ГОГОЛЬFEST состоится. Следует добавить – несмотря ни на что. О том, какие трудности пришлось пережить и каким все-таки будет фестиваль в этом году, Контрактам.UA рассказал идейный вдохновитель и организатор ГОГОЛЬFEST Влад Троицкий.
Влад, разъясните, пожалуйста, ситуацию «Мистецький арсенал» у фестиваля все-таки отобрали окончательно?
Влад Троицкий: В этом году у нас была жесткая ситуация с площадкой – нас поставили перед фактом, что будет продолжено строительство и нет возможности провести фестиваль. А у нас все проекты были завязаны на эту площадку. Сейчас, к счастью, предложил сотрудничество директор киностудии им. Довженко. И мы приняли решение, что ГОГОЛЬFEST состоится там с 4 по 12 сентября – все будет происходитьне в одном помещении, а в разных павильонах, поэтому пришлось сократить программу.
То есть ГОГОЛЬFEST будет менее масштабный, чем в прошлом году?
Влад Троицкий: Просто одновременно будет проходить больше мероприятий – три театральных постановки. Открытие будет на Майдане независимости – чрезвычайно масштабный проект. Такого мы еще не делали.
ГОГОЛЬFEST заметят уже даже те, кто раньше не видел и не слышал о нем?
Влад Троицкий:: Я не удивлюсь, что могут и не увидеть и не понять. Все будет происходить после празднования Дня независимости со всеми полагающимися массовыми зрелищами. Хотелось бы, чтобы все-таки осознали, что это действо из совершенно другого культурного ряда.
ГОГОЛЬFEST уже побывал в Питере в прошлом году, в Перми в этом году. Отклики сумасшедшие – российские критики пишут, что в России проектов, равных «Снам заброшенных дорог» «ДахиБрахи», просто нет. Рекомендуют устроить тур «Снов…» по Европе, что тамошняя молодежь наконец-то поняла, что такое Украина.
Влад Троицкий: Да, у нас большие проекты и с Чеховским фестивалем, и с «Золотой маской». Вообще ГОГОЛЬFEST – это не просто событие, это программа, которая существует в течение всего года. В следующем году в мае у нас запланированы огромные двухмесячные гастроли во Франции и Бельгии. Французы уже предлагают вывезти ГОГОЛЬFEST в Париж – готовы предоставить пространство в 20 тыс. метров под наш фестиваль.
По сути, вы осуществляете проект, о котором как об очень важном для имиджа Украины говорила продюсер одного московского театра: создать современный спектакль с национальным украинским колоритом и устроить его гастроли в Европе, России, Америке. Правда, она при этом утверждала, что без государственной поддержки не обойтись…
Влад Троицкий: Конечно, государственная поддержка нам тоже бы не помешала. Тем более, что эффективность вложения средств у нас уже вполне понятная и просчитанная. И мы ведь уже не просто гастроли устраиваем. Нас приглашают оттуда. В наших мероприятиях заинтересован политический бомонд Парижа. То же самое и с Чеховским фестивалем в России – нас приглашают.
«Сны заброшенных дорог» вы уже показывали в Киеве? И они же откроют фестиваль в этом году на Майдане?
Влад Троицкий: Да, в Киеве он уже два раза ставился. И в Париж его повезем. На открытии на Майдане будет обновленная версия, объединенная с действом испанского театра La Fura. “Сны…» станут неузнаваемыми – масштаб совершенно другой, четырехэтажные декорации, другое видео, другая музыка. Это будет такая перетекающая история. В чистом виде «Сны…» будут показаны 5-го сентября на киностудии им. Довженко.
Влад, Вы говорили, что фестиваль будет проходить не только в Киеве, но и в других городах Украины. Как теперь?
Влад Троицкий: Мы планировали делать фестиваль в 5 городах по принципу франчайзинга. Но нас так подкосила ситуация с помещением, что пришлось все пересмотреть. В июне мы думали, что фестиваля вообще не будет. Потеряли многих спонсоров. Остались только патриоты и альтруисты. Люди, которые понимают, что обеспечить свой дом и быт – это еще не все. Тьма наступает и с ней надо бороться. Неэтичное, некультурное пространство агрессивно. Поэтому надо создавать пространство, куда могли бы прийти светлые люди – их ведь на самом деле много.
Когда мы встречались осенью, Вы говорили, что будет «Нейман банд», Стив Райх…
Влад Троицкий: К сожалению, «Нейман банда» не будет. Мы забукировали 18 сентября, теперь фестиваль заканчивается раньше, а свободных дат у них больше нет. Из звезд ожидается Опера Мартынова с группой «Хуурн-Хуур-Ту» и Таней Гринденко, Младохор Перми – совместно они представят нашумевший проект «Дети выдры». Будет насыщенная театральная программа – 25 спектаклей. Очень серьезная визуальная программа – Московский Дом фотографии Свибловой, Музей современного искусства Гельмана, Русский музей из Петербурга, «Киберфест» из Нью-Йорка, «Диджителфест» из Лондона. Украинские «Jazz in Kiev», «Молодость» тоже наши партнеры.
Концепция фестиваля фестивалей остается?
Влад Троицкий: Это будет концентрация, но не презентация фестивалей. Со всеми мы делаем копроекты. Запланировано более 50 мастер-классов, серьезная детская программа.
Влад, а Вы себя ощущаете Учителем?
Влад Троицкий: О человеке как об Учителе могут говорить только его ученики. Если человек сам говорит: «Я – Учитель» — это пугает.
Но у Вас есть необходимость дарить или делиться знаниями?
Влад Троицкий: Не дарить, а скорее – находить знания. Мне сложно читать лекции. Я не мог бы быть стандартным лектором. Но мне интересно вместе с молодыми людьми находить Путь. Каждый раз разный Путь. Создать еще одну «ДахуБраху» нереально, потому что это связано именно с этими девчатами и с Марком. Все соединилось в определенное время, поэтому и родилась «ДахаБраха». Ребята, которые составляют базис театра «Дах», - это мои бывшие студенты из Театрального института. И повторить этот проект тоже невозможно. Моя методология Пути – ты пытаешься услышать людей, которые с тобой, вы входите в какой-то договор и идете, естественно, не зная, куда придете. Для этого нужны все равно знания. Перед тем, как ты берешь на себя право кому-то что-то говорить, ты должен иметь базис и соблюдать определенные морально-этические принципы. Для себя я их определил так: первый – критерий успеха – это возможность дарить, второй – делай только то, что ты хочешь показать своим детям, и третий – зажги свет, а не говори, что вокруг тьма. Эти принципы не предполагают эстетику, они предполагают этику и мотивацию – не будь пассивным.
Пассивным быть легко…
Влад Троицкий: Изображать из себя мизантропа вполне элитарно и интеллектуально. Но потом тебя спросят, а что ты сделал? И что ты ответишь? Страна не та, вокруг жлобы, денег нет. «Ок, – скажет Бог, – но ты-то что?» Оправданий неделанию никаких нет. Ты только сам себя обманываешь.
Многие люди не понимают, зачем Вы – талантливый режиссер – столько тратите энергии на организаторскую суету, связанную с ГОГОЛЬFESTом.
Влад Троицкий: Я сам себе задаю этот вопрос. И мои друзья. Но я понимаю, что без создания реального культурного интеллектуального контекста ты не выживешь, будешь задыхаться. Тьма будет затекать. Как мне, так и моим актерам только экспортный продукт производить неинтересно. Только на выезде получать подтверждение тому, что ты делаешь что-то важное, - это какая-то спекулятивная штука.
Питаться можно только от своей земли. Я это понимаю. У меня множество предложений из-за рубежа – и я ставлю там спектакли. Там – в Париже, Лондоне - намного больше людей, с которыми мне комфортнее и проще найти общий язык. Но в какой-то момент я услышал – твоя родина здесь. Здесь есть возможность сделать Чудо. Это дает энергию и мне, и моим ребятам. Они понимают, что они делатели истории этой страны. Вопреки всему. В конце-концов, реальность такова, что через 10-15 лет никто не будет помнить нынешних руководителей Рады или Кабмина. Историю помнят по художникам.