Контракты.ua

Автор: Оксана Немчук —  3742  —  25.11.09
Парижские гастроли «Современника» продюсируются из Киева
Парижские гастроли «Современника» продюсируются из Киева

Банальная истина «нет пророка в своем отечестве» подтверждается с завидным постоянством. Гастрольный продюсер московского театра «Современник» живет и работает, как это ни странно, в Киеве. Именно отсюда Оксана Немчук вот уже два раза организовывала выезды труппы во Францию – Париж, Канны, Марсель. Сейчас ведет переговоры с лондонскими театрами. И переезжать в Москву, кстати, не собирается – современные средства связи позволяют решать все вопросы и на расстоянии. Контракты UA выясняли у Оксаны Немчук, может ли она организовать подобный гастрольный тур одного из украинских театров и на каких условиях.

Оксана, в интервью «Снобу» Галина Волчек упомянула и Вас: «Наш продюсер Оксана Немчук не возит ни эстрадных артистов, ни другие театры — только «Мариинку» и «Современник». Все наши премьеры она стремится показать в Киеве». Вы постоянно работаете с «Мариинкой» и «Современником»?

Оксана Немчук: Нет, не только. Вот уже 11 лет работаю с «Современником» как гастрольный продюсер – не только в Украине, но и на международном уровне. Как промоутер, импресарио, работала – с антрепризой Олега Меньшикова (привозили «Горе от ума», «Кухню»), «Сатириконом», Большим Театром, «Мариинкой».

В этом бизнесе Вы больше 10 лет?

Оксана Немчук: С 96 года. Мы с партнером начали как продюсеры с проекта к 60-летию Ады Роговцевой – ее юбилейный вечер и спектакль «Бульвар Сан -Сет» в постановке Романа Виктюка. Это была школа молодого бойца – надо было понять, что это за бизнес. На чем он строится и бизнес ли это вообще.

Этот бизнес тогда только формировался?

Оксана Немчук: Этот бизнес был всегда. В Советском Союзе артисты всегда ездили по городам и весям. В конце 80-х началось движение коммерческого проката. Развивалось оно достаточно  хаотично, но тогда театры были в плачевном состоянии, как, впрочем, и все остальное. Гастроли давали актерам заработок, их не забывала публика. Это был период выживания.

Именно тогда появился формат «два актера и три стула»?

Оксана Немчук: Это удобный малобюджетный формат.

Промоутерский бизнес – это закрытый бизнес? Он сформирован из людей из этой же среды – актерской, режиссерской? Вы же, например, с актерским прошлым.

Оксана Немчук: Да, я из актерской среды. Подходить с абсолютно холодным сердцем к этому бизнесу невозможно. Люди должны быть заряжены творчеством.

Работает ли на этом рынке схема – олигарх, к примеру, Пинчук, со своими предпочтениями и при нем карманная промоутерская компания, которая привозит, в первую очередь, то, что ему нравится?

Оксана Немчук: Насколько я знаю, у Пинчука есть несколько проектов в этом направлении, которые он выбрал и поддерживает уже долгие годы. Это и Ленком, которому он помогает с 91 года, и оркестр Спивакова. Да, он делает то, что ему нравится, то, что сам выбрал. И это замечательно.

Так сложилось, что я занимаюсь гастролями театра «Современник» при помощи разных людей и компаний. Нам очень помогал бывший посол России Виктор Степанович Черномырдин. Без серьезной инвестиционной или спонсорской поддержки не реально провести полноценные гастроли со всей труппой, декорациями, рекламной кампанией. Так что хочется клонировать Виктора Михайловича, что бы хватило его на все достойные проекты этого направления.

На «братской могиле» спонсоров вытянуть такие проекты нереально?

Оксана Немчук: Никто не хочет давать значительные деньги и быть в общем ряду. Сейчас время эксклюзива. Если это, конечно, не по принуждению – и такое бывает.

Оксана, а сферы влияния в промоутерском бизнесе поделены? Театры разобраны?

Оксана Немчук: Скажем так – разговорные, эстрадные и театральные жанры поделены. Пока такой практики, чтоб компании держали полный эксклюзив, нет. Это достаточно дорого и продюсер, должен брать на себя серьезные обязательства.

Если в 90-е промоутерский бизнес переживал цыганский период, то сегодня он уже сформирован и цивилизован?

Оксана Немчук: Я не могу сказать, что рынок сформирован и стабилен. Мы сейчас живем в странное время – у нас нет как такового коммерческого театрального пространства. Отдельно существует репертуарный театр – он же бюджетный, отдельно гастрольные проекты. В целом, это не финансово емкий бизнес. Здесь как в казино – один раз выиграешь, десять проиграешь, но уже на иглу подсел. Поэтому довольно часто происходит смена продюсеров и компаний. Нужно быть очень мобильным, чтобы держать эксклюзив. Надо понимать экономическую модель: сколько денег ты вложишь, сколько получишь. Без базовых  экономических принципов систему не построишь.

Экономический кризис значительно подкосил этот бизнес?

Оксана Немчук: Бесспорно. У людей нет денег. Обычный зритель может позволить себе в лучшем случае один раз в месяц сходить в театр или на концерт. Не три и не четыре. Мы, конечно же, хотим сделать билеты максимально доступными. Но есть все-таки определенная экономика, которая диктует ценообразование. Реклама, аренда помещения, гонорары, транспорт, перелеты, фуры с декорациями. Все это составляет огромный бюджет. Особенно если ты работаешь со звездами, у которых особые требования - особые райдеры. Так что, увы, билеты на качественный театрально-концертный продукт дешевыми не бывают. А в период кризиса и дорогие билеты, и неплатежеспособность потребителя-зрителя особенно видны.

Вы работаете с «Современником» не только в Украине - уже два раза вывозили труппу на гастроли во Францию. В Каннах Вы рассчитывали на французскую публику или российский бомонд?

Оксана Немчук: И в Париже, и в Каннах мы рассчитывали на французов, прежде всего. В Париже из 1300 зрителей – 800 брали наушники. Так что мы добились внимания именно французского зрителя.

А организация гастролей в Европе это уже другой бизнес по сравнению, скажем, с Украиной?

Оксана Немчук: Совершенно. Тут уже действует другой принцип раскрутки – мы, например, использовали 240 станций метро, как для кино. «Современник» один из театральных хедлайнеров. Поэтому и задача была обеспечить приход людей на том же уровне, что и в Москве. Кстати, чтобы вывезти на гастроли «Современник» или Ленком, к примеру, надо обеспечить кассу не менее московской, компенсировать кассовый сбор в бюджет, а это очень непросто.

Один из московских журналистов заметил что я не получила во Франции большую прессу. Но куда сложнее было добиться прихода зрителя. Пятнадцатиминутные овации, слезы… Это куда важнее похвальных статей при пустом зале.

Оксана, а как решается вопрос с финансированием гастролей – опять же нужен покровитель?

Оксана Немчук: Естественно, первые гастроли спонсировал банк ВТБ. Вторые – Росбанк. Гастроли во Франции такого театра как «Современник» – это ведь имидж России, за ними следила вся страна. Мне обидно порой за украинский театр. Я бы с удовольствием сделала подобный проект и для Украины. Но пока это не ко времени. Для того чтобы провести успешные гастроли, продюсер должен понимать, что именно вывозить, какой спектакль будет понятен зрителю другой страны. Необходима инициатива и со стороны театров. Должен быть азарт. Мы даже в Москве не можем провести полноценные гастроли киевских театров. Никто не занимается этим с точки зрения коммерческой раскрутки.

Если к Вам обратится кто-то из украинских театров и найдутся спонсоры, Вы бы взялись за организацию гастролей?

Оксана Немчук: С удовольствием. Я бы вывезла не один театр и не одного режиссера. Я бы вывезла спектаклей шесть разных театров и режиссеров – сделала бы украинский театральный фестиваль. И начала бы с Москвы. Надо осваивать рынки, где понимают наш язык, где есть зритель, который близок к нам исторически и ментально, а значит, Россию, Белоруссию, Прибалтику, Казахстан.

Что далеко ходить? У нас нет прокатной системы внутри страны, ее еще только нужно осознать, отстроить. Даже наши бюджетные театры не проводят туры по Украине системно, на постоянной основе. Украина не видит собственных национальных театров, столица не знает областных. А ведь зритель пошел бы. Да, надо вложить деньги в первые проекты, но на третьем, четвертом проекте можно уже заработать.

Кстати, а уровень театральной критики в Украине как вы оцениваете?

Оксана Немчук: … Активно пишущих? Вергелис, Васильев, пожалуй и все. Хотя было бы странно, если бы не имея бурного развития театрального процесса, мы бы имели богатую и разностороннюю критику. В целом, критики должны быть смелее и конструктивнее, предлагать и развивать новые идеи, анализировать так же и  финансовую сторону театрального процесса – это у нас все еще закрытая тема.

А Вы отслеживаете ситуацию с украинским театром?

Оксана Немчук: Когда бываю в Киеве, отслеживаю. Я уже подумываю возвратиться к продакшн – это будет не украинская пьеса, но с украинскими актерами. Хотя в Украине этим бизнесом практически невозможно заниматься. В Киеве нет театральных площадок. В Париже – 300 театров (у них там очень широкое понятие театра), в Лондоне – 60. Это большая индустрия. У нас же всего две площадки для реализации большого драматического спектакля – Театры им. Леси и Франко. Но это собственные площадки репертуарных театров.

Оксана, российские театры, как правило, все имеют серьезную поддержку – постоянных спонсоров и попечителей. А у нас спонсоринг в каком состоянии?

Оксана Немчук: Работа со спонсорами – это отдельная менеджерская задача. Та же Волчек тратит на это много времени и своего внимания. Кроме того, в России ходить в свои театры престижно. На премьеры в «Современник» собирается весь политический и экономический бомонд. И они покупают билеты, а не ищут пригласительные.

У нас спонсоров и меценатов надо привлечь к процессу театрального производства, заинтересовать их, Сделать это участие престижным, поддержать инициативы на государственном уровне. Как минимум предоставить налоговые льготы для инвесторов – иначе это не выгодно. Ведь никто из меценатов не возьмется инвестировать в создание полноценного частного театра – со своим помещением, труппой, производственными мощностями. Слишком большие деньги. Но если бы речь шла и о налоговых льготах, то такой проект мог бы оказаться вполне жизнеспособным.

Оксана, а реально ли вообще в Украине реализовать успешную театральную экономическую модель? Что подсказывает Ваш опыт продюсера?

Оксана Немчук: Вполне. Но это должна быть инициатива самого театрального рынка, которая будет поддержана государством. Необходимо создавать театральный продукт, который будет интересен международному зрителю. Использовать наш особый национальный колорит, украинский архетип, сакральный, философский, дух украинской истории и культуры. И я уверена, что западный рынок с его требовательным зрителем принял бы подобную концепцию. Да, на подобные проекты нужны немалые средства. Но польза от таких имиджевых проектов огромна и этот опыт необходим Украине и имиджу нашей страны.

Досье

Немчук Оксана Владимировна. Закончила КГИТИ им. Карпенко-Карого, курс, народного артиста СССР А. Гашинского и народного артиста Украины М. Резниковича, Утрехтскую академию искусств (Нидерланды), Институт нефти и  газа; менеджер экономист, тема диплома: «Интеллектомотивирующие стили управления в политическом лидерстве». Продюсер Московского театра «Современник», генеральный продюсер компании «Эдвайс». Советник Госсекретаря Украины Александра Зинченко (2005 г.), исполнительный продюсер телевизионной трансляции инаугурации Президента Украины (2005 г.).

Статьи по теме
Дмитрий Наздрин: Tabletki.ua – это айсберг. Мы работаем «под водой», чтобы потребитель получил то, что ему нужно
Дмитрий Наздрин: Tabletki.ua – это айсберг. Мы работаем «под водой», чтобы потребитель получил то, что ему нужно

Маркетплейс Tabletki.ua существует уже 12 лет и является одним из самых посещаемых онлайн-сервисов Украины. О принципах успешности бизнеса, особенностях работы с офлайн и онлайн и влиянии карантина на аптечный рынок Контракти.ua поговорили с Дмитрием Наздриным, операционным директором Tabletki.ua.
29.10.20 — 5496

Юрий Гаткин: Я 25 лет танцую вокруг клиента
Юрий Гаткин: Я 25 лет танцую вокруг клиента

Как переживает карантин самый крупный ритейлер парфюмерии и косметики, почему нельзя верить в грандиозные распродажи в интернете и есть ли смысл покупать ароматы в duty-free, рассказал управляющий бизнесом сети BROCARD Юрий Гаткин.
25.09.20 — 2995

Wanted: Человек способный решить проблему
Wanted: Человек способный решить проблему

Процесс поиска руководителей высшего звена можно сравнить с детективным расследованием и полагаться только на интуицию при принятии решения несколько недальновидно, уверен Виестурс Лиегис, управляющий партнер компании Amrop в Украине. Эксперт рассказал Контрактам.ua, где искать и как выбрать правильного топ-менеджера, способного быть капитаном, а не балластом.
12.03.16 — 16928