Контракти.ua

Автор: Виктор Пинзеник —  11442  —  02.12.10
Платить должны все
Платить должны все

В интервью Контрактам Виктор Пинзеник рассказал о том, что власть не справилась с реформой налоговой системы, а большой бюджетный дефицит создает риски для экономики.

Несмотря на вето президента, правительство все равно планирует ввести в действие Налоговый кодекс с января 2011 года. Чем вызвана такая поспешность?

Виктор Пинзеник: Для меня ни цель, ни поспешность, с которой принимали Налоговый кодекс, непонятны. Реформированием налоговой системы это назвать трудно. Скорее — это просто юридическое оформление определенных норм. Правда, неизвестно, каких и для чего. Налоговая реформа должна базироваться на трех принципах. Первый — налоги платят все без исключения в соответствии с доходами. Второй — простая и прозрачная система администрирования налогов. Под контроль налоговиков подпадают исключительно те субъекты экономики, которые уклоняются от уплаты налогов. Система внутреннего контроля должна быть выведена из-под управления контролирующих органов, ГНАУ и Гостаможслужбы. Чтобы исключить злоупотребления в системе, вместо полицейской службы и службы расследований должен быть создан новый институт при Минфине — финансовая полиция. Третий принцип — ставки. Эта проблема уже является производной и решается не принятием Налогового кодекса, а реформами в других секторах. Итак, три кита налоговой системы — равенство и справедливость, выборочный контроль и низкие ставки.

То есть никаких льгот и преференций для бизнесменов?

Виктор Пинзеник: Любая налоговая льгота — это офшор, созданный внутри страны, автоматическое формирование условий для избежания налогообложения. Ликвидировать какую угодно льготу очень тяжело — всегда встретите сопротивление. А вот реализовать принцип «по закону перед налогами равны все» — намного легче. Льготы вообще не должны иметь отношения к налоговой системе. Решать проблему бедности за счет льготного налогообложения — просто предоставлять возможность состоятельным людям использовать незаконные схемы.

А как же малый и средний бизнес? Например, в Грузии микробизнес с оборотом до $16 тыс. освобождается от уплаты налогов и необходимости использования кассового аппарата. Возможно, подобное было бы целесообразно внедрить и в Украине, а не усложнять жизнь плательщикам единого налога?

Виктор Пинзеник: Это не выход. У нас есть уникальное умение — видеть и перенимать не тот опыт. У грузинских реформаторов следовало бы поучиться другому. Я спокойно отношусь к существованию упрощенной системы в секторах, где контроль невозможен, а доход оценить сложно. Для таких предпринимателей существует фиксированный налог. Но в нынешней упрощенной системе есть много других проблем. Немало крупных предприятий просто используют существующую схему для уклонения от налогообложения. И в Налоговом кодексе есть норма, решающая эту проблему: урегулирован вопрос работы с крупными компаниями. Но намека на реализацию принципа «налоги платят все» нет. Наряду с тем, что упрощенцам по-полной закрутили гайки, в кодексе существуют нормы, которые освобождают от уплаты налогов множество других субъектов экономики. Это несправедливо. Платить должны все.

Чему же следовало бы поучиться у грузинских реформаторов?

Виктор Пинзеник: Успешному проведению регуляторной реформы, устранению ненужного вмешательства власти в работу бизнеса. Но следует не только учиться, но и применять полученные знания на практике. В первую очередь надо провести административную реформу, что дало бы возможность для экономии расходов и создания ответственной власти, которая выполняет необходимые обществу функции. Надо ликвидировать ненужные властные институты, четко распределить полномочия между министрами и политиками, чтобы за каждое направление работы отвечал один человек, избежав дублирования функций, четко прописать систему подчинения властных структур, например таможни и налоговой. Реформа на центральном уровне приведет к изменениям на местах. Однако реформированию местного самоуправления должна предшествовать бюджетная реформа. А до этого — реформы в медицине и образовании, которые приведут к самоокупаемости этих отраслей, основных сфер ответственности местных бюджетов сейчас. Но начинать надо с центрального уровня, так как реформа местного самоуправления — более глубокая и системная.

Вы говорите об отмене налоговых льгот и бюджетной поддержке тех, кто в этом нуждается. Тем не менее дефицит бюджета, по данным Минфина, уже достиг 56,6 млрд грн.

Виктор Пинзеник: На самом деле, по итогам 10 месяцев 2010го дефицит госбюджета составил уже 72 млрд грн (за такой же период 2009го — 76 млрд грн). По моей оценке, к концу года он достигнет около 100 млрд грн (без учета расходов на рекапитализацию банков в размере 37 млрд грн, из которых около 14 млрд грн уже израсходовано). Только в этом году по привлеченным кредитам государство уплатило 11 млрд грн процентов. Возникает проблема: за счет чего перекрывать нехватку денег в бюджете? Именно эту проблему необходимо решать, в первую очередь быстро выйти на бездефицитный бюджет. Налоговые льготы — это не выход. Причиной того, что мы живем в долг, являются не заимствования, а дефицит бюджета. Долговой путь до добра не доведет — жизнь все равно заставит жить по средствам.

Стоит ли пойти на сокращение расходов, чтобы сбалансировать госбюджет?

Виктор Пинзеник: Проблема не только в сокращении расходов, но и в существенном изменении их структуры. Необходима коррекция тарифов на газ, воду, тепло, водоснабжение. Следует решить проблемы в пенсионном законодательстве, отказаться от специальных пенсий, льготного периода выхода на пенсию и т. д.

А целесообразно ли поднимать тарифы, учитывая риск, что люди не смогут платить больше из-за нехватки средств?

Виктор Пинзеник: Возникает вопрос: кто же сейчас платит больше? Неимущие люди. Так как через инструмент цен поддерживают тех, кто больше потребляет. А больше потребляют те, у кого большие средства. Компенсировать повышение тарифов должна система социальной защиты — для малообеспеченных людей есть субсидии.

На днях вице-премьер Сергей Тигипко заявил, что правительство не намерено в этом году рекапитализировать Надра Банк, а также инвестировать средства в национализированные финучреждения. Создаст ли это дополнительные проблемы банковскому сектору?

Виктор Пинзеник: Рекапитализация — это в первую очередь восстановление. Но о каком восстановлении банка может идти речь, если через полгода он снова просит деньги у государства? Такие финструктуры — это зараза, которая может отравить кровь банковской системы и других секторов экономики. Поэтому проводить подобную рекапитализацию — это выбрасывать деньги на ветер. Наиболее эффективный способ оздоровления недееспособных банков — быстрая процедура их ликвидации. Кредитно-финансовое учреждение следует ликвидировать тогда, когда у него еще есть живые активы. Быстрая процедура ликвидации помогает решить проблему депозитов населения без привлечения фонда гарантирования вкладов. Правильная работа с банковскими активами позволяет безболезненно решить проблему вкладчиков и сохранить ресурсы и активы, которые еще есть у банка.
Сейчас у отечественных банков есть проблемы, и большинство с ними справляется. Тем не менее, финучреждения еще долго будут нести убытки, ведь в свое время выдавали кредиты на большие суммы в иностранной валюте. Официальная статистика не отображает реального положения дел в банковском секторе, так как много кредитов, которые даже реструктуризировали, все равно обслуживать не будут.

Можете ли вы прогнозировать ситуацию с курсом гривни?

Виктор Пинзеник: Нет. Как можно делать прогнозы, имея дырку в бюджете в размере 100 млрд грн? Если бы ее не было, то я бы с легкостью прогнозировал укрепление нацвалюты. Но кто может дать гарантию, что бюджетный дефицит не будет монетизирован? В прошлом году подобное уже пытались реализовать с помощью ОВГЗ, превратив Нацбанк в департамент Минфина. 100 млрд грн дефицита создают риски подключения правительством НБУ к его покрытию. Так как найти такие деньги на рынке невозможно, снова надо брать в долг. А долг Украины уже составляет 405 млрд грн, из которых 305 млрд грн — прямой госдолг. Если ежегодно наращивать долги на 100 млрд грн, то у нас скоро не хватит средств, чтобы платить даже проценты по кредитам.

Возможна ли в Украине эффективная приватизация?

Виктор Пинзеник: Опыт Криворожстали свидетельствует, что приватизация может быть эффективной. Продажа предприятия позволила неполных три года перекрывать дефицит госбюджета.
Проводить прозрачную и эффективную приватизацию можно и нужно. Но сейчас рассчитывать на большие деньги от продажи объектов, даже при прозрачных условиях, не стоит. Потому что для инвесторов в Украине существует немало рисков, в том числе созданных финансовым кризисом. О приватизации как надежном и хорошем источнике наполнения бюджета следует говорить, когда растет ценность объектов, дорожает недвижимость и земля.

Статьи по теме
Україна може завершити війну у 2025 році: Сибіга розповів, що для цього потрібно
Україна може завершити війну у 2025 році: Сибіга розповів, що для цього потрібно

Україні потрібна підтримка західних партнерів.
17.02 — 181

ЄС збільшить військову міць і допомогу Україні через Путіна і Трампа, - Bloomberg
ЄС збільшить військову міць і допомогу Україні через Путіна і Трампа, - Bloomberg

Європейські чиновники працюють над новим великим пакетом заходів щодо збільшення видатків на оборону і підтримки Києва. Однак плани витрат не будуть оголошені до виборів у Німеччині 23 лютого, щоб уникнути розпалювання суперечок перед голосуванням.
17.02 — 199

Трамп готовий дозволити Європі купувати для України зброю американського виробництва
Трамп готовий дозволити Європі купувати для України зброю американського виробництва

Президент США Дональд Трамп готовий дозволити Європі купувати для України зброю американського виробництва.
17.02 — 173