Контракти.ua

Автор: Эрол Акчал —  9095  —  16.12.10
И целого мира мало
И целого мира мало

Генеральный директор Турецких авиалиний в Украине Эрол Акчал рассказал, как компании удалось преодолеть кризис на рынке авиаперевозок и как компания планирует расширить свое присутствие в Украине.

В то время как большинство авиакомпаний заморозили расширение флота, Турецкие авиалинии, наоборот, заказали 90 самолетов. Почему?
Эрол Акчал: Кризис сыграл нам на руку. Компании действительно отказывались от сделанных ранее заказов на самолеты, поэтому мы смогли воспользоваться ситуацией и купить машины по лучшим ценам, причем не выстаивая большую очередь. Я бы назвал это подарком кризиса. Первый Boеing 777 мы получили уже в этом году, еще пять самолетов поступят в 2011-м. Мы стремимся к тому, чтобы стать крупнейшим авиаперевозчиком Европы, для этого необходимо расширять карту полетов и соответственно увеличивать парк. Пока у нас самый молодой парк среди всех авиакомпаний мира. Средний возраст 149 самолетов — немногим более шести лет.

Турецкие авиалинии называют одной из самых динамично растущих компаний. Какой год оказался переломным для бизнеса?
Эрол Акчал: 2006-й. Тогда 51% акций компании были проданы государством на рынке. Сейчас Турецкие авиалинии — это девять компаний. За последние три года котировки акций авиаперевозчика увеличились на 65%. Ежегодно бизнес национального оператора Турции растет на 10% в год. Каждой крупной авиакомпании, которая хочет наращивать бизнес, нужен базовый аэропорт с большой пропускной способностью. У Турецких авиалиний — это стамбульский аэропорт имени Ататюрка, превратившийся в крупный международный хаб благодаря своему удобному географическому положению. Он наиболее эффективно соединяет Европу и Азию, Европу и Африку, Америку и Азию. К примеру, летая Турецкими авиалиниями через Стамбул из стран Ближнего Востока в США, пассажир может сэкономить 12% времени.
Сейчас мы выполняем рейсы в 168 точек мира, осуществляя 5 тыс. вылетов в неделю. Так, в 2010-м были открыты десять новых направлений. В прошлом году компания обслужила 4,4 млн транзитных пассажиров, в 2010-м мы ожидаем увеличения до 5,8 млн. При этом 66% пассажиров Турецких авиалиний путешествуют из Европы и США в Азию. Растет количество транзитных пассажиров — увеличивается и бизнес компании. Наши позиции наиболее сильны на Среднем и Дальнем Востоке, в Северной Африке, в странах СНГ.

Но так ведь было не всегда?
Эрол Акчал: Особенно динамично Турецкие авиалинии развиваются последние пять лет. Это годы целенаправленной экспансии. Наращивание пассажиропотока компании началось с модернизации аэропорта, при этом нашей «фишкой» стала кухня. Пассажирам бизнес-класса мы предлагаем меню уровня пятизвездочного отеля. Сейчас на борту самолетов Турецких авиалиний работают 60 шеф­поваров, и мы хотим увеличить их количество до 200. Кейтеринг составляет всего 6% стоимости билета, поэтому мы решили не экономить на этой составляющей.

Испытывает ли компания проблемы с узнаваемостью бренда в Европе?
Эрол Акчал: Мы активно работаем над его популяризацией. Если в 2005 году рекламный бюджет компании составлял $5 млн, то сейчас он уже превысил $70 млн. С целью повышения узнаваемости Турецких авиалиний компания стала спонсором футбольных клубов Manchester United и Barcelona.

Каковы позиции компании на африканском континенте?
Эрол Акчал: Для нас это очень важный рынок. Мы предлагаем прямые рейсы, и их заполняемость высока, поскольку перелет, к примеру, из Европы занимает всего шесть часов. В Африке работает много китайских бизнесменов, которым удобнее лететь на континент через Стамбул.

Сейчас происходит консолидация рынка авиаперевозок. Какое участие в этом процессе принимают Турецкие авиалинии?
Эрол Акчал: За последние годы мы действительно получили много предложений о покупке компаний или создании СП. Мы приобрели 47% акций Боснийских авиалиний, создали совместное предприятие с авиалиниями Танзании, в процессе создания СП с Тайскими авиалиниями. Мы интересуемся авиакомпаниями, у которых удобное расположение для пересадки транзитных пассажиров. Такие авиаперевозчики используются нашими клиентами. В то же время мы не собираемся развивать какой-то другой аэропорт, кроме Стамбула. Наша стратегия — один хаб, иначе эффективность компании начнет падать, поскольку придется вкладывать в развитие стыковок на других воздушных воротах.

Последние два года для авиакомпаний были не из легких. Как пережили кризис?
Эрол Акчал: Один из факторов — эффективное управление персоналом. Мы задействовали больше сотрудников в аэропортах и операционных сферах, уменьшив их число в офисах. При этом не сокращали людей, как это происходило в других компаниях. Экономия также не затронула бортовое питание и топливное обеспечение. Сокращать издержки нам удавалось за счет того, что кейтеринговая компания, обслуживающая Турецкие авиалинии, частично принадлежит нам. Кроме того, у нас есть своя хендлинговая компания, обеспечивающая наземное обслуживание рейсов. Жесткая координация действий всех региональных директоров из центрального офиса принесла плоды. В 2009-м операционная прибыль Турецких авиалиний составила $538 млн, лишь незначительно уменьшившись по сравнению с предыдущим годом.
В числе других предпринятых мер — введение комфорт-класса, который появится в новых самолетах Boеing 777 на таких направлениях, как Пекин, Сан-Паулу, Шанхай и Лос-Анджелес. Это переходный класс между бизнес- и эконом-классами. В то же время компания приняла решение отказаться от первого класса. И еще одно нововведение: на перелетах длительностью не более двух часов мы обеспечиваем бизнес-класс горячим питанием, хотя, как правило, в других компаниях обходятся без этого.

Какие шаги предпринимали Турецкие авиалинии на украинском рынке?
Эрол Акчал: Наши основные пассажиры — это бизнесмены, студенты и туристы, которые меньше летать не стали. В период кризиса, для того чтобы немного оживить рынок, на некоторых направлениях мы предложили специальные цены. Турецкие авиалинии не сокращали карту вылетов и не отменяли рейсы. Наоборот, в 2009-м появилась наша шестая точка в Украине — Львов. В результате количество пассажиров не уменьшилось, хотя и не было ожидаемого нами прироста клиентов. В прошлом году мы перевезли 350 тыс. пассажиров при примерной загрузке рейсов в 70%. При этом хотим увеличить перевозки до 500 тыс. человек.

Ваши задачи в Украине?
Эрол Акчал: У Турецких авиалиний везде одна задача — расширять свое присутствие. Например, только в 2010 году у нас открылись рейсы в Сочи, Болонью, Дарэс-Салам, Энтеббе, Подгорицу, Александрию, Нахичевань, Аккру. Украина — не исключение. Во-первых, мы хотим увеличивать частоту рейсов из Киева (до двух в день), Одессы, Днепропетровска и Донецка. Во-вторых, планируем открытие новых рейсов. Уже в 2011-м самолеты Турецких авиалиний будут летать из Харькова, после на очереди Запорожье. Мы не стремимся открыть много неприбыльных рейсов, поэтому расширение маршрутов в Украине идет по мере того, как уже действующие становятся рентабельными.

Из Харькова уже летает турецкая авиакомпания Pegasus, вам это не помешает?
Эрол Акчал: У нас огромная карта вылетов. Мы не конкурируем, а просто расширяем ее. Харьков очень важен для компании, поскольку он находится на границе с Россией и в нем проживает много вьетнамцев, которые летают на родину.

Почему украинский рынок важен для Турецких авиалиний?
Эрол Акчал: Украина — близкий сосед, и сейчас прослеживается оживление экономических отношений между нашими странами. Украинский рынок постоянно растет. В отличие от других стран, где уровень развития авиационной сферы достиг пика, Украина предоставляет все еще большие возможности для роста.

Что мешает компании развиваться в Украине?
Эрол Акчал: Украинская транспортная сфера нуждается в большей либерализации. Доля авиаперевозок еще не так высока. Пассажиры предпочитают преодолевать расстояния в поездах и автобусах. Главная причина — ценовая политика авиакомпаний.
Практически во всех аэропортах сейчас проходит  модернизация, но, к сожалению, пропускная способность некоторых взлетных полос (например, в Одессе и Днепропетровске) все еще ограничена. Евро­2012 — хороший стимул для улучшения существующей инфраструктуры и повышения уровня сервиса. Сейчас строятся новые терминалы в Донецке, Харькове, Киеве, Львове, Одессе. Благодаря инвестициям в строительство развивается и сам рынок. В отдельных аэропортах (кроме Киева) сектор хендлинга (наземного обслуживания) и топливных услуг будет развиваться намного быстрее, если перейдет из монополии в свободный рынок.
Несмотря на то что Турецкие авиалинии вылетают из шести городов Украины с полной загрузкой, у нас все еще нет возможности поставить желаемое количество рейсов. Это в свою очередь препятствует более лояльной ценовой политике компании и предоставлению удобных стыковок между рейсами. Но верим, что украинское правительство и власти госавиаадминистрации, которые поддерживали нас, помогут нам и в этом вопросе.

Статьи по теме
Україна може завершити війну у 2025 році: Сибіга розповів, що для цього потрібно
Україна може завершити війну у 2025 році: Сибіга розповів, що для цього потрібно

Україні потрібна підтримка західних партнерів.
17.02 — 181

ЄС збільшить військову міць і допомогу Україні через Путіна і Трампа, - Bloomberg
ЄС збільшить військову міць і допомогу Україні через Путіна і Трампа, - Bloomberg

Європейські чиновники працюють над новим великим пакетом заходів щодо збільшення видатків на оборону і підтримки Києва. Однак плани витрат не будуть оголошені до виборів у Німеччині 23 лютого, щоб уникнути розпалювання суперечок перед голосуванням.
17.02 — 199

Трамп готовий дозволити Європі купувати для України зброю американського виробництва
Трамп готовий дозволити Європі купувати для України зброю американського виробництва

Президент США Дональд Трамп готовий дозволити Європі купувати для України зброю американського виробництва.
17.02 — 173