Наверное, ничто так плотно не вошло в наш повседневный быт, как ИТ-технологии. Коммуникатор в кармане, нетбук в сумке, десктоп дома и на работе… А ведь эти девайсы обосновались в наших квартирах, офисах и сумках буквальное в последние 5-10 лет. Какие технологии будут окружать нас к 2020 году? Об этом Контракты.UA беседовали с Питером Харрисоном, CEO одной из крупнейших софтверных компаний GlobalLogic.
Питер, насколько Вам комфортно заниматься бизнесом в Украине?
Питер Харрисон: Хорошо помню, лет 5 или 6 назад, еще до того как мы вошли на этот рынок, Украина производила впечатление довольно опасного места, коррумпированной страны, в которой не можешь быть уверен. Я не знал наверняка, есть ли здесь мафия, похищают ли здесь детей – возможно, в описании этого государства было слишком много пропаганды. Однако IT-сектор – это совершенно иной мир. Сейчас могу сказать, что это приятное место для работы, люди открыты и душевны, а главное – не боятся высказывать свое мнение.
Украинские разработчики считаются одними из лучших. Это правда?
Питер Харрисон: У них не только прекрасное образование (в мире мало стран, где лучше преподают математику), у них еще и пытливый ум. Если вы занимаетесь исследованиями и разработкой, то чрезвычайно важно иметь в распоряжении людей, которые не просто бездумно воспринимают инструкции, но критически осмысливают информацию и способны спорить. Должен отметить, что им требуется больше знаний о клиентах: многие отлично знают Java, но не разбираются, скажем, в медицине. А еще хорошо бы отточить общие навыки, стать более квалифицированными менеджерами и консультантами.
Но в то же время украинские профессионалы в меньшей степени узкоспециализированны, чем их западные коллеги.
Питер Харрисон: Это верно, но это вопрос эволюции. Когда мы пришли в Украину, не существовало особой разницы между IT и R&D. Мне кажется, мы помогли рынку осознать эту разницу. Это вопрос зрелости бизнеса, и уже сегодня заметен существенный прогресс.
Если в Украине такие хорошие специалисты, то почему здесь до сих пор не появилось крупной собственной софтверной компании?
Питер Харрисон: Мне кажется, дело в правительстве, которое не создало условий. В Индии государство осуществляет серьезные инвестиции в IT-сектор. То же самое касается России и Белоруссии. В Украине же эту отрасль игнорируют, и развивается она не благодаря государству, а вопреки ему. Совершенно очевидно, что мы будем расширяться не только в Украине, хотя нам очень хотелось бы развивать бизнес именно здесь. Но у клиентов часто возникают вопросы относительно стабильности вашей страны.
Какие еще интересные для аутсорсинга направления вы видите?
Питер Харрисон: Мне кажется, что мы присутствуем в лучших местах: в Украине, Китае, Индии и Аргентине. Я бы скорее предпочел заниматься бизнесом в самом крошечном городе Украины, чем в крупнейшем городе Вьетнама. В Европе же можно выделить Чехию, Румынию, Эстонию. Азия, Африка и Южная Америка сейчас активно развиваются. Такие страны, как Боливия, Колумбия и Перу обладают гигантским потенциалом.
Где дешевле рабочая сила?
Питер Харрисон: Думаю в Гане или Того. Но это не то качество, которое нам необходимо.
Какие отрасли сегодня – главные потребители IT?
Питер Харрисон: На сегодняшний день банки – самые активные наши потребители. Банки – это полноценные IT-компании, даже если они это не осознают. То же самое можно сказать о страховых и телефонных компаниях. Я предчувствую серьезный рост в медицинском секторе, где будет все больше автоматизации. Еще один пример – масс-медиа, которые могут стать полностью автоматизированными. В вашей стране, насколько я вижу, не очень развита сфера услуг, но она также является крупным потребителем информационных технологий.
Считается, что разработка программного обеспечения дешевеет из-за того, что все больше людей владеет нужными навыками. Вы согласны?
Питер Харрисон: Да, это так, к тому же улучшаются инструменты, ведь сама сфера становится все в большей степени автоматизированной. Это значит, что ПО будет дешеветь.
К какой модели мы движемся – бесплатное программное обеспечение, или все-таки коммерческое?
Питер Харрисон: Будут развиваться оба направления. Бесплатными станут программы стартового уровня, но за каждое улучшение придется доплачивать. Это как, например, с iPhone: вы загружаете бесплатное приложение, тестируете его, и если вам нравится – покупаете полноценный вариант. Здесь следует заметить, что стоимость приложений существенно снижается: помню времена, когда чуть ли не каждое стоило пятьсот долларов, сегодня все больше пятидолларовых вариантов. Бесплатные приложения будут использоваться в качестве «крючков», чтобы, заманивая людей, повышать их интерес к платному контенту.
Какие технологии, языки программирования и платформы обречены на вымирание, а какие переживают расцвет?
Питер Харрисон: Мне кажется, рано или поздно вымрет как класс инсталлируемое программное обеспечение, которое вы физически обязаны установить на свой десктоп. Это прошлое. А будущее – за программами, доступными онлайн. Вы можете установить физически на свой компьютер небольшой фрагмент, основная же часть программы будет находиться на удаленном сервере. Все большее распространение получают планшеты. Мне очень нравится iPad: заметил, что в аэропорту Майами ими оснащены все сервисные окошки. Это самая дешевая рабочая станция, и если у вас есть Wi-Fi, вам совершенно не нужен компьютер старого образца. Новые платформы будут виртуальными, я уверен. Что касается языков программирования, то мне кажется, что Java умирает, а популярными становятся языки вроде Ruby, находящиеся в свободном доступе.
Нас поработит искусственный интеллект?
Питер Харрисон: Это очень увлекательная сфера. Она внедряется в нашу жизнь медленно, но верно. iPhone – это продукт с большим процентом искусственного интеллекта. Уверен, что то, о чем мы говорим, станет частью многих новых продуктов.
Как изменится IT-рынок через 10 лет?
Питер Харрисон: Самое неприятное в этом вопросе – это срок. Я прекрасно знаю, что произойдет, но мне трудно предсказать, когда это случится. Как я уже говорил, мы перестанем инсталлировать программы, программные и развлекательные продукты станут виртуальными, а еще у нас появятся виртуальные персональные ассистенты, хорошо знакомые с вашими интересами и планами на будущее.
Питер, могли бы Вы описать клиента вашей мечты?
Питер Харрисон: Новаторские компании, такие как Avid, которая разрабатывает самые современные инструменты для масс-медиа, позволяющие делать невероятные вещи вроде трехмерных кинофильмов.
Продукт, которым вы особенно гордитесь?
Питер Харрисон: Это медицинский прибор, измеряющий уровень сахара в крови и помогающий диабетикам получить своевременную помощь.
Какие новые проекты появятся в Украине?
Питер Харрисон: Множество, но я бы выделил разработку новаторского программного обеспечения, которое даст людям доступ через телевидение к интернету и телефонии и полностью преобразит опыт телепросмотра.