Украина зависла в режиме ожидания, которое, однако, не может быть долгим. Страна всерьез рискует сменить хоть и формальный, но заявленный официально, вектор развития, консервируя худшие черты постсоветского мира со все более ухудшающейся инфраструктурой, растущей коррупцией, максимальным отчуждением узкой группы власть имущих от остального населения.
Хотя ощущения катастрофы пока нет – Европа все еще готова вести диалог с нами. Свидетельством чему стало согласование позиций по торговой части соглашения о Зоне свободной торговли Евросоюзом 20 октября.
«Верной дорогой идете…»
Впрочем, указывать пальцем в сторону Беларуси, ожидая произвола властей на площадях только потому, что президент отменил визит в Брюссель, а его главная соперница сидит за решеткой, не стоит. Режим, черты которого теперь вырисовываются все более отчество, не напоминает пресловутый «белорусский вариант» хотя бы потому, что не имеет предыдущей истории успеха, аналогичной «белорусскому чуду». Отсутствуют и черты авторитарного абсурда, присущего Минску последних месяцев.
Новый этап в правлении Януковича будет все больше напоминать российский вариант, с формальным сохранением черт «управляемой демократии». До полной аналогии далеко: популярность первого лица в Украине очень низка, природной ренты, которой можно «смазать» недовольство населения, нет, олигархи не спаяны с государством в единую вертикаль, а продолжают действовать каждый сам по себе.
Условное разделение правящей верхушки на три группы – «европейцев», «русофилов» и «семейных», по-прежнему сохраняется, но в настоящее время интересы двух последних группировок совпали. Умело используя страхи и предубеждения первого лица, они добились того, что «призрак Европы» отступил. Но если «русская группа» (куда причисляют Хорошковского, Бойко и Фирташа) свою конечную цель знают, то «семейные» (представляющие интересы самого гаранта) все же пребывают в некотором беспокойстве: столь жесткой реакции от Европы никто не ожидал.
Однозначная смена экономического вектора (политический аспект ситуации всерьез этими практичными людьми не рассматривается, ибо быстрых денег не приносит) выгодна «наверху» немногим. «Коридор» для торгов, как с ЕС, так и с Россией еще остается. И Брюссель, и Москва уже озвучили свои требования. Одним нужна Тимошенко на воле, дабы создать в Украине возможность политической конкуренции и оправдать излишне долгое заигрывание с молодым авторитаризмом в Украине. Другие хотят видеть Украину в Таможенном союзе и ЕврАЗЭС, получить контроль над ГТС и прочими объектами энергетической инфраструктуры.
Запад сейчас не знает, что делать с упрямым украинским президентом и посылает ему «сигналы» в виде продолжения переговоров о зоне свободной торговли. Россия же, временно остановив тактику прямого нажима, заманивает Украину в свои структуры через такие инструменты, как Зона свободной торговли с СНГ. Ради Украины это образование, и так формально существующее с 1994 года, снова было реанимировано. Но со значительными ограничениями и изъятиями - на энергоносители, спирт и водку, сахар. Торговые войны вести тоже ничего не мешает – никаких санкций за новые «молочные», «мясные» или «трубные» войны соглашение о ЗСТ СНГ не предусматривает. Так что смысл этого документа – более политический, чем экономический.
Однако обе стороны довольны: каждая рассчитывает на свою выгоду в будущем. Цель Украины – стать членом двух ЗСТ одновременно. Цель России – продвигать Украину в сторону евразийских проектов и отчитаться накануне президентских выборов об успехе на украинском направлении: наряду с запуском трубопроводов создание ЗСТ СНГ с включением Украины преподносится как значительные успехи Владимира Путина.
«Непреклонная твердость» и курс на удержание власти
Украинская политика сделала существенный евразийский крен, но полного разворота курса все еще нет. Со стопроцентной уверенностью нельзя сказать, насколько Януковича в этой ситуации «играют», а насколько играет он. Однако, уже сейчас можно сделать три вывода.
Вывод первый. Подтвердился тезис о том, что Янукович никогда не планировал стать президентом всей Украины, а так и остается выдвиженцем только части страны. Той части, которая нужна ему для выигрыша на еще минимум двух выборах – парламентских 2012 и президентских 2015 года. Так что и закон о выборах теперь явно будет принят в необходимой президенту и ПР редакции, а не по рекомендациям «какой-то там» Венецианской комиссии. Европа нам больше не указ. Возобладала логика сохранения и удержания власти. Любой ценой.
Второй вывод – из разряда психологии. Давить на Януковича бесполезно и опасно, решения подобного уровня он принимает сам. И править ему удобнее все-таки в «клубе автократов», каковым стало постсоветское пространство, а не в излишне внимательной к химерам демократии и независимого правосудия Европе. Наш верховный гарант никогда особо не хотел в Евросоюз. Как и большая часть его чиновников и приближенных. Они воспринимают Европу как место для отдыха, шопинга и покупки недвижимости, а не как объект политического выбора.
Третий вывод – европейская политическая перспектива для нас отложена, и виновны в этом только мы сами. Со своим коррупционным уставом в европейский монастырь идти нельзя. Но перспектива экономического сближения еще остается. 20 октября вице-премьер А. Клюев объявил о согласовании спорных торговых вопросов с ЕС. Мы по-прежнему можем заключить соглашение об ассоциации с Евросоюзом. И оно станет на данном этапе нашим «потолком»: войдя в две «зоны» сразу, власть в Киеве решит, что дело сделано, и притом блестяще.
Новая реальность
Как будет выглядеть «новая реальность» с евразийским уклоном? Диктатуру с популярностью в 10%, согласно последнему опросу Центра Разумкова, не построишь. Но с помощью фальсификаций и опоры на силовые структуры править можно долго. Сугубо антиевропейская риторика в Украине непопулярна - как минимум, для половины страны. Следовательно, ее придется игнорировать и нейтрализовывать различными способами – от поощрения эмиграции нелояльного населения до прямого силового давления.
Правда, серьезный общественный кризис возможен лишь ближе к 2015 году - к президентским выборам. Тем более, если до этого времени будет продолжаться политика наступления на «параллельную экономику», позволяющую выживать большому количеству украинцев, и если во всей красе грянет земельная реформа.
Самой сложной проблемой, с которой столкнется Янукович на пути вначале к изоляционизму, а затем в московские «объятия», станет позиция некоторых представителей олигархата, опасающихся российского наступления на их собственность. Именно они могут тормозить вступление Украины в Таможенный союз, где Россия имеет решающий голос в принятии решений. Однако подобная «надежда» на олигархическую фронду попахивает отчаянием.
В случае если мы изберем курс на временную изоляцию страны, не входя ни в один из союзов, нас ждут несколько иные времена. Прежде всего, будут продолжаться торги с Россией и Западом. Но все они будут сводиться к одному – деньгам. Теперь европейцев могут привлекать нашей землей и снятием пошлин на зерно. Плюс остается надежда на транш МВФ – эти господа вполне прагматичны, и не откажут Украине лишь потому, что лидера оппозиции бросили в тюрьму.
За деньгами можно обратиться и к третьим странам – от Китая до Латинской Америки. Там на вопросы демократии и прав человека особо внимания не обращают. Наконец, всегда остается возможность ужесточения налогового законодательства и очередного урезания льгот. Не говоря уже о свертывании «ненужных» гуманитарных программ.
… и все те же хаты с краю
Следует признать: противостоять развороту Украины на евразийские рельсы наше общество не готово. Большей части населения все равно – лишь бы ощутить облегчение в повседневной жизни. Данные опросов, говорящие о европейских симпатиях украинцев, не подкреплены их гражданской активностью, и потому могут тешить только наивных. В краткосрочной перспективе (примерно до 2013 года) любые попытки активного протеста будут подавляться, а «выбросы пара» - канализироваться с помощью ручной оппозиции и разовых акций. В долгосрочной же перспективе (учитывая, что на выборах 2015 года победит, увы, нынешний гарант) Украину может ожидать постепенная, но неуклонная потеря вначале экономического, а затем и, возможно, и политического, суверенитета.
Наша страна движется в том направлении, в каком и положено идти государству, так и не ставшему единой страной - ни в национальном, и в ментальном, ни в социальном, и ни в экономическом аспектах. Мы сами ответственны за свой выбор и за свое равнодушие. Ситуация разрешится уже при жизни этого поколения. Вполне возможно, что даже переформатированием Украины как государства. У страны в ее нынешнем виде будущего нет.