Контракти.ua

Автор: Татьяна Гармаш —  4187  —  26.08.11
Отечественные производители зарабатывают на угрозе подорожания иномарок
Отечественные производители зарабатывают на угрозе подорожания иномарок

Паника на авторынке, начавшаяся после того, как Минэкономики дал старт специальному расследованию против наиболее ходовых иномарок, пригрозив обложить их дополнительной пошлиной в 34-47%, позволила дилерам неплохо заработать. В июле продажи выросли на 20%, и август, судя по всему, будет столь же «урожайным».

Парадоксально, но больше других пользы из этой ситуации смогли извлечь отечественные производители, которые и были инициаторами «репрессий» против импортеров.

Отечественный авторынок, который в начале лета заметно просел (снижение продаж, по сравнению с маем, составило до 10%), сейчас вновь демонстрирует впечатляющие показатели. По данным компании Autoconsulting, в июле дилеры продали более 20 тыс. новых авто, что на 20% больше, чем в июне и более чем на треть, чем на аналогичный период прошлого года. В автосалонах рассчитывают, что не менее удачным будет и август: по предварительным подсчетам, объемы реализации удастся сохранить на июльском уровне. И это несмотря на то, что у дилеров окончательно исчерпались складские запасы техники, завезенной еще до кризиса и продающейся с существенным дисконтом (по мнению экспертов, именно наличие таких машин двигало рынок в течение последнего года).

Кредиты и угроза роста цен оживили рынок

По словам главы компании Autoconsulting Олега Омельницкого, по сути, рынок вышел на первые посткризисные рекорды. Эксперт связывает нынешнюю активизацию покупателей несколькими факторами. Среди них, в частности, увеличение кредитных предложений. Доля машин, реализованных в рассрочку, в июле достигла 19%, что также является посткризисным рекордом, ведь в предыдущие месяцы эта цифра не превышала 15-17%. Некоторые компании продают в кредит еще больше.

Спецрасследование Минэкономики и угроза введения дополнительных пошлин стали главным фактором, «раскачавшим» авторынок

Руководитель автомобильного бизнеса «ВиДи Груп» Артем Ткаченко рассказывает, что у них в июле доля кредитных сделок достигла 21%, тогда как по итогам первого полугодия этот показатель не превышал 18,5%. Свою роль сыграли и слухи о новой волне кризиса и возможном обесценивании мировых валют. Многие граждане, имеющие сбережения в долларах и евро, предпочли вложить их в покупки. Нагнетание паники сработает и в августе, ведь украинцы продолжают «пристраивать» свои накопления, присматриваясь к недвижимости и автомобилям.

Но, как говорят дилеры, главным фактором, «раскачавшим» авторынок, стала паника, связанная с начавшимся 2 июля специальным расследованием Межведомственной комиссией по международной торговле при Минэкономики и угроза введения дополнительных пошлин на иномарки в размере от 34% до 47%.

Напомним: спецрасследование инициировала профильная ассоциация украинских производителей авто «Укравтопром» (в нее входят ЗАЗ, «Богдан», КРАЗ и пр.), по данным которой из-за засилья импортной техники отечественные заводы сократили объемы производства на 15-20%. Автомобильное лобби ополчилось, в частности, против машин с объемом двигателя от 1 до 2,2л, то есть, наиболее ходовых на нашем рынке моделей. Если чиновники прислушаются к их жалобам, такие авто могут подорожать почти вполовину, что и заставляет украинцев поторопиться с покупкой.

Инициаторы паники хорошо на ней заработали

Наиболее востребованными сейчас являются машины в ценовых диапазонах EURO 6,5-10 тыс. и EURO 10-15 тыс. Именно на них в июле пришлось 58% продаж. Это говорит о том, что счастливыми владельцами «железных коней» спешат стать, в основном, небогатые украинцы.
Артем Ткаченко называет хитами летних продаж автомобили по цене $ 23-25 тыс. В частности, в их салонах наибольшим спросом пользовались Toyota Corolla, Honda Civic, Ford Focus, Citroen C4, Peugeot 308. Покупатели авто среднего класса ($ 33-36 тыс.) предпочли Honda CR-V, Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Mazda 6, Subaru Forester, а состоятельные автолюбители - Lexus LX, Lexus GX, Infiniti FX. Но тех, кто готов расстаться с большими суммами, сейчас сравнительно немного – тот же премимум- сегмент, который даже в худшие времена рос на 20-30% в месяц, в июле, по данным некоторых импортеров, прибавил в объемах всего 10%.

Очевидный крен рынка в пользу эконом-класса сыграл на руку отечественным автопроизводителям, которые, собственно, и затеяли спецрасследование. К примеру, по данным Autoconsulting, показатели ЗАЗа в июле даже опережали рыночные. По сравнению с июнем они выросли почти на 29% (продано 1, 9 тыс. авто). Объемы реализации Chevrolet вообще увеличились на 45% (до 1,4 тыс. шт). Продажи китайских марок Chery и Geely, которые частично собирают на мощностях ЗАЗа и Кременчугского автозаводов и вовсе побили все рекорды – их динамика составила 77,2% (601шт) и 46,7% (638шт) соответственно.

Украинцы, напуганные слухами о возможном подорожании автомобилей, не стали разбираться, какие именно марки рискую вырасти в цене, а, поспешив в салоны, естественно, остановили свой выбор на том, на что хватило денег. То есть, отечественные производители уже получили дивиденды. Возникает резонный вопрос – если продажи украинских сборщиков растут с опережением, зачем же закрывать рынок от импорта. Очевидно, этот аргумент озадачил и чиновников. Как сообщил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, в средине августа Межведомственная комиссия по международной торговле отложила введение спецпошлин и дала импортерам время до 1 сентября, чтобы предоставить доказательную базу, свидетельствующую в их пользу.

Дилеры не сомневаются, что цифры автопродаж говорят сами за себя и смогут убедить чиновников отменить непопулярное расследование, тем более, что свое неодобрение будущим санкциям уже высказали ведущие автопроизводители Европы и Японии, а также руководство ВТО.

Статьи по теме
В Україні різко зріс імпорт вживаних авто до 5 років
В Україні різко зріс імпорт вживаних авто до 5 років

За 9 місяців з початку року українці придбали 50,1 тис. ввезених з-за кордону вживаних легковиків віком до 5 років, що на 60% більше, ніж торік.
22.10 — 232

В Україні впав попит на електромобілі
В Україні впав попит на електромобілі

Український автопарк поповнили 4289 електромобілів у вересні, що на 33% менше за рекордний показник серпня.
08.10 — 272

Попит на електрокари зріс на 70%
Попит на електрокари зріс на 70%

У серпні 2024 року український автопарк поповнили 6445 авто на акумуляторних джерелах живлення (BEV), що на 68% більше, ніж у серпні 2023 року.
10.09 — 329