Принципал фирмы полагается на то, что агенты выполнят работу или окажут услугу от его имени.
Целью поощрительных контрактов в экономике является приведение целей агентов и принципала в соответствие. Существует несколько видов таких контрактов. Они могут быть основаны на индивидуальной или групповой работе или их комбинациях. Представим несколько примеров:
– явные поощрительные выплаты и пособие, такие как сдельная оплата труда пли комиссионные с продаж;
– скрытые поощрительные выплаты и пособие, основанные на субъективной оценке супервизоров;
– планы участия в разделении прибыли, такие как планы владения акциями или надбавки, связанные с доходами компании;
– планы участия в прибылях рабочих и служащих в зависимости от стажа работы и прочих заслуг перед фирмой.
Естественно, возможность продвижения агента на более высокооплачиваемую работу часто выражается в качестве скрытых поощрительных выплат.
В течение нескольких десятилетий специалисты в области микроэкономики предлагали и тщательно разрабатывали теории и модели таких отношений как основ для определения поощрительных контрактов, которые способствуют эффективности деятельности. Эти теории и модели в экономике совместимы с теориями ограниченной рациональности, основанными на максимизации ожидаемой полезности. Экономисты рассматривают возможные отклонения действии и целей принципала и агента как моральные риски; такие ситуации встречаются, когда агент сознательно или бессознательно предпринимает действия, которые неэффективны с точки зрения принципала. Важной целью поощрительных контрактов является сокращение этих рисков.
Родственной проблемой в создании таких контрактов является разделение рисков между принципалом и агентом, когда деятельность агента является вероятностной. Особенно часто такое встречается, когда принципал видит лишь показатель усилий агента, нежели само усилие. В зависимости от случайных событий, происходящих вокруг, этот показатель может преувеличивать или приуменьшать сделанное усилие. Таким образом, принципал рискует получить низкую прибыль из-за неэффективной работы агента. Подобным образом поощрительные выплаты и пособие агенту могут быть меньше, чем они должны быть, несмотря на оказываемые усилия, так как они сопровождаются неудачами в достижении желаемого результата.
Были разработаны математические модели для проектирования оптимальных поощрительных контрактов, основанных на выплате базовой заработной платы и поощрительных выплат. В этих моделях такие выплаты связаны со статистическим анализом, включая первичную переменную показателя и другие переменные, которые служат для снижения необъяснимых вариаций рассматриваемых результатов. Например, первоначальный показатель может отражать продажи, совершенные агентом, а вторичный показатель — общий спрос на продукцию в отрасли. Опустим дальнейшие подробности этих моделей.
Будущие исследования поощрительных контрактов. Развитие транзакционных и аналитических ИТ систем для управления цепями поставок разрушило мифы о стимулировании. Рассмотрим несколько областей, где необходимы фундаментальные и прикладные исследования для разработки новых форм поощрительных контрактов. Основное внимание будет обращено в экономике на поощрительные контракты сроком на 1 год и меньше, что мы оцениваем как переход от долгосрочного тактического планирования к оперативному. Мы предполагаем, что новые поощрительные контракты будут основаны на данных цепи поставок и их анализе с моделирующими системами, нежели на микроэкономических конструкциях, основанных на сложно измеримых функциях, таких как функция полезности или функция затрат усилии агента.