С ходу не скажешь, когда пробил звездный час Анатолия Вексклярского. Когда он в составе группы «Красные» колесил вместе с «Кино» по Союзу? Когда был лидером «украинского Depeche Mode» «Джемикс»? Когда встал за вертушки в «Грин Грей»? Когда под псевдонимом DJ Tolя создал первое интерактивное телефонное радиошоу «Місячні трАНбони»? Когда вел международные рок-фестивали и звездные дискотеки? Когда открыл «Шо у Толи» на национальном музыкальном канале?
Сам Вексклярский уверен, что самое важное событие с ним случилось в конце 90-х – он уверовал. Тем не менее, он по-прежнему в шоу-бизнесе: на музыкальной сцене во главе Vexlarsky orchestra, на радио в роли ведущего и за кулисами театральных подмостков в качестве автора спектакля MoralEAST. Недавно Вексклярскому стукнуло 50, но для тысяч и тысяч он все еще ди-джей Толя. Или просто Толя.
Критическая точка
Ты начинал свое музыкальную карьеру с остросоциальных песен в рок-группах «Т.Э.С.Т» и «Красные». А в начале 90-х организовал аполитичную, но мрачную команду «Джемикс»...
Анатолий Вексклярский: Сегодня меня называют родоначальником украинской «готики», но это неправда. Родоначальник украинской готики – это Алексей Ковжун (в прошлом – телеведущий и музыкальный трендсеттер, нынче – известный рекламист и медиа-технолог, - прим. авт.) . Он не пел, но был носителем идей. Если бы не он, я, может быть, и не заинтересовался бы готикой. Тогда «Джемикс» действительно играл мрачную музыку о неудовлетворенной любви, музыку уныния.
Что заставило тебя резко сменить творческую концепцию?
Анатолий Вексклярский: Я остановился перед вопросом: что делать дальше? Когда вижу преграду, я ее обхожу. Иду чуть в другом направлении. Вчера я был рокером, а сегодня имею право быть рэйвером. Меня не перестали волновать социальные проблемы, просто я перестал о них петь. Недавно открыл для себя, что воспевать грех – это воспевать грех, а воспевать славу Господню – это воспевать славу Господню. Третьего не дано. Тогда я этого еще не знал. Поэтому и пел песни уныния.
Приблизительно тогда ты у тебя в жизни был критический момент?
Анатолий Вексклярский: Ошибки юности былой. Это все предания старины глубокой - прошло. Я не хочу вспоминать об этом, чтобы снова не погрузиться в то, от чего бежал.
Ударим по Фэйсбуку!
В радиошоу «Худсовет» ты попсу тоже крутишь. Зачем ты популяризируешь ее?
Анатолий Вексклярский: Любая песня в моем эфире звучит ровно до того момента, как в ней прозвучит что-либо неприличное. После этого песня прекращает звучать, и начинает звучать мой голос с критическими комментариями к этой песне.
О чем ты говоришь со слушателями в своей радиопрограмме «Мысли вслух»?
Анатолий Вексклярский: Например, о том, что по слухам нас 46 миллионов. До этого было 52 миллиона. Когда семья рожает одного ребенка – мы вырождаемся, когда двух – стоим на месте, когда трех – нация растет. Почему люди не рожают детей? Или о 10 заповедях, данных Моисеем: что вы как христианин знаете об этом? Люди звонят, высказывают свое отношение к христианству. Суть программы «Мысли вслух» как раз в том, что каждый может позвонить и высказать свои мысли по теме. В прошлой программе мне позвонила женщина и пожелала избавиться от лицемерия, словоблудия и еще чего-то нелицеприятного. И бросила трубку. В этот момент я понял, что не все так плохо во мне, ведь если бы это была правда, она бы не бросила трубку. Вообще я пытаюсь избавиться от таких грехов, как лицеприятие и словоблудие.
Руководство радиостанции никак не регламентирует твои программы?
Анатолий Вексклярский: У меня нет ограничений, я могу сказать все, что угодно. Руководство может высказать свои пожелания. Например, я сообщаю, что тема следующей программы «Вырождение украинцев». Мне отвечают, что такой темы не может быть ни в коем случае. Я пообещал выразиться мягче, но говорить о том, что нация не репродуцируется, стареет, нужно.
Подобные программы поднимают рейтинг станции?
Анатолий Вексклярский: Я и понятие «рейтинг» далеки друг от друга! Я этим никогда не интересовался. Хотя руководство говорило мне, что в воспоминаниях радиослушателей мои программы присутствуют. Значит, я влияю на рейтинг. Я привлекаю внимание довольно большой группы радиослушателей, иначе меня не держали бы на станции.
Анатолий, ты поменял массу мест работы. Почему так получалось?
Анатолий Вексклярский: Как только я терял ощущение свободы и у меня исчезал интерес к тому, что я делал, старался уйти. Иногда уходил в никуда, иногда - на заранее подготовленные позиции. Но только однажды у меня был перерыв в работе – год. Тогда меня поддержали родители.
Какое из твоих мест работы было наиболее хлебным?
Анатолий Вексклярский: Как ни странно, ночные эфиры на «Гала-радио» в образе ди-джея Толи. Дело в том, что я, по договоренности с руководством станции, сам продавал рекламу в своей программе.
На какой работе ты испытывал наибольшее моральное удовлетворение?
Анатолий Вексклярский: Я сейчас пытаюсь вспомнить, какая из работ мне не приносила морального удовлетворения, и не могу.