Контракти.ua

24697  —  01.11.07
Рейтинг политиков-аутсайдеров
Рейтинг политиков-аутсайдеров

Наш экспертный совет составил рейтинг партий, не представленных в парламенте, а также оценил их шансы на возвращение в большую политику по пятибалльной шкале и определенным критериям...

По материалам еженедельника "КОНТРАКТЫ"

 

мобильность — способность чувствовать изменения политической конъюнктуры, вовремя к ним адаптироваться, а также уходить, не сжигая мостов, умение ориентироваться в закулисных интригах;

гибкость — умение находить компромиссы, способность налаживать связи и использовать их для достижения собственных целей, давать оценки политическим процессам;

финансовая прочность — связи с собственниками ФПГ, деловыми ассоциациями и другими политическими инвесторами;

перспективность — способность к политическому реваншу, наличие шансов на возвращение на политическую арену;

известность — умение привлечь внимание СМИ и конвертировать его в политические дивиденды, публичность.


Прогрессивная социалистическая партия Украины основана в апреле 1996 года частью бывших членов СПУ, опиралась на поддержку пророссийски настроенного электората. Основными лозунгами партии были присоединение Украины к союзу России и Белоруссии, а также отказ от вступления в НАТО, ЕС и ВТО. В парламент ПСПУ прошла в 1998 году, набрав 4,05% голосов. На внеочередных парламентских выборах-2007 прогрессивных социалистов поддержали 1,32% избирателей — вдвое меньше, чем в 2006-м.


Владимир ФЕСЕНКО, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»

— Изначально ПСПУ позиционировалась как альтернатива СПУ. Режиму Кучмы было выгодно расколоть левое движение и оттянуть голоса у КПУ. Поэтому есть вероятность, что ПСПУ была проектом Банковой. Хотя со временем прогрессивные социалисты искали возможности независимого прихода во власть. Период 1998-1999 годов стал пиком популярности Витренко и ПСПУ. Харизма лидера привлекла тех избирателей, которые не хотели голосовать ни за коммунистов, ни за умеренный социализм Мороза.

Но как только в этой нише стали появляться другие игроки, начала снижаться популярность партии Витренко. Администрация президента также потеряла к ней интерес — к 2002 году режим Кучмы беспокоили уже не столько коммунисты и социалисты, сколько национал-демократическое течение во главе с Ющенко.

Как только Витренко оказалась отрезанной от телевизора и источника финансирования, большая часть ее неустойчивого электората потеряла к ней интерес. Она попыталась найти новую нишу — радикальной пророссийской партии, стала укреплять связи с Москвой и Белоруссией. Но Минск особой помощи ей не оказал, Москва также не воспринимала ее как свою креатуру.

В 2007-м Витренко, не имея устойчивых и надежных спонсоров, не могла на равных участвовать в борьбе гигантов. По-моему, у ПСПУ особых перспектив нет, хотя Наталья Михайловна, естественно, будет баллотироваться и на президентских выборах, и на парламентских.


СДПУ(о) — левоцентристкая партия, пик популярности которой пришелся на конец 90-х — начало 2000-х годов. В то время лидеры партии входили во власть и имели возможность использовать админресурс. В парламенте СДПУ(о) лоббировала интересы крупного бизнеса. После провала на выборах 2006-го, в которых партия участвовала в составе блока «Не Так!», СДПУ(о) сменила руководство и приняла решение не участвовать во внеочередных парламентских выборах.


Юрий ЯКИМЕНКО, директор политико-правовых программ Центра им. Разумкова

— СДПУ(о) — партия с достаточно долгой историей, она создавалась в первой половине 90-х. Поначалу это была попытка создать левоцентристскую партию. Основу партии составляла киевская бизнес-группа, к которой причисляли Медведчука, Суркиса, Губского. Популярность СДПУ(о) упала не из-за отстранения от власти и потери админресурса, а, наоборот, из-за участия во власти. Когда лидер объединенных социал-демократов Виктор Медведчук возглавил Администрацию президента, партия начала сдавать свои позиции и терять электорат.

Произошла демонизация фигуры лидера, что и повлияло на ее перспективы. Неудачная концепция политической кампании 2006-го только усугубила ситуацию. Впоследствии низкий уровень поддержки электората, отсутствие финансовых средств на проведение избирательной кампании повлияли на отказ СДПУ(о) от участия во внеочередных парламентских выборах. Вместе с тем СДПУ(о) еще может возродиться благодаря наличию организационной структуры, раскрученному бренду, международным связям.


Народно-демократическая партия создавалась как правоцентристская пропрезидентская партия, так называемая партия власти. Но в начале 2000-х ее ряды покинули многие влиятельные чиновники. Рейтинги НДП начали стремительно падать, и даже смена руководства не смогла остановить этот процесс.

В парламентских выборах 2006-го НДП участвовала в составе Блока народно-демократических партий, набравшего 0,49% голосов избирателей. В 2007-м Людмила Супрун создала Избирательный блок Людмилы Супрун — Украинский региональный актив, в который вошел костяк НДП. Блок Супрун на внеочередных выборах поддержали лишь 0,34% избирателей.


Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»

— С историей НДП связаны имена многих политиков, которые сейчас играют весомую роль на политической арене, например, Ехануров и Кинах. Но я не называл бы НДП партией власти, потому что она так и не стала правящей силой. Просто членство в ней свидетельствовало о политической лояльности к режиму. И проблемы в НДП появились именно в связи с кризисом лояльности. У НДП не было инвестиционного ядра, это скорее была политическая артель правительства Пустовойтенко.

Многочисленная фракция НДП в парламенте 1998-го являлась инструментом лоббирования интересов Кабмина. НДП была заражена болезнью административного карьеризма. Уход Пустовойтенко с поста премьера усилил внутрипартийный кризис. Консерватизм НДП, ее инертность стали причиной угасания. Еще одна причина кризиса — утрата идеологического статуса (поначалу партийные лозунги призывали к защите интересов малого и среднего бизнеса).

Две последние избирательные кампании показали, что в партии начали увлекаться популизмом и растеряли остатки идеологического капитала. Тем не менее перспективы восстановления у партии есть. Основные ее проблемы не в финансах, а в отсутствии эффективного руководства.


Партия зеленых Украины была представлена в парламенте лишь один раз — в 1998 году (она набрала 5,43%). Электорат привлекла «аполитичность» зеленых, но за время работы в парламенте ПЗУ избирателям ничем не запомнилась. Не сыграла на руку партии и узость ее политической позиции. Попытки зеленых позиционировать себя как лоббистов альтернативной энергетики и утилизации отходов были безуспешны.

На выборах 2002 года ПЗУ удалось набрать лишь 1,3% голосов, а на парламентских выборах-2006 она с результатом 0,54% заняла14-е место из 45 партий. После проигрыша на выборах, ПЗУ сменила руководство — ее возглавил бизнесмен Владимир Костерин. Но и это не отразилось на результатах внеочередных выборов-2007 — зеленые набрали 0,4%.

Кость БОНДАРЕНКО, политолог

— Партия зеленых, в 1998 году попавшая в парламент, являлась достаточно серьезным бизнес-проектом. Зеленые утверждали, что они не политики, и избиратели им поверили. Это была одна из самых богатых политических сил (в ее ряды входили такие крупные бизнесмены, как Хмельницкий, Шевчук и прочие).

В 1998 году партия стала объединением бизнесменов, которые лоббировали свои интересы в телекоммуникационной, металлургической сферах и не хотели становиться вассалами олигархов. Впоследствии они фактически решили разыграть золотую акцию в парламенте, и им это удалось.

После того как партия несколько раз проиграла выборы и бизнес-проект не сработал, эта политическая сила досталась бизнесмену Владимиру Костерину. Он попытался вернуть ПЗУ былую мощь и влияние. На этих выборах проект опять «не сработал». Но этот проигрыш Костерина вряд ли остановит. Главная причина провала зеленых на выборах — недостаточная работа с электоратом в межизбирательное время.

Перспективы у ПЗУ появятся только в том случае, если зеленых заинтересуют не только экологические проблемы, но и социальные. ПЗУ необходимо занять политическую позицию, претендуя на статус украинских новых левых.


Социалистическая партия Украины имела мощное представительство в парламенте всех созывов, но на выборах-2007 смогла набрать лишь 2,86% голосов. Провал СПУ стал своего рода «запланированной сенсацией». Невысокий электоральный рейтинг социалистов — результат политического непостоянства Александра Мороза.

Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий

— Причина поражения СПУ на выборах-2007 в том, что социалисты стали партией власти или же «партией части власти» как после оранжевой революции, так и после присоединения СПУ к антикризисной коалиции. Именно оппозиционность обеспечивала социалистам запас политической прочности. В стремлении к власти Мороз был последовательным, но эту последовательность украинский избиратель оценивает как непоследовательность.

В 2006-м СПУ шла на выборы как партия оранжевой власти. Сам факт перехода в другой политический лагерь сыграл злую шутку с Морозом. Кроме того, электоральное доверие к СПУ подорвали и скандалы вокруг отдельных министров-социалистов, в частности, громкий «бракоразводный процесс» с Луценко.

СПУ как партия антикучмовской оппозиции себя изжила, что стало очевидным еще в 2005 году, когда пал режим Кучмы. Социалисты могут рассчитывать на возврат в большую политику лишь, когда произойдет серьезное обновление левого движения в целом и социалистов в частности.


Экспертный совет*

1. Андрей ШКИЛЬ, народный депутат, БЮТ

2. Борис БЕСПАЛЫЙ, народный депутат, НУ

3. Леонид ГРАЧ, народный депутат, КПУ

4. Тарас ЧОРНОВИЛ, народный депутат, ПР

5. Александра КУЖЕЛЬ, председатель правления общественной организации «Аналитический центр «Академия»

6. Денис КОВРИЖЕНКО, эксперт Лаборатории законодательных инициатив

7. Кость БОНДАРЕНКО, политолог

8. Юрий ЯКИМЕНКО, директор политико-правовых программ Центра им. Разумкова

9. Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»

10. Владимир ПАНИОТТО, директор Киевского международного института социологии

11. Владимир ФЕСЕНКО, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»

12. Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий

* Очередность оценок, приведенных в таблицах, по просьбе экспертов изменена