Контракти.ua

Автор: Вилен Веремко —  2781  —  12.09.11
Украинской оппозиции придется выживать вне законодательного поля
Украинской оппозиции придется выживать вне законодательного поля

Дискуссии о необходимости закрепления прав оппозиции в отдельном законе длятся не первый год. Еще 9 февраля 1998-го депутаты Юлия Тимошенко и Александр Еляшкевич зарегистрировали в парламенте первый такой документ. А всего до 2004 года на рассмотрение ВР было подано 11 законопроектов об оппозиции.

В основном они повторяли или дополняли друг друга. Самые популярные требования: закрепить права меньшинства ВР на представительство в руководстве Рады и ее комитетов, равноправный доступ к СМИ, участие в работе Кабмина, контроль над бюджетом, формирование теневого правительства, права на определение повестки дня ВР, выступлений по важным вопросам и пр. Потребность в законодательном определении полномочий оппозиции была продиктована тем, что практически вся власть сконцентрировалась в руках президента. Он влиял на формирование парламентского большинства, правительства, судебной системы. А оппозиция не имела возможности противостоять власти. Но все попытки узаконить оппозицию оказались тщетными.

В 2005 году Партия регионов перешла в оппозицию. И уже к лету регионалы во главе с Раисой Богатыревой предложили свой вариант законопроекта «Об оппозиционной деятельности». Документ состоял из интерпретации основных положений ранее разработанных законопроектов. Но имел и отличия. К примеру, предлагал определить четыре вида оппозиции: политическую, гражданскую, парламентскую и объединенную парламентскую. Оппозиции давалось право на должность первого заместителя спикера и руководителей трех комитетов: бюджетного, свободы слова и правоохранительной деятельности. А также право на делегирование своих представителей в Совет НБУ, Нацкомиссию по телевидению и радиовещанию, Конституционный Суд и Высший совет юстиции. Было предусмотрено создание оппозиционного правительства.

Права оппозиции согласно закону
о регламенте ВР
(до 08.10.2010 и после)

Судьба документа повторила судьбу предшественников. А к вопросу прав оппозиции вернулись осенью 2006 года. Тогда очередной законопроект «Об оппозиции» предложила экс-премьер и уже снова оппозиционер Юлия Тимошенко. Он был несколько шире разработанного оппонентами. Кроме упомянутых комитетов ВР, оппозиции полагался еще и регламентный, а также должности глав Счетной палаты, АМКУ, ГКЦБФР, Госфинуслуг, Госфинмониторинга. Предусматривалось обязать Кабмин выделять для теневого правительства помещения, автотранспорт и пр. Этот документ также не был вынесен на голосование. Зато его доработанную в соавторстве с нашеукраинцем Вячеславом Ковалем и регионалом Николаем Комаром версию все-таки приняли в первом чтении 12 января 2007-го. И все.

В то же время новая Конституция от 2004 года предусматривала создание коалиции и определяла ее полномочия. Но права оппозиции отдельно прописаны не были. Поэтому способ формирования, принципы деятельности и права оппозиции решили закрепить в регламенте ВР от 19.09.2008. А 10 февраля 2010-го по предписанию Конституционного Суда парламент утвердил данный регламент в качестве закона. В частности, оппозиции было отдано право занимать должности глав 14 комитетов ВР, право на создание теневого правительства, каждую пленарную среду оппозиция могла формировать повестку дня и т. д. (см. таблицу).

Но в таком виде документ просуществовал недолго. Конституционный Суд отменил политреформу, и в силу вступила Конституция 1996 года. А 8 октября 2010 года парламент ликвидировал все нормы о коалиции и оппозиции как несоответствующие Основному закону. Депутатам разрешили ходить по фракциям, в регламент ввели понятия «депутатских групп» и «межфракционных объединений». У оппозиции осталась возможность хоть как-то влиять на парламент, лишь объединив усилия трети народных избранников. Таким образом, инициаторы изменений убили сразу двух зайцев: упразднили некоторые права оппозиции и спровоцировали отток депутатов из ее фракций.

Интересно, что уже 12 октября 2010-го спикер Владимир Литвин предложил договориться о сохранении за оппозицией старых прав, но… лишь в рамках устных договоренностей. А 13 октября глава Администрации президента Сергей Левочкин сообщил, что президент Виктор Янукович дважды побывал в оппозиции и хорошо понимает, насколько важно ее существование. И поручил АП в месячный срок подготовить нормативные акты о гарантировании прав оппозиции. Но на этом дело и стало. Уже в декабре Владимир Литвин сообщил, что такой закон не нужен, поскольку его принятие «равнозначно тому, чтобы в Оперном театре создали кружок хорового пения».

Весной 2011 года депутат Арсений Яценюк зарегистрировал в парламенте законопроект об изменениях в регламент ВР. В основном он повторял предыдущие. Но имел важное отличие. В документе речь шла уже не о правах оппозиции, а о правах парламентского меньшинства. Ведь после отмены политреформы провластные депутаты указывали, что поскольку теперь нет коалиции, значит, и оппозиции нет. Но большинство-то в парламенте есть — значит, есть и меньшинство. Поэтому необходимо обеспечить последнему возможность полноценного участия в работе парламента. 16 марта законопроект поддержали всего 87 депутатов.

Сегодня, исходя из политических реалий, шансы на законодательное закрепление прав парламентского меньшинства невелики. А их отсутствие превращает оппозиционных депутатов по сути в статистов. И непосредственно влияет на эффективность законотворчества. Ведь кулуарное принятие решений без дискуссий и учета мнения оппонентов не лучшим образом сказывается на качестве законов — взять хотя бы Налоговый кодекс, или пенсионную реформу, или любой другой закон. При этом такая ситуация играет не в пользу той же власти. Но еще более важным является соблюдение уже закрепленных в Конституции и регламенте ВР норм. Это касается и процедуры принятия законопроектов, и права участия в их разработке оппозиционных депутатов и т. д. Нарушения Конституции и законов ставит под сомнение легитимность принятых решений. А если Конституционный Суд смог отменить Конституцию 2004 года, рискуем дождаться момента, когда критическая масса таких решений завалит всю законодательную систему, как карточный домик.

 

Фото УНИАН

Статьи по теме
ФСБ назвала Буданова
ФСБ назвала Буданова "законною ціллю" для РФ: у ГУР прокоментували

У Росії вдаються до погроз у бік Буданова.
27.03 — 449

Яким категоріям громадян відмовлено у наданні відстрочки від мобілізації під час розгляду правок до законопроєкту
Яким категоріям громадян відмовлено у наданні відстрочки від мобілізації під час розгляду правок до законопроєкту

ВР продовжує розгляд правок до законопроєкту про мобілізацію — кому відмовлено у відстрочці
27.03 — 502

Прикордонні війська збільшать на 15 тисяч. У Раді зареєстрували законопроект
Прикордонні війська збільшать на 15 тисяч. У Раді зареєстрували законопроект

Уряд зареєстрував у парламенті проєкт закону, який дасть змогу збільшити чисельність прикордонних військ України на 15 тисяч осіб.
20.03 — 252