Паника на авторынке, начавшаяся после того, как Минэкономики дал старт специальному расследованию против наиболее ходовых иномарок, пригрозив обложить их дополнительной пошлиной в 34-47%, позволила дилерам неплохо заработать. В июле продажи выросли на 20%, и август, судя по всему, будет столь же «урожайным».
Парадоксально, но больше других пользы из этой ситуации смогли извлечь отечественные производители, которые и были инициаторами «репрессий» против импортеров.
Отечественный авторынок, который в начале лета заметно просел (снижение продаж, по сравнению с маем, составило до 10%), сейчас вновь демонстрирует впечатляющие показатели. По данным компании Autoconsulting, в июле дилеры продали более 20 тыс. новых авто, что на 20% больше, чем в июне и более чем на треть, чем на аналогичный период прошлого года. В автосалонах рассчитывают, что не менее удачным будет и август: по предварительным подсчетам, объемы реализации удастся сохранить на июльском уровне. И это несмотря на то, что у дилеров окончательно исчерпались складские запасы техники, завезенной еще до кризиса и продающейся с существенным дисконтом (по мнению экспертов, именно наличие таких машин двигало рынок в течение последнего года).
Кредиты и угроза роста цен оживили рынок
По словам главы компании Autoconsulting Олега Омельницкого, по сути, рынок вышел на первые посткризисные рекорды. Эксперт связывает нынешнюю активизацию покупателей несколькими факторами. Среди них, в частности, увеличение кредитных предложений. Доля машин, реализованных в рассрочку, в июле достигла 19%, что также является посткризисным рекордом, ведь в предыдущие месяцы эта цифра не превышала 15-17%. Некоторые компании продают в кредит еще больше.
Спецрасследование Минэкономики и угроза введения дополнительных пошлин стали главным фактором, «раскачавшим» авторынок
Руководитель автомобильного бизнеса «ВиДи Груп» Артем Ткаченко рассказывает, что у них в июле доля кредитных сделок достигла 21%, тогда как по итогам первого полугодия этот показатель не превышал 18,5%. Свою роль сыграли и слухи о новой волне кризиса и возможном обесценивании мировых валют. Многие граждане, имеющие сбережения в долларах и евро, предпочли вложить их в покупки. Нагнетание паники сработает и в августе, ведь украинцы продолжают «пристраивать» свои накопления, присматриваясь к недвижимости и автомобилям.
Но, как говорят дилеры, главным фактором, «раскачавшим» авторынок, стала паника, связанная с начавшимся 2 июля специальным расследованием Межведомственной комиссией по международной торговле при Минэкономики и угроза введения дополнительных пошлин на иномарки в размере от 34% до 47%.
Напомним: спецрасследование инициировала профильная ассоциация украинских производителей авто «Укравтопром» (в нее входят ЗАЗ, «Богдан», КРАЗ и пр.), по данным которой из-за засилья импортной техники отечественные заводы сократили объемы производства на 15-20%. Автомобильное лобби ополчилось, в частности, против машин с объемом двигателя от 1 до 2,2л, то есть, наиболее ходовых на нашем рынке моделей. Если чиновники прислушаются к их жалобам, такие авто могут подорожать почти вполовину, что и заставляет украинцев поторопиться с покупкой.
Инициаторы паники хорошо на ней заработали
Наиболее востребованными сейчас являются машины в ценовых диапазонах EURO 6,5-10 тыс. и EURO 10-15 тыс. Именно на них в июле пришлось 58% продаж. Это говорит о том, что счастливыми владельцами «железных коней» спешат стать, в основном, небогатые украинцы.
Артем Ткаченко называет хитами летних продаж автомобили по цене $ 23-25 тыс. В частности, в их салонах наибольшим спросом пользовались Toyota Corolla, Honda Civic, Ford Focus, Citroen C4, Peugeot 308. Покупатели авто среднего класса ($ 33-36 тыс.) предпочли Honda CR-V, Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Mazda 6, Subaru Forester, а состоятельные автолюбители - Lexus LX, Lexus GX, Infiniti FX. Но тех, кто готов расстаться с большими суммами, сейчас сравнительно немного – тот же премимум- сегмент, который даже в худшие времена рос на 20-30% в месяц, в июле, по данным некоторых импортеров, прибавил в объемах всего 10%.
Очевидный крен рынка в пользу эконом-класса сыграл на руку отечественным автопроизводителям, которые, собственно, и затеяли спецрасследование. К примеру, по данным Autoconsulting, показатели ЗАЗа в июле даже опережали рыночные. По сравнению с июнем они выросли почти на 29% (продано 1, 9 тыс. авто). Объемы реализации Chevrolet вообще увеличились на 45% (до 1,4 тыс. шт). Продажи китайских марок Chery и Geely, которые частично собирают на мощностях ЗАЗа и Кременчугского автозаводов и вовсе побили все рекорды – их динамика составила 77,2% (601шт) и 46,7% (638шт) соответственно.
Украинцы, напуганные слухами о возможном подорожании автомобилей, не стали разбираться, какие именно марки рискую вырасти в цене, а, поспешив в салоны, естественно, остановили свой выбор на том, на что хватило денег. То есть, отечественные производители уже получили дивиденды. Возникает резонный вопрос – если продажи украинских сборщиков растут с опережением, зачем же закрывать рынок от импорта. Очевидно, этот аргумент озадачил и чиновников. Как сообщил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, в средине августа Межведомственная комиссия по международной торговле отложила введение спецпошлин и дала импортерам время до 1 сентября, чтобы предоставить доказательную базу, свидетельствующую в их пользу.
Дилеры не сомневаются, что цифры автопродаж говорят сами за себя и смогут убедить чиновников отменить непопулярное расследование, тем более, что свое неодобрение будущим санкциям уже высказали ведущие автопроизводители Европы и Японии, а также руководство ВТО.