В новый политический сезон Украина входит с существенным падением рейтинга правящей Партии регионов, начавшимся судебным процессом над некогда главным конкурентом нынешнего президента и началом слияний мелких партий в одну большую провластную партию.
Процесс над Ю. Тимошенко стал бы очередной вехой в усилении власти, если бы не поставил ее перед более чем серьезным вызовом: суды над высшими должностными лицами страны создают крайне тревожный для украинской элиты прецедент. При этом, власть пока еще не боится народного бунта: апатия населения за последнее время только усилилась. Да и Запад с выводами и санкциями не спешит. Зато Россия усиливает давление, традиционно используя для этого цену на свой газ, прибавив в этот раз еще и торговые войны.
Итог первый. Доверие к власти утрачено
Из трех славянских республик бывшего СССР отчуждение между властью и народом ощущается в Украине наиболее явственно. Оно не прикрыто, как в России, патриотической риторикой и не сдобрено доходами от добычи сырья. Оно не опирается на милицейские дубинки, в такой степени, как в Беларуси. В Украине все «весомо, грубо, зримо». Власть живет в собственном измерении, и она вела бы себя еще циничнее, если бы не осознавала некоторые особенности страны, которой правит, и не желала бы сохранить — хотя бы внешне — имидж адекватного и привлекательного для инвестиций режима.
Перманентная угроза экономическому и даже политическому суверенитету Украины, все 20 лет довлеющая над страной, побуждает любую власть на Банковой становиться хотя бы в чем-то патриотичной, в первую очередь, будучи ведомой собственными интересами. Более того, избиратели приводили Партию регионов к власти в расчете как раз на иные процессы — прежде всего на улучшение отношений с Россией в духе «братского сотрудничества», и ожидали от деятельности ПР чуть ли не воссоздание в какой-либо форме Советского Союза. Не увидев, кроме упражнений в риторике, свершений на этом поприще и тем более не ощутив улучшения жизни уже сегодня, население демонстрирует откровенное разочарование в правящей партии. Поддержка Партии регионов снизилась до 13–20% (13,5% согласно июньскому опросу КМИС*; 20,3% — по результатам июльского опроса компании TNS**). В это же время главу государства поддерживают, по разным данным, от 14% до 27%. В любом случае падение рейтинга Виктора Януковича за год превышает темп девальвации популярности Виктора Ющенко.
За время своего полуторагодичного правления «регионалы» намного больше, чем «оранжевые», сделали для окончательного подрыва доверия к власти, как таковой. ПР на своем примере снова доказала, что «своей», «народной», похожей на мифологизированную советскую, власти в Украине нет.
Итог второй. Украина остается расколотой
Партия регионов не стала объединяющей силой для Украины, скопировав судьбу своих «оранжевых» оппонентов. И этот факт сам по себе уже является гарантией нестабильности нынешней власти.
Возможно, со стороны самой ПР в нежелании «напрягаться» ради реального объединения страны кроется простой расчет. Значительное количество сторонников правящей партии все еще не видят альтернативы своим, пусть и поблекшим, кумирам. В случае необходимости, эту часть населения можно «подогреть» политической демагогией и провокациями, основанными на национальном, религиозном либо языковом вопросах. Если к этому прибавить традиционный админресурс, то можно без опасения участвовать в выборах 2012 и 2015 гг. О более далекой перспективе вряд ли кто-то из власть имущих ныне задумывается всерьез.
Между тем раскол в Украине наблюдается уже не только по «традиционному» географическому, но и по возрастному признаку. Молодое поколение, рожденное и воспитанное при независимости, готовится в ближайшие пять-семь лет выйти на арену истории. Деятельность власти только ускоряет ее исторический закат. Каковы бы ни были результаты предстоящих выборов, популярность ПР «отыграть назад» уже очень сложно. Доверие к власти и ее нынешним носителям подорвано. Раскол в головах оформляется в неизбежные размышления о будущем Украины как государства. Власть же, занятая переделом собственности, просто не замечает подобных умонастроений.
Итог третий. Апатия и радикализация
Пока Украину от раскола и власть от свержения спасает социальная апатия населения и почти тотальное разочарование в политике и политиках. Люди углубились в заботы о выживании и живут в уверенности, что контролирующие органы все равно не «докопаются» до каждого «маленького украинца». При этом после Налогового майдана сословие «самозанятых» соотечественников живет настороже. Гарантий лояльного поведения со стороны государства — по принципу «Вы там воруйте наверху, но не мешайте нам выживать» — уже нет. В общем, «мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».
Кстати, власть учла уроки Майдана-2010. Реформ, которые вступают в силу «уже сегодня», она больше проводить не хочет. Даже внедрение пенсионной реформы откладывается и она дорабатывается. Желание особо не раздражать население напрямую связано с фактически начавшейся предвыборной парламентской кампанией: политики снова обратились к демагогии и любые реформы вредны для их рейтингов. Пенсионная реформа стала образцом новой тактики власти в отношении граждан: теперь реформы затягиваются во времени, затрагивают лишь некоторые группы населения и не «продавливаются» в срочном режиме.
Именно апатия уравновешивает протестные настроения в обществе, о росте которых так часто можно услышать в последнее время. 63% населения считают, что страна развивается не в нужном направлении***. Однако массово (как в 2004-м) люди протестовать не готовы, что благоприятствует консервации правления ПР. Одновременно, зреет радикализация, и выход на арену радикальных групп — неизбежный процесс.
Итог четвертый. Ставка на силовые провокации провалилась
Провокационный закон "о красном флаге" не сработал. Идея о противопоставлении радикальных идеологических групп пока отложена. Власть решила не доводить ситуацию до абсурда и не выпускать — во всяком случае, до поры — новых "джиннов" радикализма. С одной стороны, это сглаживает традиционный раскол на центр-запад и юг-восток по ментально-культурному признаку. С другой — лишь загоняет противоречия между разными частями Украины вглубь. Пока радикалы признаны ненужными в активной фазе. Но они еще могут пригодиться ближе к выборам, когда заинтересованные стороны снова могут сделать ставку на примитивные провокации.
Итог пятый. Немощь реформ
Пенсионная реформа почти принята, земельный кадастр узаконен, вступили в силу законы о доступе к публичной информации и о борьбе с коррупцией. Формально продолжается административная реформа. Однако принятые законы не работают. Сопротивление со стороны чиновничьего аппарата всех уровней — сильнейшее, коррупция зашкаливает, что признает сам глава государства. В этих условиях президент находит главного врага реформ — «бюрократа». Находка, прямо скажем, неоригинальная. Видимо, кто-то из политических консультантов президента считает, что на такого врага можно свалить все недостатки в управлении государством.
Но и «новый вредитель» ситуацию не спасает. Население видит лишь ухудшение ситуации в стране. От слова «реформы» обывателю уже дурно. Время для их начала упущено, бюрократ, несмотря на президентские угрозы, по-прежнему ненаказуем, улучшения жизни нет. Да и сами реформаторские меры видятся как вынужденные шаги либо ради получения кредита МВФ, либо для обогащения правящего класса.
Итог шестой. Начато судебное преследование оппозиции
Власть сломала негласный консенсус внутри элиты, решившись на арест экс-премьера. Говорить при этом, что тем самым «регионалы» создали прецедент и для себя, можно, но это дело все-таки неопределенного будущего. А нынешняя ситуация состоит в том, что и Юрий Луценко, и Юлия Тимошенко видимо будут приговорены к тюремному заключению. Власть решилась идти в этих делах до конца. Однако, сажая видных оппозиционеров, она не сможет напугать страну, ибо настоящий страх создается не такими процессами, похожими на фарс, а систематическим и непрекращающимся давлением, когда под колпаком может оказаться любой. В нынешнем украинском государстве такое вряд ли возможно, хотя бы потому, что у нашей политической верхушки нет единства по поводу дальнейшего развития страны. Кроме того, для украинской политической и бизнесовой элиты важно выглядеть «чистыми» перед Западом, что обусловлено вполне практическими соображениями: никому не хочется видеть свои счета замороженными, а себя — в черных списках нежелательных персон.
Итог седьмой. Российское давление усиливается
Россия усиленно «оттягивает» Украину от Европы, используя прямые и незамысловатые методы — торговые войны и антидемпинговые расследования. Инициатор этих процессов — российский премьер Владимир Путин — не скрывает своих целей. Украина может надеяться на газовые скидки только в случае вхождения в Таможенный союз. Такая откровенность вызывает в Киеве резонное отторжение. Власть начинает путаться между желаниями не портить отношения с Москвой, «убежать» от России в Европу и решить внутриполитические проблемы в «донецком духе». Все три цели одновременно недостижимы. И на правильное решение отводится все меньше времени. Россияне подталкивают Украину к окончательному выбору политического вектора. США и ЕС по-прежнему в выжидательной позиции. Но если Штаты в основном выступают как сторонники жесткой линии в отношении украинской власти, то Европа расколота на более и менее лояльных к Украине членов ЕС. Теперь там ждут украинского закона о выборах. И даже если новые избирательные правила окажутся не очень демократичными, вряд ли США и Европа будут «отбрасывать» Украину в российскую зону влияния. Все-таки ресурсы, интересующие Запад, у нас еще имеются — одни только черноземы чего стоят.
Итог восьмой. Трансформация многопартийной системы
Вхождение Сергея Тигипко в Партию регионов стало маркером, обозначившим курс на слом существующей системы многопартийности. Былой принцип «Каждому олигарху — по партии» теперь признается излишеством и роскошью. Власть концентрируется, подбирая под себя тех сателлитов и попутчиков, которые и так уже находились в ее орбите. Ликвидация «проекта Тигипко» вновь показала тщету надежд на появление некой «третьей силы», способной выдержать срединный курс в идеологическом и экономическом смыслах, став выразителем чаяний именно среднего класса. Альтернативы в среде существующих политиков нет, и на предстоящих выборах придется голосовать либо за власть, либо за тех, кого милостиво оставят в виде оппозиции. Неконтролируемые оппозиционеры находятся в тюрьме, следовательно, более-менее свободную политическую деятельность могут вести только оппозиционеры контролируемые. Либо же обладающие столь малым рейтингом, что их потуги не рассматриваются властью всерьез. Условному центристскому электорату сужают поле выбора: ему предлагают либо «Фронт перемен» Яценюка, либо остатки «Батькивщины», либо мелкие политсилы типа «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко. Что касается «Единого Центра» Балоги, Народной партии Литвина и даже Соцпартии, то существует высокая вероятность, что держатели «брендов» этих партий «продадут» их «регионалам» в обмен на пару мест в списках.
Парадоксально, но именно сейчас, после исключения из набора политических персон таких «тяжеловесов», как Тимошенко и Тигипко, остальные партии «посторанжевого» лагеря становятся привлекательными для бизнесменов средней руки, мечтающих прорваться в парламент за депутатской неприкосновенностью и готовых заплатить за место в списке или за выдвижение по округу. Особенно это характерно для областей, где «регионалы» традиционно не пользуются высокой поддержкой — запада и отчасти центра страны, а также тех округов, где популярностью пользуются политики из «Единого Центра», «Блока Литвина» и былой «Сильной Украины».
Что касается других более-менее заметных игроков, то, например, «Свободе», имеющей довольно одиозный имидж, открыто инкриминируют причастность к политическим «раскладам» на Банковой. Иное дело — Арсений Яценюк, по факту становящийся главным оппозиционером. Он отнюдь не тянет на революционного трибуна и также подозревается в визитах на Банковую, но как раз этим повышает свою инвестиционную привлекательность — к нему теперь могут прийти многие представители бизнеса, для которых не хватает места в ПР, а поддержка иных политсил выглядит опасной либо бесперспективной.
Итоговый баланс
В новый политический сезон Украина входит с почти полностью демонтированной системой отношений «оранжевого» периода. Однако, поглощая потенциальных конкурентов и подминая под себя политическое поле, «регионалы» создают не безальтернативное будущее для себя, а совершенно иную политическую реальность. В этой реальности «свято место» все равно заполнят силы и политики, ранее находившиеся в тени Тимошенко. Этим силам предстоит, по логике исторического развития, становиться во главе (или пристраиваться в корму) новых потрясений, которые ждут нашу страну в ближайшие пять-десять лет.
В политическом плане мы находимся на пороге предвыборного периода, когда стоит ожидать множества акций, лозунгов, разоблачений, интриг и провокаций. Но более всего важна ситуация экономическая: если грянут пресловутая вторая волна кризиса, дефолт и заработает пенсионная, как бы, реформа, обыватель вынужден будет выйти на митинги и протесты. Власть экспериментирует с давлением на общество, будто бы проверяя народ на стойкость. И в исторически обозримых пределах получит от народа ответ.
*Опрос был проведен Киевским международным институтом социологии 10–20 июня 2011 года. Опрошено 2040 респондентов во всех областях Украины и Крыма. За Партию регионов готовы отдать свои голоса 13,5% избирателей, за БЮТ — 10,9% опрошенных. Год назад — 38% и 11,2% соответственно.
**Опрос проводился компанией TNS с 7 по 14 июля. Опрошено 1200 респондентов в возрасте 16–75 лет. По данным исследования, если бы в Украине в ближайшее воскресенье состоялись досрочные выборы в Верховную Раду, то преодолеть трехпроцентный барьер смогли бы только четыре партии: Партия регионов (20,3%), «Батькивщина» (14,7%), «Фронт перемен» (9,1%), а также Коммунистическая партия Украины (3,4%).
***Социологическое исследование Центра Разумкова, проводившееся с 19 по 26 мая 2011 года, показало: большая часть украинцев (63,4%) считает, что события в стране развиваются в неправильном направлении. Опрошено 2008 респондентов старше 18 лет во всех регионах Украины. Погрешность выборки не превышает 2,3%.