В этом году, используя схему «разукомплектованного ввоза» автомобилей, серые дилеры уже сэкономили на налогах около $2,7 млрд. Поставками заинтересовалась Генпрокуратура, и теперь аждый пятнадцатый автомобиль, проданный в этом году в Украине, может быть конфискован.
По материалам еженедельника "КОНТРАКТЫ"
Киевлянин Сергей М., владелец новенького Mercedes-Benz S-класса, попал в неприятную историю. Через месяц после покупки автомобиля начал самопроизвольно «выстреливать» подголовник водительского кресла. На станции продавца устранить неполадку не смогли. За помощью он обратился на авторизированную СТО Mercedes-Benz, однако обслуживать по гарантии там отказались. «Мне сказали, что дилер, у которого я покупал Mercedes, является неофициальным и торгует не просто серыми автомобилями, а ввозит разукомлектованные машины, которые затем собирает в гаражах, не имеющих ничего общего с сертифицированными СТО. Такие автомобили на гарантию не принимают», — рассказывает Сергей.
В компании «АвтоКапитал», генеральном представительстве Daіmler AG в Украине, Контрактам подтвердили, что авторизированные СТО с недавних пор не принимают на гарантию ранее разукомплектованные авто. «Такие автомобили пережили постороннее вмешательство, что нарушает условия гарантии. Неизвестно, когда, в каких условиях они разбирались, какие работы с ними проводились. В дальнейшем с такими автомобилями может произойти что угодно, в том числе самопроизвольное срабатывание активных подголовников или подушек безопасности. Кроме того, известны случаи махинаций с годом выпуска автомобилей.
Недавно стало известно, что один из серых продавцов завозил в Украину Mercedes-Benz 2005 года выпуска, оформляя их как автомобили, произведенные в 2007 году. Разумеется, клюнувшие на заманчивую цену покупатели об этом ничего не знали. Подлог автовладельцы могут выявить случайно, например, при проверке автомобиля по базам данных на сертифицированном СТО», — объясняет гендиректор компании «АвтоКапитал» Виктор Степаненко.
Контрабанда нон-стоп
Во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров констатируют рост импорта разукомплектованных автомобилей премиум-класса. За восемь месяцев в Украину по такой схеме импортировано более 23 тыс. машин, тогда как в прошлом — около 3 тыс. (в 2006 году в Украине продано 371 тыс. новых автомобилей). В основном разукомплектованными везут дорогие автомобили из США и Арабских Эмиратов — Lexus, Toyota, Mercedes-Benz, BMW, Mazda, Nissan (кстати, машины для рынка Северной Америки не могут пройти сертификацию в Украине).
«Схема проста и гениальна, — рассказывает Алексей А., бывший серый дилер, занимавшийся поставками разукомплектованных машин. — Перед растаможиванием в порту с автомобилей демонтируют бампер, фары, сиденья. На таможне трейдер занижает инвойсовую стоимость машины, которая значится уже как «разукомплектованная». Если удастся договориться с таможенником, стоимость «недоукомлектованного» автомобиля можно снизить в 3-4 раза по сравнению с ценой завода-изготовителя. В этом году в Одесский порт заходили партии из 10-100 новых автомобилей, которые на таможне были оценены в $3 тыс. Именно с этой стоимости автотрейдеры платили пошлину, НДС и акциз».
По оценкам ВААИД, в этом году, используя схему «разукомплектованного ввоза», серые дилеры уже сэкономили на налогах около $2,7 млрд. В последние месяцы размах «левых» поставок достиг таких масштабов, что уже никто даже не пытается их маскировать. На трассах (особенно из Одессы в Днепропетровск и Киев) можно встретить автовозы с новыми японскими внедорожниками без бамперов, фар, решеток радиатора.
Поставками разукомплектованных автомобилей заинтересовалась Генпрокуратура, предписавшая Государственной таможенной службе (письмо № 07/2/1-144 от 04.09.2007 г.) принять меры «по приостановке ввоза разукомплектованных автомобилей».
По информации правоохранительных органов, в Одесском порту сейчас скопилось около двух тысяч автомобилей, которые готовят к растаможиванию в качестве разукомплектованных. Почти 80% этих автомобилей везут на заказ, под конкретных покупателей.
В Одессе уже открыто два уголовных дела по факту незаконного ввоза машин. Есть прецеденты, когда автомобили, растаможенные в качестве разукомплектованных, конфискуются в пользу государства. В конце августа в Киеве сотрудники СБУ накрыли автосалон, продававший внедорожники и седаны Mercedes-Benz, произведенные в США. Шестнадцать машин конфисковали, хотя к тому времени они уже были проданы и даже поставлены на учет в ГАИ.
По словам юристов, владельцы конфискованных автомобилей вряд ли смогут вернуть деньги. «Растаможенные с уклонением от уплаты от налогов автомобили на вполне законных основаниях могут быть признаны контрабандой, поэтому их, естественно, у владельцев конфискуют. Покупатель в таком случае должен сам выяснять отношения с автосалоном», — объясняет одесский юрист Сергей Толоконников. Но еще не факт, что судебные расходы будут оправданы. «Как показывает практика, серые дилеры арендуют торговые площади, а выставленные на продажу автомобили могут оказаться такой же контрабандой», — отмечает Толоконников.
Серые наступают
В этом году серые продавцы начали отвоевывать рынок у официальных дилеров. Доля серых поставщиков многих автомобильных марок не только не уменьшается, как ранее констатировали эксперты, а, напротив, растет. К примеру, в продажах Mercedes-Benz доля серых автомобилей за год увеличилась с 39% до 52%. Доля серого импорта Toyota составляет 50%, Porshce — 40%, Audi — 28%. А официальные продажи Lexus в Украине и вовсе стартовали только на прошлой неделе.