Компания Петра Лыпко «Свит чаю» - один из лидеров рынка весового чая в Украине. В ней он не чает души, мечтая, что она превратится в семейное дело. Но с не меньшей теплотой он вспоминает, как торговал недвижимостью, как начинал в стране туристический бизнес. Считать лихие 90-е золотым временем Петру Лыпко не мешает тот факт, что на коммерческий адреналин ему пришлось сменить кожаное кресло второго секретаря Броварского горкома комсомола.
….В моей прошлой жизни все было направлено на карьеру, выстраивалась линия исполнительности, инициативы в рамках полученных заданий. Но то время ушло безвозвратно: осталась только инициатива. И появился риск. Причем, чем больше рисковал – тем больше зарабатывал. В то же время, когда две-три семьи за плечами, нет права на ошибку. Те годы - самые страшные и самые лучшие в моей жизни. Сейчас, вспоминая жесткую обстановку в бизнесе 90-х годов, можно посмеиваться: нет первичного капитала, нужно отдавать проценты по кредитам, защищать бизнес. Ко мне приходили каждый день парни и предлагали «услуги охраны и обороны». Знаете, вот эти кварталы, где располагается моя турфирма - Саксаганского, Шота Руставели (центр Киева – Ред.)- были криминальным участком города. Выстрелам на улице почти не удивлялся.
... Один из моих нынешних магазинов в 1997 или 1998 году я продал. Был как раз пик цен. Я купил его в свое время за $30 тыс, а продал за $120 тыс. Но сказал ребятам, купившем его, мол, если решите продавать – вспомните меня. Прошло три года. У ребят что-то не заладилось с бизнесом, и как раз был скачок цен на недвижимость в обратную сторону. В общем, я его выкупил обратно за $60 тысяч вместе с оборудованием. Заработать такие деньги – это огромный труд, если заниматься производством, торговлей или услугами. А недвижимость позволяла делать огромные финансовые рывки, если правильно рассчитывать время покупки и продажи. Самыми удачными были лет пять до 2008-го.
... Приходилось решать проблемы рэкета. Мне, наверное, очень повезло в жизни. У меня есть друг. Он работал в УБОПе, но даже он при своих связях не мог меня защитить. Но он попросил одного из авторитетных людей в Киеве, и я мог говорить, что я под его защитой. Этот человек меня не трогал, уважая авторитет моего товарища. Раз в году я отправлял бабушку этого человека в Болгарию.
... Офисов не было. Были какие-то подвалы захаращенные. У нас был полуподвальчик в Киеве, на Городецкого (центр города – Ред.) – ДОСААФовский или ЖЭКовский, я уже смутно помню, выпросил там комнатку. Это было потрясающее время. Я поехал на туристическую ярмарку в Сочи. Союз уже фактически разваливался, официальные организации бездействовали. Государственная турфирма «Спутник» еще немного шевелилась, но уже не было республиканских разнарядок. Мой партнер тогда придумал несколько новых маршрутов - были поезда в Германию, в турецкий Кушадасы. Так вот, перед отъездом я сделал визитки практически от руки. И на ярмарке около моего столика выстроилась очередь из туроператоров, желающих с нами сотрудничать, метров на 70, я не успевал раздавать визитки и подписывать договоры, потому что у меня единственного, наверное, был реальный продукт. Причем мы рекламу не давали, мы вообще не знали, что такое реклама. Просто сама поездка за рубеж была дефицитом. Мало того, что можно было посмотреть на то, что творится за «железным занавесом», она давала возможность заработать немножко, ведь если ехал, например, в ГДР валюту выдавали вместе с паспортом. Также мы организовали поездки в Монголию за шкурками тарбагана. Тогда из них делали шапки, куртки, это считалось очень престижным. Шел своего рода товарно-денежный обмен. Турист за право поехать рассказывал о своих возможностях. Я помню, мы лихо этим пользовались. Была одна клиентка, работавшая в отделе подарков на фабрике Карла Маркса. За то, что она могла через нас поехать, она нас щедро снабжала киевскими тортами, по тем временам это был дефицит, валюта еще та. И так далее. То есть где-то до 1993-1994 года проблемы нехватки клиентов у нас не было в принципе. У нас было меньше возможностей, чем у клиентов желания.
... Заказ от «Аваля» на продажу ему десятка помещений под офисы я получил просто. На работу в Броварской горком комсомола меня брал Саша Деркач, будущий председатель правления этого банка. Он и разместил у меня этот заказ, принесший мне достаточно приличные деньги.
... Я начал брать кредиты под 14-15% годовых в валюте. Я мог брать в стадии завершения квартиры, которые строились десятками, и в течение года мог дважды прокрутить –купить-продать - квартиру. Я зарабатывал на этом 30-40 %. То есть, имея суммарно 70-80%, я отдавал банку 15% и вполне безбедно жил эти 3-4 года. В свое время так же были вложены деньги в дом, который теперь недоделанным памятником стоит в Царском Селе и вряд ли скоро будет восстановлен. Поэтому деньги как легко пришли, так на этом рынке и застряли. Но время было веселое и удалое!