Контракти.ua

Автор: Сергей Тигипко —  16362  —  04.02.11
Избирательная реформа: жизнь будущим пенсионерам облегчат, но не всем
Избирательная реформа: жизнь будущим пенсионерам облегчат, но не всем

В интервью Контрактам вице-премьер-министр — министр социальной политики Сергей Тигипко рассказал о том, что дефицит ПФ по итогам 2010 года превысил 37 млрд грн; первая порция изменений к пенсионным законам может быть принята уже весной; на первом этапе реформы пострадают женщины, военные и работающие на госслужбе пенсионеры; в падении рейтингов Украины виноваты прошлое правительство, налоговая и таможня.

О непопулярных реформах
Единые правила назначения пенсии в Украине так и не появятся, начисление спецпенсий по-прежнему будет регулироваться почти тридцатью законами. Почему разрабатывая проект пенсионной реформы, правительство не решилось унифицировать все пенсионное законодательство?
Сергей Тигипко: Все необходимо делать постепенно. Законопроект о пенсионной реформе — это только первый шаг. Главная цель предлагаемых изменений состоит в том, чтобы обеспечить достойное будущее нашим пенсионерам, значительная часть которых получает минимальные пенсии. Вот это для нас — первоочередная задача. А чтобы полностью изменить систему и кодифицировать все законодательство, необходимо больше времени.

Вы заявляли, что будете менять правительственный законопроект № 7455, реформирующий пенсионную систему. О чем конкретно идет речь?
Сергей Тигипко: Обсуждение законопроекта еще продолжается. Более месяца мы проводили встречи как в Киеве, так и в регионах с представителями общественных организаций, профсоюзов, работниками бюджетной сферы, военнослужащими, работодателями и т. д. Многие из предложений, озвученных во время этих встреч по усовершенствованию законопроекта, сейчас активно изучаются. Думаю, к парламентским слушаниям по вопросам проведения в Украине пенсионной реформы некоторые из этих инициатив дополнят предложения правительства. К примеру, нынешним текстом законопроекта мы предлагаем ограничить пенсии военнослужащим 80% оклада — думаю, в окончательном варианте эта норма может быть смягчена. Кроме того, сейчас мы рассматриваем предложение, чтобы подобное ограничение не применять и к госслужащим пятой-седьмой категории — в основном это работники районного уровня, получающие всего 900–950 грн. Возможно, мы согласимся с предложением не повышать срок выслуги для военнослужащих, которые уже заключили последний контракт перед пенсией. Мы надеемся собрать и обобщить все подобные предложения в ближайшее время, до рассмотрения законопроекта в первом чтении.

Какие категории работающих и пенсионеров пострадают больше всего?
Сергей Тигипко: Больше всего ограничений касается госслужащих. Неоднозначно воспринимается пока повышение пенсионного возраста женщин на пять лет, но во время общественных обсуждений мы объясняем людям необходимость подобных мер. Этот шаг мы делаем очень осторожно (поднимая планку с 55 лет до 60 в течение 10 лет, на шесть месяцев ежегодно) и сопровождаем его определенными компенсаторами. Если говорить о военнослужащих, то никаких изменений для них пенсионная реформа не предусматривает, кроме одной позиции — поднятия срока выслуги на пять лет (до уровня, который существовал и в Советском Союзе). К примеру, для лиц, занимающих руководящие посты в госструктурах, предусмотрено ограничение максимального размера пенсии 12 прожиточными минимумами (сейчас это 9 тыс. грн. — ред.) — это правило устанавливается для всех категорий таких пенсионеров, независимо от того, по каким законам им назначается пенсия. Также с двух до пяти лет увеличивается период, за который госслужащим и приравненным к ним лицам учитывается зарплата для расчета пенсии. Кроме того, мы снизили размер процента для начисления пенсии государственным служащим с 90% до 80% зарплаты — для абсолютного большинства чиновников эта норма пересматриваться не будет. Изменения коснутся и пенсионеров, продолжающих работать на госслужбе. Они будут получать не специальную пенсию, а рабочую, начисленную на общих основаниях.

О дефиците ПФ
Каков дефицит Пенсионного фонда по итогам 2010 года?
Сергей Тигипко: По итогам прошлого года дефицит Пенсионного фонда составил 37,482 млрд грн. В 2009-м этот показатель был на уровне 30 млрд грн. Проблемы нарастают. На этот год — с учетом первых шагов по реформированию пенсионного обеспечения — мы запланировали дефицит ПФ в размере 20 млрд грн. И это очень оптимистичный сценарий развития ситуации.

Сколько должен в среднем получать работающий украинец, чтобы ПФ работал без дефицита?
Сергей Тигипко: Бездефицитный ПФ был бы реальностью, если бы средняя зарплата в стране составляла 2400 грн. Примерно столько в среднем получают работники госсектора. Тогда как уровень зарплат на частных предприятиях сейчас всего 1800 грн, да и то далеко не все трудовые отношения фиксируются официально. Если бы мы смогли вывести зарплаты из тени и довести их величину до уровня госсектора, то получили бы дополнительно около 20 млрд грн на нужды пенсионеров.

Другими словами, для успешного проведения пенсионной реформы необходимо увеличить число работающих, легализовать и повысить зарплату. Есть ли у вас реальные механизмы, позволяющие сделать все перечисленное?
Сергей Тигипко:
Чтобы решить эти проблемы, мы будем работать в четырех направлениях. Во-первых, усилим ответственность работодателей прежде всего за нелегально оформленных на работу сотрудников. Мы намерены, основываясь на европейском опыте, ввести значительные денежные штрафы. Если сейчас не применить жесткие методы вплоть до введения уголовной ответственности, то уже в ближайшее время мы столкнемся не только с растущим дефицитом ПФ, но и с нелегальной иммиграцией. Решать проблему зарплат в конвертах мы будем мягче, проводя широкую разъяснительную работу. По моему глубокому убеждению, с экономическими нарушениями нужно бороться экономическими методами.
Во-вторых, мы упростим процедуру приема на работу и увольнения прежде всего временных или сезонных работников, а также сотрудников, заключающих краткосрочные контракты с работодателем. Оформлять такого сотрудника будет легче, что поможет многим работодателям отказаться от нелегального найма. Третье направление — проблема низких официальных зарплат. В этом вопросе мы, скорее всего, последуем примеру стран, которые ввели индикативные зарплаты. Четвертое направление — это разъяснительная работа с гражданами. Мы объясним необходимость проведения этих реформ, необходимость справедливых отчислений в социальные и пенсионные фонды, вплоть до распространения таких лозунгов, как: «Заплатишь в социальные фонды — поддержишь свою мать-пенсионера».

О накопительных пенсиях, народных бунтах и рейтингах
В законопроекте № 7455 введение накопительного уровня пенсионной системы отложено на неопределенный срок. Почему?
Сергей Тигипко: Второй уровень пенсионной системы необходим. При доработке законопроекта мы четко пропишем сроки, когда он начнет действовать, — это должно стать одним из основных стимулов легализации зарплат. Понятно, что накопительный уровень может вводиться только при достижении бездефицитности Пенсионного фонда. Ведь никаких дополнительных денег на его наполнение ни с работодателей, ни с работников мы брать не планируем, все отчисления будут идти из платежей в Фонд, в котором пока не хватает средств даже на текущие выплаты.
Введение обязательной накопительной системы пенсионного обеспечения создаст здоровый конфликт интересов между работодателем и работником. Последний будет заинтересован получать белую зарплату в полном объеме, чтобы на его персональный счет поступали достаточные отчисления. Но итоговые размеры накоплений в значительной мере будут зависеть от конъюнктуры финансового рынка и компетентности компаний по управлению активами — это один из главных рисков накопительного страхования. Поэтому сейчас мы должны принять несколько принципиальных решений: куда будут вкладываться эти деньги, как государство будет контролировать такие инвестиции и какие гарантии предоставит, а также кто от имени государства будет управлять средствами накопительной пенсионной системы.

У вас есть ответы хотя бы на некоторые из этих вопросов?
Сергей Тигипко: Имеем отдельные наработки, но их недостаточно. Мы планируем ввести второй уровень пенсионной системы в 2013 году. А к этому времени досконально изучим опыт стран, применяющих такую систему, доработаем ее с учетом украинских реалий и особенностей, а потом внесем окончательные изменения в наше пенсионное законодательство. Нам интересен опыт Словакии, куда я на днях поеду, Польши, Казахстана и, наконец, России.

В России работа накопительной системы признана неудовлетворительной в первую очередь из-за низкой доходности. Сможете ли вы обеспечить доходность накопительной системы в Украине хотя бы на уровне среднемировых 2–4% сверх инфляции?
Сергей Тигипко:
Отрицательный опыт — это тоже опыт, его нужно изучать. Разумеется, доходы накопительных пенсионных фондов должны превышать инфляцию. Но для этого нужны соответствующие инструменты, которые государство может предложить. Можно ведь провести «народную» приватизацию: пенсионные фонды второго уровня могли бы стать миноритарными акционерами прибыльных государственных монополий, предприятий и банков, — к примеру, таких крепких финучреждений, как Укрэксимбанк, Ощадбанк. Эти учреждения работают стабильно, цена их акций растет. Кроме того, они выпускают долговые бумаги (облигации), доходность которых можно установить на уровне инфляции плюс 2–4%. Государству было бы выгодно работать с этими фондами в качестве заемщика по такому сценарию. Даже если государство переплатит, эти средства пойдут в долгосрочные инвестиции и бюджет компенсирует свои потери.

В законопроекте о пенсионной реформе ничего этого нет, зато хватает непопулярных мер, начиная с повышения пенсионного возраста и заканчивая ограничением максимальной пенсии 12 прожиточными минимумами. Причем последнее касается только новых пенсий, а не старых, размер которых доходит до 45 тыс. грн. Не боитесь нового Майдана?
Сергей Тигипко: Пенсии выше 10 тыс. грн в Украине получают 3800 человек, из которых 800 — это Герои Советского Союза, Герои Украины. Понимаю, что такие пенсии вызывают негативные эмоции у большинства граждан, но они не создают существенной нагрузки на бюджет Пенсионного фонда. Я лично готов разработать законопроект для внесения изменений в Конституцию, чтобы уравнять в правах всех пенсионеров и ограничить уже существующие выплаты судьям, прокурорам, народным депутатам, экс-чиновникам. Но внести изменения в Конституцию непросто.
Я не боюсь народных протестов из-за непопулярных мер. Обратите внимание на мировой опыт: к примеру, в Греции и Швеции партии, проведшие непопулярные реформы, победили на выборах. В Украине «добренькие» политики уже были у власти, они раздали массу социальных льгот, которые люди сейчас не могут получить, поскольку деньги на это в бюджете предусмотреть забыли. Думаю, скоро обещания «сладких» политиков перестанут восприниматься людьми. Ведь когда речь идет о социальной справедливости, не стоит забывать о 65% пенсионеров, которые получают пенсию до 1000 грн.

Как вы объясните снижение позиций Украины во многих международных экономических и политических рейтингах?
Сергей Тигипко: Большинство международных организаций, оценивающих бизнес-климат, подводят итоги не по календарному году, а по финансовому, то есть на первое июля предыдущего года. Поэтому снижение позиций Украины в этих списках — на совести не только нынешнего правительства. В 2010м мы приняли ряд необходимых законов, в частности, Налоговый кодекс, и могли бы претендовать на высшие строчки в рейтингах международных организаций. К сожалению, реальная практика работы ГНАУ и таможни просто не позволяет нам улучшать свои позиции. А организации, которые проводят подобные исследования, реагируют не на изменения в законодательстве, а на конкретные действия. Так что без реальной борьбы с коррупцией мы не получим результата при любых рыночных преобразованиях, потому что коррупция способна погубить все.

Статьи по теме
У Мінекономіки пояснили, як бронюватимуть працівників від 1 грудня
У Мінекономіки пояснили, як бронюватимуть працівників від 1 грудня

За новими обов’язковими критеріями, підприємства зможуть бронювати працівників до 12 місяців.
03.12 — 199

Аналітики оцінили нові погрози Путіна
Аналітики оцінили нові погрози Путіна "Орешніком"

Зусилля Путіна підкреслити технічні характеристики ракети є частиною широкої кампанії рефлексивного контролю.
03.12 — 190

Путін затвердив рекордний бюджет на війну: 40% витрат підуть на силовиків
Путін затвердив рекордний бюджет на війну: 40% витрат підуть на силовиків

Військовий бюджет РФ досягне 6,2% національного ВВП – це рівень військових диктатур Африки.
03.12 — 199