Прошедшая очередная Ukrainian Fashion Week, грядущее вручение первой национальной премии Best Fashion Awards, участие отечественных модельеров в различных неделях моды на просторах бывшего Советского Союза… Судя по количеству событий в отечественном fashion-мире, можно предположить, что Украина становится одной из самых модных стран. Верность своей теории Контракты.ua решили проверить в беседе с одним из самых именитых дизайнеров страны (в тройку лучших она уж точно лет 10 как входит) Викторией Гресь.
Виктория, Вы уже старожил в отечественной индустрии моды. Можете сказать, как она изменилась за последние годы?
Виктория Гресь: Придется Вас разочаровать – индустрии моды у нас нет как таковой. Нет ни байеров (оптовые закупщики – прим. ред.), ни производства. Все, наверное, идет от того, что нет основной прослойки потребителей, на которых могла бы рассчитывать эта индустрия. Все дизайнеры в Украине работают в системе ателье. Что бы они ни говорили. Кто-то из дизайнеров пытался работать с международными брендами и производителями, но это все такие минимальные объемы, что подразумевать под этим индустрию крайне сложно. Индустрия априори предусматривает другие объемы продаж.
Лет 7-8 назад у Вас были проекты с украинскими фабриками по производству одежды под Вашей маркой для масс-маркета. Продолжение сотрудничества возможно?
Виктория Гресь: Лет 10 назад. Это были очень печальные попытки. Кроме того, все фабрики уже закрылись, уничтожены, разгромлены. Фабрик в современном понимании в Украине нет.
«Сезоны моды» – сейчас Ukrainian Fashion Week – задумывались ведь собственно для того, чтобы свести байеров, производителей и дизайнеров…
Виктория Гресь: С момента создания «Сезонов» прошло много времени, и с тех пор изменилась не только наша индустрия, но и сама страна. Фабрик просто нет – их территории оказались слишком лакомыми кусками – у бывшей фабрики «Украина» есть юридический адрес и все. С «Юностью» произошло то же самое. Промышленное производство – это не наша парафия – не дизайнеров. Это дело государства думать о рабочих местах и сохранении отрасли.
Если сравнить европейскую модель развития домов моды с нашей: как правило, дома моды там не самоокупаемы и не самодостаточны. Они лишь верхушка айсберга под названием бренд. Применима ли эта схема в Украине?
Виктория Гресь: Всем известно, что 70% продаж домов моды составляют аксессуары и парфюмерия. Но для того, чтобы они продавались, должна быть реклама в глянце. Реклама в мировом глянце украинским дизайнерам априори недоступна. Да и бессмысленна.
Понимаете, мы хотим реализовать ту схему, в которую не вписываемся категорически. Начиная с того, что Украина все еще не модная страна. Украинские дизайнеры как бизнес-проекты никому не интересны, потому что есть другие более доходные и быстрые способы получения прибыли, объекты для инвестирования. Мы за 10 лет развития индустрии никуда не продвинулись. Да, у нас есть динамика с точки зрения накопленного опыта, понимания того, как это должно быть устроено. Но байеров (украинских и мировых) как не интересовали отечественные дизайнеры, так и не интересуют. Все мультибрендовые сети и магазины продают мировые бренды, потому что только они в состоянии вложить деньги в рекламу. Всё – мы бегаем по кругу, рассказываем каждый год одно и то же. Но ситуацию сдвинуть не можем, пока она естественным образом экономически не разрешится.
А кто должен быть заинтересован в этом движении? Частный бизнес? Или должен быть государственный интерес?
Виктория Гресь: Пока этот бизнес не интересен, потому что он не прибыльный. Инвестиции в дизайнера должны приносить прибыль, как и любые другие.
У вас были собственные попытки создания сети магазинов – вы открывали бутики на Прорезной, в «Арена-сити»…
Виктория Гресь: Почему попытки? Все работало, но если покупательская способность в стране не позволяет держать такие магазины. Нет у нас среднего класса, который это мог бы потреблять.
Но в Ukrainian Fashion Week Вы участвуете постоянно?
Виктория Гресь: Ukrainian Fashion Week – профессиональное мероприятие, которое входит в мировой календарь модных событий, достаточно широко освещается. Есть все основания для участия.
Что Вам интересно в украинском fashion? Это для Вас прежде всего творчество?
Виктория Гресь: Ничего себе творчество. Я на это живу! Это мой способ жизни. Мне за это платят деньги.
Вы создаете интеллектуальную моду для интеллектуалов?
Виктория Гресь: Да, меня уже давно записали в интеллектуалы украинской моды. Что ж, не самый худший ярлык.
А свою аудиторию Вы как-то представляете? Есть какой-то портрет потребителя?
Виктория Гресь: Я могу позволить себе роскошь – делать то, что мне нравится. Как ни странно, именно на это есть покупатель. Я одно время пыталась делать одежду чуть-чуть более fashion, более трендовую, но убедилась, что от меня хотят того, что я действительно умею и чувствую. От себя уйти нельзя – что умеешь, то и надо делать.
А Ваша клиентура сильно за 16 лет изменилась?
Виктория Гресь: Страна изменилась. Кроме того, в стране нет старых денег, нет старой элиты, мы все в становлении, поэтому закономерно, что у нас все меняется.
Институт легкой промышленности – теперь уже Университет технологий и дизайна – продолжает выпускать пачками дизайнеров. Им место в несуществующей индустрии есть?
Виктория Гресь: Там нет ни одного приличного педагога. Профессиональные художники, дизайнеры туда не пойдут работать за 3-4 тыс грн – мы все втянуты в производство. Там же сидят люди, которые даже на показы не ходят, представления о современном дизайне не имеют. Они учат мертворожденной технологии. В итоге приходят эти свежеиспеченные дизайнеры – хотят приличную зарплату, а не умеют ничего.
Катастрофическая ситуация с закройщиками, швеями – их просто не выпускают. Из 15 училищ в Киеве осталось одно. А весь fashion должен быть сделан руками.
Виктория, я знаю, Вы не любите говорить о трендах. Но все-таки…
Виктория Гресь: Тренды существуют, но только для масс-маркета. Fashion-редакторам в глянцевых журналах удобно выводить тренды – иногда они бывают высосаны из пальца. Придумали систему и пытаются подогнать под нее все. Это именно медиа создают и транслируют тренды. Тренды важны для байеров – потребитель прочитает и будет искать трендовую продукцию в магазинах. Для дизайнеров тренды даже опасны. Если я стану производить тренды, то я никому не буду интересна.
Я считаю, что узнаваемость для дизайнера – это самая большая трендовость. Есть ниша, в которой ты работаешь, — и это главное.
Тренд Виктория Гресь — это узнаваемость, энергетика. Дизайнер меняется в цвете, форме, но общее ощущение остается, если это искренне сделано.
ДОСЬЕ:
Виктория Гресь, дизайнер
1964 год – Виктория Гресь родилась в семье военнослужащего
1987 г. – закончила факультет прикладного искусства Московского текстильного института
1987-1991 гг. – работала художником по костюмам в Закарпатском музыкально-драматическом театре
1993-1997 гг. – начало работы дизайн-студии Виктории Гресь в Ужгороде. Здесь же были показаны первые коллекции
1997 г. – Виктория Гресь приняла участие в первых «Сезонах моды» в Киеве
1998 г. – в центре Киева был открыт бутик Виктории Гресь «VG»
2000 г. – зарегистрирована торговая марка Victoria Gres. Рядом с бутиком открылась мастерская дизайнера
2003 г. – Виктория Гресь демонстрирует свою коллекцию в США и Канаде
2005-2007 гг. – Дом моды Victoria Gres представляет свои коллекции на Russian Fashion Week (г. Москва)
Март 2006 г. – Дом моды Victoria Gres представляет публике линию одежды и аксессуаров pret-a-porte под торговой маркой Victoria Gres by GRES
Октябрь 2006 г. – вывод на рынок джинсовой линии Gres DENIM
Декабрь 2006 г. – демонстрация юбилейной коллекции Victoria Gres Couture
2007 г. – запуск линии Gres Decor
2008 г. – создание костюмов для мирового концертного тура Джанет Джексон
2010 г. – участие в Riga Fashion Week