В интервью Контрактам и. о. председателя Фонда госимущества Андрей Портнов рассказал о том, что: 1) разблокировать парламент может только широкая коалиция 2) если 226 депутатов голосуют одинаково — это случайность 3) Партия регионов и НУ—НС фактически объединились 4) оппозиция использует ресурс власти
Почему вы сняли свою кандидатуру на пост главы Фонда госимущества, фактически уже побывав в его кресле в качестве и. о.?
— Я не собирался становиться главой Фонда вопреки всем и вся. Фракция НУ—НС потребовала снятия моей кандидатуры из-за критических высказываний в адрес президента, заявив, что проголосует за любую другую кандидатуру. Я принял решение о самоотводе, чтобы не усугублять конфликт между президентом и премьером, и предоставил возможность своим коллегам из НУ—НС выполнить публичное обещание проголосовать за другого кандидата на пост главы ФГИУ. Но руководитель фракции НУ—НС Вячеслав Кириленко продемонстрировал, что не собирается выполнять свои обещания — на последнем заседании совета коалиции он сразу же нашел новые причины не голосовать за отставку Валентины Семенюк.
Публично критикуя президента, вы фактически поставили крест на своем назначении главой ФГИУ. Вы сознательно шли на конфликт?
— Я последовательно критиковал Виктора Ющенко, начиная с 2004 года. Когда надо было сделать выбор — изменить свою позицию или стать главой Фонда госимущества, выбрал неизменность позиции. Политическая жизнь длинная, поэтому лучше сейчас не стать главой ФГИУ.
До последнего момента формально существовало двое руководителей ФГИУ — вы и Валентина Семенюк. Кто сейчас управляет Фондом госимущества?
— Согласно постановлению правительства, я до сих пор являюсь и. о. главы ФГИУ. При этом Валентина Семенюк по решению президента тоже руководит Фондом. Вообще подобное двоевластие стало в нашей стране традиционным: в Генпрокуратуре было два генпрокурора, в Печерском суде — два председателя, в Конституционном Суде было больше судей, чем предусмотрено законом. К сожалению, дестабилизация работы Фонда госимущества сказалась и на работе его аппарата. Чтобы не подставлять сотрудников и начальников территориальных отделений, мы минимизировали с ними контакты и сделали все возможное, чтобы деполитизировать их работу. Поэтому я старался не влиять на работников ФГИУ, подписывал все документы самостоятельно и не настаивал на том, чтобы их визировали руководители департаментов.
Генпрокуратура возбудила против вас дело, обвинив в превышении властных полномочий, которые дестабилизировали работу ФГИУ. Каким образом вы мешали приватизации?
— Все обвинения базируются на том факте, что я не выполнил указ президента, которым было приостановлено решение правительства о моем назначении, и продолжал исполнять обязанности главы ФГИУ. Я же настаиваю, что закон нарушил президент. Это подтвердил и Конституционный Суд, который рассмотрел спор вокруг ФГИ и постановил, что президент не имеет таких полномочий по кадровым вопросам.
Правильным курсом! Защищая в суде руководство БЮТ, Андрей Портнов получил место в партийном списке
Логика президентского окружения следующая: если Виктор Андреевич издаст указ, согласно которому генеральный прокурор должен улететь в космос, то Александр Медведько обязан будет туда отправиться и уже там, если он не согласен с таким решением, обжаловать его в Конституционном Суде. Мне вообще кажется, что скоро указами президента будут увольнять следователей, банкиров и работников птицефабрик. Это неправильно, поэтому я решил, что незаконный указ лучше не выполнять. В ответ против меня возбудили уголовное дело. Обжаловать в суде я его не буду, обратился к генпрокурору с призывом рассмотреть мое дело в парламенте и снять с меня депутатскую неприкосновенность.
Валентина Семенюк говорила, что вы фальсифицировали тираж «Вестника приватизации» с объявлением о проведении конкурса по продаже ОПЗ. В чем суть дела?
— Я подписал требование к издательству «Киевская правда» об уничтожении тиража, в котором было опубликовано фальшивое объявление об отмене конкурса по приватизации Одесского припортового завода, выпущенное вопреки решению правительства. Как новый и. о. главы Фонда, я обратился в «Киевскую правду» с заявлением, что Валентина Семенюк не уполномочена давать такие распоряжения. Теперь необходимо посчитать убытки и взыскать их с лиц, причастных к изданию этого тиража.
Был ли смысл настаивать на приватизации ОПЗ в условиях неблагоприятной конъюнктуры — мировой финансовый кризис, политическая нестабильность и т. д.?
— На покупку ОПЗ претендует от 25 до 40 компаний, большая часть которых нерезиденты, готовые выложить за предприятие от $2,5 млрд до $4 млрд в том случае, если это будет честный конкурс, без правовых зацепок, без вмешательства органов прокуратуры, судов и Секретариата президента. Речь шла о привлечении серьезного инвестора и полной модернизации производства в первые два года, о миллиардных инвестициях, а не о банальной продаже предприятия. Ведь государство никогда не вложит в ОПЗ большие деньги. Кроме того, страна получит несколько десятков миллиардов гривен от приватизации этого объекта, которые попадут в бюджет на развитие инфраструктурных проектов и строительство дорог, а не на проедание, как говорят мои оппоненты. Выплаты обесцененных вкладов Сбербанка осуществляются за счет сверхплановых поступлений от приватизации. Кстати, еще в 2004 году Ющенко заявил, что 50% всех отчислений от приватизации должно идти на компенсацию вкладов населения, но Виктор Андреевич, похоже, об этом забыл, у него сейчас другие заботы.
Раньше БЮТ не был сторонником приватизации, больше выступая за реприватизацию и развитие государственного сектора. Почему сейчас блок изменил свои взгляды на госсобственность?
— В блоке есть разные взгляды: одни предлагают проводить взвешенную политику, другие — радикальную. Я сторонник либеральных реформ, рыночных методов, максимальной защиты частной собственности. Часть коллег меня поддерживают, другая считает, что должна восстанавливаться социальная справедливость: у богатых отнять, бедным отдать. Мы находимся в постоянной дискуссии. Надо смотреть на результаты — пока действующее правительство не занимается реприватизацией.
А как же желание вернуть Лугансктепловоз в государственную собственность?
— Лугансктепловоз реприватизировали при прошлом правительстве. Когда к власти пришло наше правительство, решение Верховного Суда о незаконной приватизации Лугансктепловоза уже было принято.
Кто с кем
Вы много говорите об эффективности правительства. Тем временем президент заявлял, что будет инициировать отставку министров, назначенных по квоте Нашей Украины, если они не будут выполнять решений фракции. Разве в условиях конфликта между фракциями БЮТ И НУ—НС правительство может быть эффективным?
|
|
— Да, стоит признать, что коалиция между БЮТ и НУ—НС уже существует, только де-юре, и если иногда 226 депутатов одинаково голосуют за один законопроект — это скорее случайность. Но правительство жизнеспособно и принимает реальные решения. Наша фракция не проголосует за решение уволить министров, чья позиция не нравится президенту или его Секретариату. Они сейчас основа стабильности правительства. Вообще единственная помеха работе Кабмина — это указы президента, приостанавливающие правительственные акты. Правда, этой помехи хватает, чтобы создать проблемы с наполнением доходной части бюджета. Ющенко решил взять на себя всю ответственность за экономическую политику из-за желания своего окружения удовлетворить какие-то личные интересы и амбиции. Конечно, это портит имидж президента, и все это понимают, но личное обогащение, к сожалению, пока остается главным интересом чиновников на Банковой. Рыба гниет с головы. Вокруг президента могут быть прекрасные люди, но задачи, которые им ставят, на мой взгляд, не соответствуют интересам государства. Поэтому любое окружение Виктора Андреевича будет действовать чуть-чуть против украинского общества.
Может ли президент в скором времени отправить правительство в отставку?
— Отставка правительства сейчас возможна только теоретически, поскольку по закону до создания новой коалиции и избрания нового правительства оно по-прежнему будет выполнять свои обязанности. А создание новой коалиции пока невозможно ни с политической, ни с математической точки зрения. Депутатов фракции НУ—НС не хватит для создания коалиции с Партией регионов — их должно быть не менее 37. А другая конфигурация пока невозможна. Несмотря на то что регионалы и часть НУ—НС — Единый Центр — уже фактически объединились в ЦИК, Генпрокуратуре, СБУ и в парламенте, не уверен, что ПР захочет реально объединяться с НУ—НС. Во-первых, эта фракция сейчас политически нестабильна, во-вторых, новое правительство не будет влиятельнее и сильнее нашего. Банковая сделает все, чтобы уменьшить рейтинг Виктора Януковича как возможного главы правительства. Наверное, президенту докладывают, что, понизив рейтинги Юлии Тимошенко и Виктора Януковича, он получит возможность быть выбранным на второй срок. При этом нужно понимать, что разблокировать работу парламента сможет только широкая коалиция Партии регионов и Нашей Украины или же досрочные парламентские выборы, которые президент сможет инициировать, если не будет создана новая коалиция после распада старой. Но думаю, что он этого не сделает: Виктор Андреевич понимает, что бесконечные выборы уже порядком надоели всем украинцам.
Тем не менее о возможном объединении НУ—НС и Партии регионов много говорят представители обеих политических сил...
— Это делается для того, чтобы вся украинская бизнес-элита думала о возможной отставке правительства Тимошенко и уже сейчас делала ставку на регионалов и Секретариат президента. Кроме того, очень многие чиновники, прокуроры и судьи поддерживают сильных — все разговоры о переформатировании коалиции помогают нашим противникам, находящимся в оппозиции, фактически использовать ресурс власти.
А БЮТ не планирует коалицию с Партией регионов? Фракции уже несколько раз голосовали сообща, некоторые политологи предполагают между вами некие кулуарные договоренности.
— Наша политическая сила пообещала избирателям, что не будем создавать коалицию с ПР — мы не можем рисковать, не выполняя таких обязательств. Делать какие-то политические выводы по результатам голосований неправильно — у разных фракций часто совпадают позиции, одновременно проголосовать «за» (или «против») могут и бютовцы, и коммунисты, и регионалы, и представители Блока Литвина.
Уже можно говорить о создании блока БЮТ — Народная самооборона?
— О едином блоке говорить пока рано, хотя наш союз с Самообороной сегодня очевиден. Наши мнения по многим вопросам совпадают в отличие от Нашей Украины.
Стратегия юриста
Как вы попали в БЮТ?
— Занимаясь юридической практикой, я вел судебные процессы в отношении лидеров БЮТ: уголовные дела против Александра Турчинова, Андрея Кожемякина, дела о защите чести и достоинства Юлии Тимошенко, дело Александра Зинченко против «любих друзів». Поэтому и был приглашен в седьмую десятку кандидатов в депутаты от БЮТ.
Почему решили пойти в политику?
— В основном я работаю над законами — приятно, когда твои знания и опыт реализовываются в государственной политике.
Михаил Бродский часто называет вас опытным рейдером. Что захватывали?
— После того как он один раз так меня назвал, приклеился ярлык. Его очень удобно использовала фракция НУ—НС, чтобы не голосовать за кадровое решение по ФГИ. Если есть конкретные факты, то, пожалуйста, назовите их публично. Например, журналист Пятого канала назвал меня рейдером в эфире, а в суде заявил, что фактов привести не может, просто где-то слышал.
Что вас связывает с Игорем Коломойским и группой «Приват»?
— В интервью другим изданиям я уже говорил, что знаю Игоря Валентиновича, моя адвокатская группа обслуживала группу компаний, имеющих к нему отношение. Но никаких решений в его интересах я не продвигал.
Карьера и. о.
2008 г. — и. о. главы ФГИУ
2006 г. — народный депутат (БЮТ)
2004 г. — член ГКЦБФР
2003 г. — первый заместитель исполнительного секретаря ГКЦБФР
2001 г. — директор юридической компании «Портнов и Партнеры»
1997 г. — главный специалист, начальник отдела, помощник председателя ГКЦБФР, начальник управления корпоративных финансов ГКЦБФР
1993 г. — работал юристом в частных предпринимательских структурах
27 октября 1973 г. — родился в Луганске