Контракти.ua

Автор: Александр Бондарь —  7550  —  26.10.10
Почему продают Укртелеком
Почему продают Укртелеком

Согласно Закону о Госбюджете, правительство в этом году от продажи госсобственности планирует 6,53 млрд грн. К середине октября ФГИУ перечислил в казну немногим более 520,5 млн грн – план выполнен на 8,19%.

13 октября 2010 года Фонд госимущества объявил конкурс по аукционной продаже госпакета акций ОАО «Укртелеком». Почему компанию решили продавать именно сейчас?
Александр Бондарь: Причина одна: определен конкретный покупатель компании. Других причин я не вижу. Тем более что дата проведения конкурса выбрана самая неподходящая — она абсолютно бесперспективна с точки зрения привлечения инвестора. В это время все уважающие себя западные компании — на рождественских каникулах, а украинские — готовятся к новогодним праздникам. За всю историю приватизации в Украине накануне Нового года никто ничего не продавал. В конкурсе либо будет участвовать один претендент, либо конкуренция будет чисто формальной, как во время продажи Лугансктепловоза. А государству вряд ли удастся выручить за компанию больше ее стартовой стоимости — 10,5 млрд грн. Кроме того, все достойные претенденты на Укртелеком отсеяны условиями конкурса.

То есть условия конкурса заранее прописывали под одну-две компании?
Александр Бондарь: Скорее всего, да. Но сделали это непрофессионально. Не исключено, что условия готовили не в Фонде госимущества, а в Минтранссвязи люди, незнакомые с тонкостями приватизационных процессов. Пытаясь ограничить число потенциальных претендентов на Укртелеком, к участию в конкурсе не допустили крупнейших украинских и европейских игроков телеком­рынка. Из­за недоработки на равных с операторами связи в конкурсе смогут участвовать любые компании из других отраслей экономики, на которые конкурсные ограничения не распространяются, к примеру, банки или финансовые посредники.

Что надо прописать в условиях конкурса, чтобы его выиграл заранее определенный победитель?
Александр Бондарь: Сформировать условия конкурса под конкретного покупателя просто. К имеющимся ограничениям (к торгам не допускаются компании с доходами от услуг связи свыше 25% от общей суммы доходов рынка и компании, в акционерном капитале которых прямо или опосредованно 25% акций принадлежит государству) необходимо добавить ограничение на участие в конкурсе только промышленного инвестора. И тогда, к примеру, кроме структуры СКМ, на Укртелеком не сможет претендовать никто.

Насколько сейчас целесообразно разблокировать приватизацию крупных объектов — ОПЗ, энергокомпаний, — на которой настаивает президент?
Александр Бондарь: Я положительно отношусь к приватизации: даже плохая продажа лучше, чем государственная собственность. Но приватизация должна быть прозрачной и открытой. Сможет ли обеспечить это действующая власть? Не знаю. Пока в 2010 году на продажу были выставлены только два крупных объекта — Лугансктепловоз и Укртелеком. Первый продали бездарно. И если во время конкурса по продаже Укртелекома повторится история с приватизацией Лугансктепловоза, то не исключено, что предприятия в Украине будут и дальше раздавать приближенным к власти ФПГ. Их будут распределять между новыми собственниками в кабинете у президента. Так уже было. В 2003–2004 гг. конкурсы проводили за закрытыми дверями кабинета главы Администрации президента: несколько человек решали, какая госсобственность кому будет принадлежать — конверты открывали на месте, определяли победителя, а общественности просто сообщали результат.

Могут ли украинские активы в процессе этой раздачи массово перейти в руки российских структур?
Александр Бондарь: На этот счет у меня уже большие сомнения. Показательный пример — история с продажей Лугансктепловоза: новые­старые российские собственники отказываются платить за предприятие, а суд признает приватизацию недействительной. Да и условия конкурса по продаже Укртелекома выписали так, что отсекли практически всех потенциальных инвесторов из России.

Как инвесторы относятся к уже практикуемой приватизационной политике: участникам приватизации ОПЗ вернули гарантийные взносы только через год после отмены конкурса, киевский Хозсуд признал недействительной продажу Лугансктепловоза, Генпрокуратура выдвигала претензии к инвесторам Криворожстали?
Александр Бондарь: Такая политика может уменьшить интерес иностранных инвесторов к украинским активам. Особенно после оглашения конкурсных условий приватизации Укртелекома. Сейчас остается только ждать официальной реакции от потенциальных покупателей — Deutsche Telekom, Telenor и другие. Ведь в украинском законодательстве не предусмотрена норма о том, что иностранные компании, претендующие на активы в Украине, не должны принадлежать государству более чем на 25%. К примеру, Лугансктепловоз был продан российскому Брянскому машзаводу, входящему в структуру Трансмашхолдинга, блокирующий пакет которого опосредованно принадлежит государственным Российским железным дорогам. Я продал массу объектов иностранным компаниям, на 25% и более принадлежащим государству: в конкурсах по продаже облэнерго участвовали французские и российские энергетические системы, словацкая компания, на 100% подконтрольная государству. Подобное ограничение — прецедент в приватизационной истории независимой Украины.

Возможна ли в Украине эффективная приватизация: объекты продаются стратегическим инвесторам, а ФГИУ выполняет план приватизационных поступлений?
Александр Бондарь: Это зависит от президента. Если он поручает организовать прозрачный и открытый конкурс, то так и будут делать. Но либо глава государства в этот процесс не вникает, либо его все устраивает. А ведь несколько успешных и прозрачных продаж — это значительное улучшение имиджа страны в глазах инвесторов, а также реальные деньги в госбюджет.

Какой собственник лучше — украинский, российский или иностранный?
Александр Бондарь: Наиболее эффективный — иностранный инвестор. Самые удачные продажи были только зарубежным компаниям. Иностранцы платят реальные деньги, владеют финансовым ресурсом и технологиями для модернизации и развития объекта. Но главное — они конкурируют между собой, торгуются и честно побеждают на аукционах. А российские и украинские инвесторы договариваются с властью, а не торгуются на аукционах, по-другому они просто не умеют. В качестве примера — приватизация Криворожстали: первый конкурс — отечественные инвесторы договаривались с властью, второй — иностранные покупатели торговались. Разница в стоимости предприятия на двух конкурсах — 20 млрд грн.

Статьи по теме
Україна може завершити війну у 2025 році: Сибіга розповів, що для цього потрібно
Україна може завершити війну у 2025 році: Сибіга розповів, що для цього потрібно

Україні потрібна підтримка західних партнерів.
17.02 — 181

ЄС збільшить військову міць і допомогу Україні через Путіна і Трампа, - Bloomberg
ЄС збільшить військову міць і допомогу Україні через Путіна і Трампа, - Bloomberg

Європейські чиновники працюють над новим великим пакетом заходів щодо збільшення видатків на оборону і підтримки Києва. Однак плани витрат не будуть оголошені до виборів у Німеччині 23 лютого, щоб уникнути розпалювання суперечок перед голосуванням.
17.02 — 199

Трамп готовий дозволити Європі купувати для України зброю американського виробництва
Трамп готовий дозволити Європі купувати для України зброю американського виробництва

Президент США Дональд Трамп готовий дозволити Європі купувати для України зброю американського виробництва.
17.02 — 173