Виталий Кличко победил Томаша Адамека. Безоговорочно, техническим нокаутом в десятом раунде. Однако, отсутствие реальной конкуренции на ринге является одновременно, как преимуществом, так и большой проблемой для братьев Кличко.
Профессиональный спорт – это бизнес. Спрос на продукт в нем формирует основной потребитель – зритель, и телезритель, в том числе. Его не обманешь, можно сто раз быть чемпионом, пять лет владеть чемпионским поясом, но если боец не интересен в боксерском плане, если он незрелищен, прост, его поединки не будут котироваться и покупаться ведущими мировыми телекомпаниями. Соответственно, прибыль от рекламы, а вместе с ней и гонорары соперников падают в разы. Падает интерес и к самому спорту.
Расчет вместо азарта
Вот и братьям Кличко, несмотря на рекорды и полное доминирование, трудно добиться призовых того уровня, который был обычным делом в 90-е годы. Получать деньги, соизмеримые с тем, что зарабатывали Майк Тайсон, Джордж Формэн, ранний Эвандер Холифилд или Леннокс Льюис украинцы способны, разве что, беря количеством.
Кличко – хорошие менеджеры. По сути, они продают себя сами. Поскольку в силу их соперников в мире не верит, наверное, уже никто, им приходится привлекать зрителя исключительно собой, создавать свой коммерчески успешный имидж.
К сожалению, на их давнюю уловку – историю о трудолюбивых братьях-чемпионах из постсоветской страны – работающую в Германии и в Восточной Европе, американский зритель, который платит больше всех, не клюет. Точнее, человеческий образ в Америке тоже важен, но только для старта, как почва для дальнейших побед. Главной составляющей популярности бокса в Штатах является сам бой, схватка.
А выставленная вперед передняя рука, не подпускающая соперника к себе, быстро перестает быть интересной, будь такая тактика хоть тысячу раз эффективной.
Раньше братьев ругали за то, что они слишком быстро избивают тех «мешков», которых им подсовывает промоутер. Кличко обвиняли в неспособности боксировать все 12 раундов. В ответ братья стали драться дольше, да и соперники, примерно с 2000-го года, стали посильнее. Только вот Кличко в боях с ними стали другими. В спорте это называется «четким выполнением тактической установки». На языке обывателя – академичность, монотонность, скука.
К сожалению, будучи несколько раз освистанными за слишком короткое зрелище (читай – ранний нокаут), братья бросились в другую крайность – они всячески пытаются затянуть бой. Это стало их отличительной чертой. Сколько боев с участием Виталия и Владимира за последние десять лет мы видели, когда нокаут в первом-третьем раундах был реален, но откладывался? Рано падали лишь откровенно слабые (как аргентинец Фабио Моли), либо те, кто руководствовался инстинктом самосохранения и не желал быть избитым (Орлин Норрис, Одланьер Солис).
Перемены не к лучшему
Кличко дерутся дольше. Теперь – прогнозируемо долго. Но того ли хотел зритель? К примеру, вы можете себе представить, чтобы ранний Майк Тайсон начал затягивать нокауты в угоду зрителю? «Железный Майк» не смотрел на часы и вырубал оппонентов при первой же возможности. 15 из первых 25-ти боев Тайсон завершил нокаутом в первом раунде. И зрителя это не волновало – он ждал следующих боев Майка.
Академичность и предсказуемость Кличко не привлекают никого из тех, кто помнит, каким был бокс до них.
С трудом, но братьям удалось-таки организовать недавно самый прибыльный поединок в супертяжелом весе со времен боя Леннокса Льюиса против Майка Тайсона 2002 года.
Владимир Кличко победил в объединительном бою Дэвида Хэя и стал абсолютным чемпионом мира. Бой был откровенно незрелищным, показал неспособность обоих претендентов действовать рискованно, агрессивно. Оба бойца боксировали с опаской, не выходя за тактические рамки, не продемонстрировав даже намека на риск.
Не исключено, что будь у Кличко в самом деле опасные соперники, способные решить исход боя одним ударом (не теоретически, а реально), братья тоже действовали бы по-иному. Конечно, к каждому следующему бою Владимир и Виталий готовятся очень тщательно, обращая внимание на каждую мелочь. Но «стратегическое мышление» включается тогда, когда они в ринге, и это мешает насладиться настоящим сражением.
По стопам Бирда
Вчерашний бой Виталия во Вроцлаве против поляка Томаша Адамека стал еще одним из череды себе подобных. Кличко-старший примерно год назад вообще не хотел говорить о возможности встречи с Адамеком. Дескать, не тот уровень, не та величина.
Адамек – хороший боец. Но он – не супертяж и никогда им не станет. Когда-то в чемпионских боях участвовал и даже стал чемпионом тяж Крис Бирд. Он победил Виталия в 2000-м. Травмированный украинец не смог бороться на равных. Истинную разницу в силе Кличко и Бирда двумя жестокими избиениями позже продемонстрировал Владимир.
Адамек в тяжелой весовой категории добыл немало выдающихся побед, никогда не избегал встреч с сильными соперниками и справедливо стал чемпионом мира по версии IBF. Но в октябре 2009-го Томаш решил отказаться от титула и перешел в супертяжи. Дебют получился блестящим – Адамек в пятом раунде нокаутировал своего земляка Анджея Голоту. Затем последовали победы по очкам в 12-раундовых поединках с Джейсоном Эстрадой, старым знакомым Виталия Кличко Крисом Ареолой, некогда главной надеждой США - Майклом Грантом и Кевином Майгбрайдом. Вини Маддалоне Адамек нокаутировал в пятом раунде.
Но что реально мог поляк противопоставить более мощному и опытному Виталию? Только скорость. Но, без необходимой для супертяжелого веса ударной мощи, это качество вряд ли могло решить исход боя. А вот выдержит ли Адамек силу удара Кличко? С такой силой его еще не бил ни один соперник. Точнее, пытались, но не смогли попасть.
Еще никогда Виталий не боксировал при таком скоплении публики, болеющей против него. Но парадокс – победа далась довольно легко (если не считать странного боя с Солисом) после возвращения Кличко-старшего на ринг в 2008-м. Конечно, Адамек старался. Но его старания были тщетны. Более подвижным поляк был лишь в первых двух раундах. Пытаясь добавить в мышечной массе, Томаш пока лишь добавил в весе, а превратить «сырье» в мышцы еще не успел. Отсюда – некоторая медлительность и прогнозируемость в действиях на ринге.
По сути, этот бой Кличко должен был заканчивать во втором раунде. Мощный правый боковой в начале третьей минуты заставил Адамека на подкошенных ногах опереться на канаты ринга. Поляк сумел доказать судье, что нокдауна не было. Однако Виталий сбавил и в оставшуюся минуту атаковал чересчур осторожно.
Было видно, что после этого удара Адамек окончательно потерял веру в возможность победить. Поляк если и делал попытки сократить дистанцию и пойти в атаку, то не достаточно убедительно. В обороне у поляка тоже не ладилось. Кличко бил и попадал кроссами и апперкотами справа. Однако былого эффекта эти удары не имели, украинский боец в них просто «не вкладывался».
В шестом раунде Виталий упустил еще одну возможность завершить бой. Отправив с помощью апперкота своего соперника в нокдаун, Кличко, после возобновления боя, опять остановился и в течение последующих четырех раундов продолжал избивать соперника академично, без излишнего риска. Хотя риска-то не существовало вовсе, поскольку Адамек во второй половине боя еле держался на ногах и думал не столько о победе, сколько о том, как бы уцелеть до конца поединка.
В десятом раунде бой превратился в одностороннее избиение и Адамек уже практически не оборонялся. Рефери остановил бой. Томаш повторил грустную участь Гомеса, Арреолы и Сосновски, уступивших Виталию в подобных поединках. У поляка это второе поражение в 46-ти боях. Виталий Кличко в 40-й раз выиграл нокаутом (при 43-х победах).
Следующих соперников Кличко-старшему (да и его брату тоже) будет искать еще сложнее. На двоих они перебили почти всю так называемую элиту супертяжелого дивизиона за исключением, грозных лишь на словах, россиян. Наставник Виталия Фритц Здунек видит лишь одного интересного для украинца соперника - Дэвида Хэя. Интересен был бы и бой с русским гигантом Николаем Валуевым.
Фото сайта 24boxing.com.ua