Принятый на прошлой неделе законопроект, переносящий снижение импортных пошлин с 25% до 10% на 1 января, распространяется на автомобили с объемом двигателя от 1 до 2,2 л. Именно такие машины составляют более 70% автопродаж в Украине.
Формально отсрочка нужна отечественным автопроизводителям для перехода на мелкоузловое CKD-производство. Лоббисты украинского автопрома празднуют победу, ведь им не придется снижать цены на автомобили местного производства, поскольку, если президент подпишет закон, импортеры отменят обещанное в мае снижение цен на импортные авто.
Напомним, что после 16 мая, когда Гостаможслужба разрешила ввозить автомобили, произведенные в странах — членах ВТО с уплатой 10% пошлины вместо 25%, большинство дилеров иномарок снизили цены на 8-15%. Ожидалось, что подешевевшие иномарки до конца года смогут потеснить авто отечественной сборки. Доля импортных автомобилей на внутреннем рынке могла вырасти (сейчас— 35%). Одновременно падение розничной стоимости иномарок должно было позитивно сказаться на автопродажах: операторы ожидали, что рост рынка в 2008-м составит 40-50% (примерно 800 тыс. проданных по итогам года машин).
Теперь, если цены на иномарки останутся прежними, продукция украинского автопрома сохранит нынешнюю рыночную долю (около 65% продаж) и свою стоимость, но темп роста автомобильного рынка снизится. По прогнозам операторов рынка, при условии стабильных цен темп роста снизится до 30-35% по итогам года. Это означает, что в 2008 году продадут 700-730 тыс. автомобилей. Причем в конце года продажи, скорее всего, остановятся — потенциальные покупатели будут откладывать приобретение машины, ожидая снижения цен в 2009 году.
Впрочем, эти ожидания могут оказаться напрасными. Дело в том, что Минфин подготовил законопроект, меняющий принципы взимания акциза при продаже новых автомобилей. Вместо налога, расчет которого привязан к объему двигателя, планируется ввести акциз, величина которого будет зависеть от цены. Сейчас акцизы взимаются по ставкам EUR0,02 за куб. см машины с двигателем до 1,5 л и EUR0,1— для двигателей с большим объемом. На практике это означает, что машина с объемом двигателя меньше полутора литров облагается акцизом EUR16-30, налог с двигателя объемом 1,6 л составляет EUR160. Если учесть, что стоимость малолитражки и машины среднего класса могут практически не отличаться, изменение принципов взимания акциза приведет к заметному подорожанию наиболее массовых автомобилей с небольшим объемом двигателя. Конкретные ставки новых акцизов в министерстве не называют. Но если исходить из того, что цель такого изменения налогообложения— компенсация потерь от снижения таможенных пошлин с 25% до 10%, можно предположить, что автомобили в среднем подорожают на 5%. Если ВР успеет принять законопроект Минфина до начала парламентских каникул (конец июня), цены на авто вырастут уже с января 2009-го. Причем от повышения акцизов в меньшей степени пострадают импортеры, имеющие запас для ценового маневра из-за сниженных пошлин. Украинским автосборщикам, скорее всего, придется поднимать цены, что может привести к потере рыночной доли.