые компании, но пока их работа не эффективна. Это дело будущего». На самом деле крупнейшим украинским автопродавцам, по совместительству являющимся еще и автосборщиками, не до дешевых кредитов. Все свободные средства компании спешно вкладывают в организацию мелкоузлового CKD-производства. Новые пошлины делают крупноузловое производство экономически невыгодным. После вступления Украины в ВТО CKD-комплектующие можно будет ввозить беспошлинно, а машинокомплекты для крупноузловой SKD-сборки по-прежнему будут облагаться пошлиной в размере 3-5%. Кстати, не исключено, что некоторые автосборщики и вовсе переквалифицируются в импортеры — с 10% пошлиной на продажах автомобилей можно заработать больше, чем на сборке.

Статьи по теме
Перереєстрація авто в Україні: скільки коштує послуга
Перереєстрація авто в Україні: скільки коштує послуга

Перереєструвати автомобіль чи інший траспортний засіб в Україні можна, звернувшись до сервісного центру МВС. Вартість послуги буде залежати від типу транспортного засобу.
16.04 — 352

Штрафи на дорозі. Скільки доведеться заплатити за популярні порушення ПДР
Штрафи на дорозі. Скільки доведеться заплатити за популярні порушення ПДР

Порушення правил дорожнього руху підвищує ризик виникнення ДТП та створює загрози життю автомобілістів і пішоходів. Щоб посилити дисципліну на дорогах, в Україні запроваджено штрафи для водіїв.
15.04 — 224

Дев'ять заборон для номера авто. Водіям нагадали про штрафи
Дев'ять заборон для номера авто. Водіям нагадали про штрафи

Водіям нагадали про необхідність перевіряти стан номерних знаків автомобілів. За недотримання правил передбачені штрафи.
11.04 — 190